Сказки о насекомых, птицах, животных
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Франчик Валерия Леонидовна

Сборник сказок о насекомых, птицах, животных для чтения на "Поляне сказок". Проект "Прекрасная планета по имени Земля!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_o_nasekomyh_ptitsah_zhivotnyh.docx899.36 КБ

Предварительный просмотр:

Поляна сказок. Сказки о насекомых

Сказка про дождевого червяка

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.

- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.

- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.

- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Вопросы:

- Почему дождевой червяк обиделся?

- Полезны ли дождевые червяки?

- Все ли насекомые полезны?

https://i0.wp.com/adella.ru/wp-content/uploads/2018/04/chervak-1024x681.jpg

Экологическая сказка

«Катя и божья коровка»

Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:

— Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.

– Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает? – Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.

– Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка. – Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.

– Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

Как вы думаете, что ответила божья коровка?

–   Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» — объяснила божья коровка.

– Извини, пожалуйста, – сказала девочка, – я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам. И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.

–  Куда делась бабочка? – удивилась девочка.

–  Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?

–   Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: –   Я хочу быть другом.

–  Ну и правильно, –   заметила божья коровка, –   у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые опылители.

–   Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!

–   Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало. — А вот ещё шмель, только поменьше, — воскликнула девочка. — Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.

–   Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.

–   Да, все насекомые очень хитрые, –   с гордостью произнесла божья коровка. В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики. –   Кто же это стрекочет? – спросила Катя.

–   Это кузнечики, –   объяснила божья коровка. –  Мне бы хотелось увидеть кузнечика! Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула.

Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.

–  А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, –   засмеялась девочка.

–   Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?

–   Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.

–  Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.

Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.

–  Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:

–   Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.

–  Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, –   пообещала ей божья коровка.

Вопросы:

Кого Катя встретила на лугу?

О чём попросила Катю божья коровка?

Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?

Чем полезны стрекозы?

Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?

Как насекомые спасаются от врагов?

Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2446940/17ac9359-148f-4cd7-a626-68abd36dcbe1/s1200?webp=false

Как скворец себе дом выбирал

Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.

Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.

        Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.

И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.

Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.

- Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!

Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:

- У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.

Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.

Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.

- Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.

В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.

- Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?

- Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.

Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.

-Нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.

В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.

- Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика?

- Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.

Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.

Делать нечего! И скворушка полетел дальше.

На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.

День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.

- Папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!

- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.

На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.

Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/367895/2890fc0a-e1e8-4429-ad0f-df295030d4f8/s1200?webp=false

Сказка о букашке и мальчике

Ира Степанова

Жила-была букашка.

Просыпалась вместе с солнышком, умывалась росой, делала зарядку – приседала на зеленой травке, подтягивалась на колокольчике, завтракала земляникой и бежала по своим букашечным делам.

Их у нее было предостаточно: обойти всю лужайку, поздороваться с муравьями, причесать многочисленных дочек гусеницы, протереть росой и позолотить солнышком бабочкины крылышки.

Если честно, никто букашку не заставлял это делать.

Просто ей было приятно видеть, как цветет доброй сказкой ее родная лужайка, как дружно трудятся ее приветливые соседи – муравьи, как красуются друг перед дружкой крохотные гусенички, весело перебирая мохнатыми ножками, как танцуют в синем небе бабочки-красавицы.

Да, это была добрая, очень добрая букашка.

Однажды на своей лужайке она встретила маленького мальчика.

Мальчик был прекрасным – в десять раз красивее всех гусениц на лужайке и раз в двадцать милее всех знакомых букашке бабочек.

У него были темные волосы, яркие смородиновые глазки, белые нежные ручки, которые пахли в сотни раз лучше букашкиной лужайки – чем-то сладким, воздушным, кружащим голову и щемящим сердце.

Букашка бесстрашно подошла и села на ботинок мальчика.

Тот сначала испугался, негромко вскрикнул, а потом, опустившись на колени, весело рассмеялся и взял букашку на руки.

Так букашка начала дружить со сладко пахнущим мальчиком.

Она забыла про гусениц, муравьев, бабочек.

Она больше не ходила к ним.

Ранним утром, еще до солнышка, бежала к тропинке и ждала своего любимого мальчика.

Он приходил, угощал букашку сахаром, конфетами, крошками печенья, и они шли гулять.

Букашка показывала своему новому другу все тайные места и тропки на лужайке, дарила цветы, ягоды, ловила для него солнечные лучики в лопушок.

А однажды мальчик не пришел.

Просто взял и не пришел.

Букашка каждое бежала на тропинку, ждала своего друга.

Она не ела, не пила и даже не спала.

Наконец самый мудрый на лужайке муравей сжалился над букашкой и прошептал ей в ушко:

- Милая, милая букашка! Пойми, он – человек, а ты – букашка, добрая, хорошая букашка. Люди интересуются нами, изучают под толстенными стеклами. А потом мы им надоедаем. И они бегут искать новых букашек… Твой мальчик слишком похож на людей…

Букашка молча выслушала слова мудрого муравья.

На следующий день проснулась вместе с солнышком, умылась росой, сделала зарядку – поприседала на зеленой травке, подтянулась на колокольчике, позавтракала земляничкой и побежала по своим букашечным делам.

Их у нее было предостаточно: обойти всю лужайку, поздороваться с муравьями, причесать многочисленных дочек гусеницы, протереть росой и позолотить солнышком бабочкины крылышки.

Только букашка не улыбалась.

Свою улыбку она подарила мальчику.

Завернула в земляничный листок и подарила.

Это была добрая, очень добрая букашка.

А тот забыл вернуть.

Он был слишком похож на людей…

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/911433/12b83c99-7e84-4ebd-a590-5f47d8ff5782/s1200

Глупая птица

У Кати была подружка Лена. Девочки дружили с детского сада. И всегда Лена придумывала интересные игры. Вот как-то позвала она Катю:

— Пойдём, Катя, я покажу тебе гнёздышко!

— Гнёздышко? – удивляется Катя. — Настоящее?

— Самое настоящее! – уверяет Катю Лена. – Из травки сделано.

— А птичка в нём есть? – снова спрашивает Катя.

— Нет, птичку я не видела. А яички есть, целых три. Маленькие, беленькие, как будто конфетки в гнёздышке лежат. Я их пальчиком потрогала – они тёплые. Наверное, мама-птичка рядом. Пойдём, сама посмотришь.

Нахмурилась Катя.

— Нет, Лена, я не пойду. И ты не ходи! Разве не знаешь, нельзя разорять птичьи гнёзда! Нам Татьяна Ивановна говорила, что птички не любят, когда к их гнёздам подходят.

Лена рассердилась.

— Глупая ты, Катя. Разве я мальчишка, чтобы птичьи гнёзда разорять? Разве я что-то плохое сделала? Только посмотрела. А ты не хочешь, не смотри.

— И не буду! И Татьяне Ивановне всё про тебя расскажу!

Поссорились подружки. Разошлись по углам, надулись. День прошёл, другой, они всё врозь. На уроке математики сели на разные парты. Увидела это учительница и спрашивает:

— Отчего, Катюша, вы с Леной на разные парты сели? Обидела она тебя?

— Нет, не меня, — тихо отвечает Катя. – Она птичку обидела.

— Вовсе я не обижала птичку, — сердится Лена. – Я только на гнёздышко с яичками смотреть ходила. Хотела увидеть, как птенчики вылупятся.

— Ну, увидела? – спрашивает Татьяна Ивановна.

Покраснела Лена.

— Нет, не увидела. Глупая птица яички бросила. А гнездо вчера кот Васька разорил.

Посмотрела на неё учительница, головой покачала:

— Нет, Лена, птица не глупая.

— А чего же она тогда гнездо бросила?

Ничего Татьяна Ивановна не ответила. Вздохнула и пошла на доске примеры писать.

А на перемене оставила Лену в кабинете и объяснила, что Катя была права. К птичьим гнёздам нельзя подходить близко, чтобы не напугать птичку, иначе она улетит от гнезда и больше не вернётся. А ещё коты и собаки могут увидеть гнёздышко, если часто к нему ходить, и разорить его. Лена всё поняла и пообещала Татьяне Ивановне, что с Катей помирится и никогда больше не мешать птицам насиживать яички.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки о насекомых

Подборка сказок о насекомых....

Игра "Четвертый лишний" по лексическим темам "Насекомые", "Домашние животные", "Зимующие птицы", "Комнатные растения".

Ребенок называет картинки и фломастером (если картинка заламинированна, можно использовать многократно), зачеркивает лишнюю, объясняя свой выбор. Например, в игре "Насекомые"  лишняя картинка в п...

Слайд-шоу \'\'Сказка про насекомых\'\' (авторские стихи)

Слайд-шоу ''Сказка про насекомых'' (авторские стихи)...

Физминутки с насекомыми и животными

Физминутки для детей дошкольного возраста...

сказки о насекомых

сказки это то с чего мы учимся понимать окружающий мир, его обитателей, их образ жизни....

Сказки для детей "Сказки о насекомых"

В этом сборнике представлены сказки  о насекомых для детей среднего дошкольного возраста....

Зимовье птиц, животных, насекомых, и т.д

Зимовье птиц, животных, насекомых....