Сказки о насекомых, птицах, животных
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Сборник сказок о насекомых, птицах, животных для чтения на "Поляне сказок". Проект "Прекрасная планета по имени Земля!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_o_nasekomyh_ptitsah_zhivotnyh.docx | 899.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Поляна сказок. Сказки о насекомых
Сказка про дождевого червяка
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:
- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?
- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
Вопросы:
- Почему дождевой червяк обиделся?
- Полезны ли дождевые червяки?
- Все ли насекомые полезны?
Экологическая сказка
«Катя и божья коровка»
Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
— Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
– Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает? – Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
– Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка. – Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
– Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
Как вы думаете, что ответила божья коровка?
– Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» — объяснила божья коровка.
– Извини, пожалуйста, – сказала девочка, – я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам. И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
– Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
– Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
– Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: – Я хочу быть другом.
– Ну и правильно, – заметила божья коровка, – у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые опылители.
– Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
– Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало. — А вот ещё шмель, только поменьше, — воскликнула девочка. — Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
– Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
– Да, все насекомые очень хитрые, – с гордостью произнесла божья коровка. В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики. – Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
– Это кузнечики, – объяснила божья коровка. – Мне бы хотелось увидеть кузнечика! Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула.
Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
– А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, – засмеялась девочка.
– Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
– Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
– Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
– Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
– Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
– Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, – пообещала ей божья коровка.
Вопросы:
Кого Катя встретила на лугу?
О чём попросила Катю божья коровка?
Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
Чем полезны стрекозы?
Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
Как насекомые спасаются от врагов?
Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?
Как скворец себе дом выбирал
Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.
Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.
Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.
И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.
Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.
- Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!
Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:
- У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.
Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.
Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.
- Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.
В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.
- Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?
- Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.
Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.
-Нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.
В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.
- Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика?
- Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.
Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.
Делать нечего! И скворушка полетел дальше.
На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.
День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.
- Папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!
- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.
На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.
Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки.
Сказка о букашке и мальчике
Ира Степанова
Жила-была букашка.
Просыпалась вместе с солнышком, умывалась росой, делала зарядку – приседала на зеленой травке, подтягивалась на колокольчике, завтракала земляникой и бежала по своим букашечным делам.
Их у нее было предостаточно: обойти всю лужайку, поздороваться с муравьями, причесать многочисленных дочек гусеницы, протереть росой и позолотить солнышком бабочкины крылышки.
Если честно, никто букашку не заставлял это делать.
Просто ей было приятно видеть, как цветет доброй сказкой ее родная лужайка, как дружно трудятся ее приветливые соседи – муравьи, как красуются друг перед дружкой крохотные гусенички, весело перебирая мохнатыми ножками, как танцуют в синем небе бабочки-красавицы.
Да, это была добрая, очень добрая букашка.
Однажды на своей лужайке она встретила маленького мальчика.
Мальчик был прекрасным – в десять раз красивее всех гусениц на лужайке и раз в двадцать милее всех знакомых букашке бабочек.
У него были темные волосы, яркие смородиновые глазки, белые нежные ручки, которые пахли в сотни раз лучше букашкиной лужайки – чем-то сладким, воздушным, кружащим голову и щемящим сердце.
Букашка бесстрашно подошла и села на ботинок мальчика.
Тот сначала испугался, негромко вскрикнул, а потом, опустившись на колени, весело рассмеялся и взял букашку на руки.
Так букашка начала дружить со сладко пахнущим мальчиком.
Она забыла про гусениц, муравьев, бабочек.
Она больше не ходила к ним.
Ранним утром, еще до солнышка, бежала к тропинке и ждала своего любимого мальчика.
Он приходил, угощал букашку сахаром, конфетами, крошками печенья, и они шли гулять.
Букашка показывала своему новому другу все тайные места и тропки на лужайке, дарила цветы, ягоды, ловила для него солнечные лучики в лопушок.
А однажды мальчик не пришел.
Просто взял и не пришел.
Букашка каждое бежала на тропинку, ждала своего друга.
Она не ела, не пила и даже не спала.
Наконец самый мудрый на лужайке муравей сжалился над букашкой и прошептал ей в ушко:
- Милая, милая букашка! Пойми, он – человек, а ты – букашка, добрая, хорошая букашка. Люди интересуются нами, изучают под толстенными стеклами. А потом мы им надоедаем. И они бегут искать новых букашек… Твой мальчик слишком похож на людей…
Букашка молча выслушала слова мудрого муравья.
На следующий день проснулась вместе с солнышком, умылась росой, сделала зарядку – поприседала на зеленой травке, подтянулась на колокольчике, позавтракала земляничкой и побежала по своим букашечным делам.
Их у нее было предостаточно: обойти всю лужайку, поздороваться с муравьями, причесать многочисленных дочек гусеницы, протереть росой и позолотить солнышком бабочкины крылышки.
Только букашка не улыбалась.
Свою улыбку она подарила мальчику.
Завернула в земляничный листок и подарила.
Это была добрая, очень добрая букашка.
А тот забыл вернуть.
Он был слишком похож на людей…
Глупая птица
У Кати была подружка Лена. Девочки дружили с детского сада. И всегда Лена придумывала интересные игры. Вот как-то позвала она Катю:
— Пойдём, Катя, я покажу тебе гнёздышко!
— Гнёздышко? – удивляется Катя. — Настоящее?
— Самое настоящее! – уверяет Катю Лена. – Из травки сделано.
— А птичка в нём есть? – снова спрашивает Катя.
— Нет, птичку я не видела. А яички есть, целых три. Маленькие, беленькие, как будто конфетки в гнёздышке лежат. Я их пальчиком потрогала – они тёплые. Наверное, мама-птичка рядом. Пойдём, сама посмотришь.
Нахмурилась Катя.
— Нет, Лена, я не пойду. И ты не ходи! Разве не знаешь, нельзя разорять птичьи гнёзда! Нам Татьяна Ивановна говорила, что птички не любят, когда к их гнёздам подходят.
Лена рассердилась.
— Глупая ты, Катя. Разве я мальчишка, чтобы птичьи гнёзда разорять? Разве я что-то плохое сделала? Только посмотрела. А ты не хочешь, не смотри.
— И не буду! И Татьяне Ивановне всё про тебя расскажу!
Поссорились подружки. Разошлись по углам, надулись. День прошёл, другой, они всё врозь. На уроке математики сели на разные парты. Увидела это учительница и спрашивает:
— Отчего, Катюша, вы с Леной на разные парты сели? Обидела она тебя?
— Нет, не меня, — тихо отвечает Катя. – Она птичку обидела.
— Вовсе я не обижала птичку, — сердится Лена. – Я только на гнёздышко с яичками смотреть ходила. Хотела увидеть, как птенчики вылупятся.
— Ну, увидела? – спрашивает Татьяна Ивановна.
Покраснела Лена.
— Нет, не увидела. Глупая птица яички бросила. А гнездо вчера кот Васька разорил.
Посмотрела на неё учительница, головой покачала:
— Нет, Лена, птица не глупая.
— А чего же она тогда гнездо бросила?
Ничего Татьяна Ивановна не ответила. Вздохнула и пошла на доске примеры писать.
А на перемене оставила Лену в кабинете и объяснила, что Катя была права. К птичьим гнёздам нельзя подходить близко, чтобы не напугать птичку, иначе она улетит от гнезда и больше не вернётся. А ещё коты и собаки могут увидеть гнёздышко, если часто к нему ходить, и разорить его. Лена всё поняла и пообещала Татьяне Ивановне, что с Катей помирится и никогда больше не мешать птицам насиживать яички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки о насекомых
Подборка сказок о насекомых....
Игра "Четвертый лишний" по лексическим темам "Насекомые", "Домашние животные", "Зимующие птицы", "Комнатные растения".
Ребенок называет картинки и фломастером (если картинка заламинированна, можно использовать многократно), зачеркивает лишнюю, объясняя свой выбор. Например, в игре "Насекомые" лишняя картинка в п...
Слайд-шоу \'\'Сказка про насекомых\'\' (авторские стихи)
Слайд-шоу ''Сказка про насекомых'' (авторские стихи)...
Физминутки с насекомыми и животными
Физминутки для детей дошкольного возраста...
сказки о насекомых
сказки это то с чего мы учимся понимать окружающий мир, его обитателей, их образ жизни....
Сказки для детей "Сказки о насекомых"
В этом сборнике представлены сказки о насекомых для детей среднего дошкольного возраста....
Зимовье птиц, животных, насекомых, и т.д
Зимовье птиц, животных, насекомых....