Консультация для педагогов «Лёгкая адаптация малышей к детскому саду, с помощью устного народного творчества»
консультация (младшая группа)

Папушина Елена Сергеевна

Для  успешной организации процесса адаптации малышей  нам педагогам необходимо хорошо  знать особенности развития  детей раннего возраста, учитывать социальную  ситуацию  развития каждого малыша. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Лёгкая адаптация малышей к детскому саду,

с помощью устного народного творчества»

Воспитатель: Папушина Е.С.

Для  успешной организации процесса адаптации малышей  нам педагогам необходимо хорошо  знать особенности развития  детей раннего возраста, учитывать социальную  ситуацию  развития каждого малыша. Для решения выделенных задач  воспитателю необходимо активно  реализовывать процесс  самообразования- знакомиться с новыми методическими разработками  по проблеме адаптации детей раннего возраста, активно сотрудничать с психологом, педагогами  имеющими опыт  проведения адаптационной компании .  Способствует положительному результату в работе с детьми раннего возраста -  использование  произведений  устного народного творчества.  Из своего опыта работы с детьми раннего возраста могу сказать, что  произведения  фольклора  имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Поэтому в своей работе с малышами в адаптационный период  за основу  мы взяли фольклорные произведения. Ценность  детского   фольклора  заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, пестушки, песенки таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток, во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.)

Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, во время расставания детей с родителями я переключаю внимание ребёнка на  себя, непросто как на «чужую тётю», а как на знакомого детям персонажа (встречаю малыша с улыбкой на лице, присаживаюсь к нему, чтобы наши глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой. 

Доброе утро, Алёшенька  дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

 Или надеваю маску- шапочку «Курочки», «Медведя», «Зайки».  Причём персонажи присутствуют на протяжении всего времени , пока ребёнок находится в группе. Такой приём в группу детям интересен, ребёнок перестаёт плакать ,беспокоиться, адаптация проходит намного  легче. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки заболи

У вороны заболи

А у Толеньки заживи.

или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

        

        Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не нравятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу: 

Водичка, водичка,

Умой Лизе (Ксюше) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Когда детям  мылим руки, сопровождаю их действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся. 

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.


Удачно подобранная потешка помогает нам воспитателям во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Катя ела.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку, 

Вкусную, пушистую, 

Мягкую, душистую.

При одевании детей на прогулку проговариваю:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки малышки.


Процесс пробуждения детей мы сопровождали чтением потешек, пестушек:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Или: 

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой. 

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

Особая роль в развитие детей раннего возраста принадлежит сюжетным игрушкам с изображением животных. Образами животных пронизан детский фольклор, при этом упомянутые  в  потешках, пестушках, песенках  занимаются человеческими делами (варят кашу, баюкают малышей, пекут прянички), что имеет большое значение не только для познавательного  развития малыша и ознакомления его с окружающим миром, но и для развития фантазии и  умения действовать в воображаемом плане. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. С помощью потешки я  вызываю у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:

          Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Оленька (Ксюшенька) пойдет,

Через киску упадет!

Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться ко взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи.
На этапе адаптации использую игры, направленные на развитие тактильно – кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Я  включаю пальчиковые игры и во все виды деятельности детей. 

Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Многолетний опыт работы, показал,  что  использование малых жанров фольклорных произведений, наряду с другими факторами,  способствует психо - эмоциональному благополучию детей, помогает им почувствовать себя комфортно и защищено, что   облегчает  период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому,  так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами  народной мудрости.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Консультация родителей по адаптации детей в детском саду " в помощь воспитателям .

Как сделать своему малышу хорошее вхождение в новый коллектив....

Консультация для родителей Адаптация детей в детском саду "В помощь родителям!"

Что такое адаптация? Как преодолеть трудности адаптации и детям и родителям....

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Развитие речи и обогащение словаря дошкольников с помощью устного народного творчества

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в до...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью устного народного творчества».

Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество. Потешки, скороговорки, сказки, поговорки, пословици являются отличным мат...

Развитие речевой деятельности детей раннего возраста с помощью устного народного творчества у детей от 1,5 до 2 лет.

Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имею...