Проект "Дети войны"
проект

Новикова Лариса Олеговна

Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2022 году исполняется 77 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.

Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.

Проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 77-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Детство, опалённое войной»

День памяти –Победы праздник,

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец, как дар, всё это

Ведь это нужно нам, живым.

 

Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2022 году исполняется 77 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.

Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.

Проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 77-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».
В результате работы над проектом воспитанники узнают о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, с помощью взрослых найдут ответы на вопросы: Как Великая Отечественная война отразилась на судьбах детей? Какие растения спасали от голодной смерти детей во время войны? Какие памятники увековечили детей войны? Как художественная литература (стихотворения и рассказы) отражают картины военного детства? Как художники кистью и красками рассказывают нам о детях войны? Как война отразилась на семьях воспитанников?
Проект рассчитан на педагогов, детей старшего возраста  (5-7лет) «Дюймовочка», «Аленький цветочек», «Золотая рыбка», «Белоснежка», их родителей и людей старшего поколения.

Автор  проекта: методист  МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23 Новикова Л.О. (Республика Карелия, г. Сортавала).
Тип проекта:
 средне-срочный (март-май), информационно-исследовательский.
Источники устной информации: рассказы близких родственников

Источники документальной информации: материалы историко-краеведческого музея, экскурсии в детскую библиотеку
семейные архивы.
Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Задачи:
- Организация поисковой, исследовательской деятельности детей и родителей.
- Помочь лучше узнать историю России, историю малой родины, своей семьи.
- Гармонизация внутрисемейных отношений.
В течение реализации проекта предусматриваются: экскурсии по городу, мероприятия в краеведческом музее, познавательные занятия и беседы по теме, чтение книг  о детях в годы войны, рассматривание старых фотографий из семейного альбома, иллюстраций, репродукций картин по теме, разучивание стихов  и песен о войне и другое.
Задачи исследования:
1.Собрать информацию о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.
2. Собрать информацию о памятниках детям, погибших в годы Великой Отечественной войны.
4. Сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет.

1 этап: Подготовительный.

1. Выявление проблемы.

2. Разработка и утверждение плана мероприятий на тему «Детство, опалённое войной».

3. Анкетирование среди родителей на тему «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?»

2 этап: Организационный

1. Создание в группах уголков "Никто не забыт и ничто не забыто".

2. Проведение мероприятий, согласно разработанного плана.

3 этап: Завершающий.

1. Торжественное празднование Дня Победы (детский утренник  для детей, родителей и старшего поколения «Детство, опалённое войной»).

2. Выставка рисунков на асфальте (вернисаж)  «Открытка ветерану», выставка рисунков «И снова май, цветы, салют и слезы».

3. Подведение итогов (педагогический час). Определение перспектив.

Ресурсы проекта:

Музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (хроники с песнями) военных лет, ноутбук, художественная литература, по теме Великой Отечественной войне.

 

Описание видов деятельности

Дата проведения

Ожидаемые результаты

1 этап.

- Педагогический час (Обсуждение с педагогами вопроса, связанного с проектной и исследовательской деятельностью).

 

- Изучение литературы.

- Разработка статьи на сайт для родителей «Для чего мы знакомим детей с праздником «День Победы»?

 

- Выставка в методическом кабинете художественной и методической литературы «Детство, опалённое войной».

 

- Анкетирование родителей по данному вопросу  «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?»

-Диагностика на начало проекта.

Март –апрель 2022г.

Решение: реализовать информационно-исследовательский проект.

 

Рекомендации родителям: Собрать информацию о детях войны, о их жизни, о памятниках детям войны.

Подобрать фото, иллюстрации, книги.

 

Создание библиотеки книг для чтения педагогам и детям о детях в годы Великой Отечественной войны.

2 этап.

Создание в группе патриотического уголка "Никто не забыт и ничто не забыто"

Апрель 2022г.

Создание библиотеки книг для чтения детям о детях в годы Великой Отечественной войны.

Участие педагогов,  и детей во муниципальном  онлайн-конкурсе патриотической песни «Весна на клавишах Победы», посвященный 77летию победы в ВОВ.

Апрель 2022г.

Видео-ролик. Диплом участников.

Познавательные мероприятия на патриотическую тему. («У войны не детское лицо», «Что такое подвиг?», «Война –это страшно», «Юные герои», «Памятники героям»)

В течение реализации проекта

Конспекты мероприятий.

Чтение художественных произведений о детях войны, просмотр видеозаписей о войне

В течение реализации проекта

Создание библиотеки, видеотеки.

Экскурсия в детскую библиотеку г.Сортавала.

Тема: «О войне в Карелии»

Апрель-май 2022г.

Фоторепортаж.

Показ презентации о детях- героях.

Апрель –май 2022

Презентации о жизни детей и подростков, об их судьбе

Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»

13 мая 2022г.

Старшая группа «Дюймовочка» Фоторепортаж.

Выставка рисунков к прочитанным произведениям о детях войны.

Тема: «Дети и война»

Апрель.2022г.

Выставка рисунков в группах.

Беседа о дикорастущих растениях, которые спасали от голодной смерти детей во время войны.

Апрель 2022г.

Презентация (Альбом)  «Растения- спасатели».

Военно-спортивная игра «Зарница»

6 мая 2022г.

Сценарий игры.

Слушание музыкальных произведений о войне.

В течение реализации проекта.

Список музыкальных произведений.

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Апрель –май 2022г.

Папка иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Наша память»

Экскурсия в  музей. Тема:«Великая Отечественная война в Карелии»

Май 2022г.

Фоторепортаж.

Конкурс рисунков на асфальте  «Подарок ветерану!»

Май 2022г.

Фоторепортаж.

Экскурсия к памятнику павшим воинам.

Возложение цветов (дети, родители, педагоги, старшее поколение.)

9 Мая 2022г.

Участие в шествии 9 Мая. Фоторепортаж.(Родители и дети)

Детский пробег на территории ДОУ «Не забудем ваш подвиг великий!»

Май 2022г.

Фоторепортаж.

3 этап.

Празднование Дня Победы ( детский концерт для детей и родителей, людей старшего поколения)

Май 2022г.

Сценарий праздника. Фоторепортаж.

Вернисаж детского творчества  «И снова май, цветы, салют и слезы».

Диагностика на конец проекта.

Отчет по проекту на педсовете

Май 2022г.

30.05.2022г.

Рисунки детей.

 

Дальнейшее развитие проекта.

- Продолжать работу по развитию проекта «Детство, опалённое войной». Разработать план на следующий учебный год по данной теме.

Распространение опыта работы.

Обобщение опыта работы представить на педсовете. Информацию о реализации проекта поместить на сайте детского сада.

Ожидаемые результаты.

Для педагогов:

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Усвоение алгоритма создания проекта. (1 этап - Информационно- аналитический, 2 этап- Практический, 3 этап- Контрольно- оценочный.)

- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

Для детей:

- Тесное общение детей, родителей и людей старшего возраста.

- Осознание значимости исторических событий. Гордость за свой народ, за свою семью.

- Осознание ценности человеческой жизни.

- Включение в исследовательскую деятельность.

Для родителей и людей старшего поколения.

- Осуществление связи поколений.

- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

- Включение в исследовательскую деятельность.

 

Список используемой литературы:

- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»- 2001 г. Москва.

- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». 2006 г.

- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» - издательство ГНОМ и Д, 2010.

- Шитикова Л.И. «Великая Отечественная война в Карелии» Петрозаводск 2010

- Великой победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е.Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы в войну не играли, мы дышали войной»

Методическая разработка сценарий праздника ко Дню Победы....

Презентация "Забытая война", посвящённая 100-летию начала Первой мировой войны.

Презентация посвящена событиям Первой мировой войны 1914 - 1918 г.г. Ключевые моменты в презентации выделены в цветные рамки, крупные заголовки акцентируют внимание на аспектах темы. Показ красочно пр...

Беседы о Войне. Великая Отечественная война

Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, самой крупной в истории человечества. Познакомить с историей детей, которым очень тяжко пришлось в военное время....

Социально-патриотический проект «Мы читаем о войне» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Материал для ознакомления сверстников (учеников начальной школы) с событиями Великой Отечественной Войны через художественные произведения советской детской литературы....

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

" Великая Отечественная Война 1941-1945. Годы священной Войны"

Цель: Познакомит детей с прпаздником 9 мая в честь Победы в Великой Отечественной Войне.Задачи:Доступно рассказать детям о ВОВ.Формировать чувстыо гордости за свою Родину и свой народ.Воспитывать уваж...