"Утренний и вечерний круг в ДОУ"
учебно-методический материал

Хакимова Зульфия Раисовна

"Утренний и вечерний круг в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_utrenniy_i_vecherniy_krugi_v_dou.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на секционном занятии с элементами мастер класса

 «Утренний и вечерний круг в ДОУ»

Выполнил:

Воспитатель

Хакимова З.Р.

Имеющаяся категория: высшая

Стаж работы: 24 г

2022 г.

Как важно правильно начать день ребёнка в детском саду! От этого будет зависеть настроение ребенка и желание посещать детский сад.

Существуют давно известные образовательные технологии, использование которых актуально сегодня как никогда – это «утренний и вечерний круги».

Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде король Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равны. Круглый стол – это цивилизованный формат общения, в котором происходит обмен мнениями, формируются умения договариваться, слышать друг друга. Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах педагога Марии Монтессори.

«Круг» это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают всё – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки. Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами. «Круг» позволяет решить многообразные образовательные задачи, стоящие перед педагогами, поэтому эту форму организации совместной деятельности взрослого и детей можно назвать универсальной практико-ориентированной образовательной технологией.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы режима дня для Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Цель проведения кругов: развивать у  ребёнка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность

– качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Утренний круг в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Цель утреннего круга: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Задачи педагога

         Планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

         Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.).

         Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).

         Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

         Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

         Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

         Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Ожидаемый образовательный результат

         Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).

         Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

         Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

         Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

         Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

         Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Проводится в форме развивающего общения (диалога).

Мы  в своей работе также начали внедрять данную технологию. В нашем детском саду в каждой группе имеется памятка  «Утренний и вечерний круг в детском саду», по которой педагоги планируют и проводят ежедневно новые элементы режима дня.

Структура «Утреннего круга»

Условный сигнал начала круга.

     1. Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2. Игра по теме периода (КТП)

3. «Новости дня»: обмен информацией

4. Планирование или календарь дел

Рассмотрим каждый структурный компонент.

Условный сигнал или позывной начала круга.

Участники (дети и воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, речёвка, любимая детьми песня или просто объявление. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга.

Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребёнок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно. Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать.

1.Приветствие.

Утренний «Круг» начинается с весёлого приветствия, дети говорят друг другу добрые слова о том, как рады увидеться вновь, поют общую любимую песенку, произносят девиз группы.

Есть требования к приветствию: короткое, личностно-ориентированное.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется  пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты.

Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

2.Игра по теме периода (КТП).

Рекомендуются по:

«Ситуации месяца»;

по проектной деятельности;

по календарно-тематическому планированию;

по обстоятельствам (если, например, в группе произошли  ссора, конфликт).

Например, тема недели  «Моя семья», могут быть следующие темы:

«Я люблю свою семью за …»,

«Как я забочусь о близких»,

 «Наши семейные традиции»«Наши домашние питомцы».

3.«Новости дня»: обмен информацией.

Важной частью утреннего круга является обмен информацией (идеями, новостями). Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвалиться интересными событиями.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».

Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей.

Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует,  что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня: «Говорим по очереди», «Говорит тот, кто получает игрушку» и т.д.

Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Можно предложить детям обозначить с каким настроением они пришли сегодня в детский сад. Ребята выкладывают на магнитной доске свои «эмоции», а у воспитателя возникает перед глазами вся палитра эмоционального состояния детского коллектива. Это позволяет педагогу планировать организацию взаимодействия детей в разных образовательных ситуациях. Коллаж «эмоций» в течение дня может меняться. Дети имеют возможность поменять своё настроение, а педагог оценить выбранную им стратегию действий.

4.Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Дети все вместе составляют план наступившего дня. «Помощник» выкладывает его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (экскурсия в парк, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Весь день визуально предстает перед ними одним целым в виде вертикальной линии, которая складывается из режимных моментов последовательно расположенных друг за другом. Дети осознают последовательность событий, которые произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появится пиктограмма «Дом», а это значит, что они обязательно вернуться в семью, где их ждут и любят.

Так «утренний круг» позволяет спокойно и дружно переключиться на организованную образовательную деятельность.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

 «Вечерний круг»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

Рефлексия (вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом).

 Обсуждение проблем (обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.)).

Развивающий диалог (предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы).

 Детское сообщество (учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой).

Навыки общения (учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.)).

 Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени). Поставить в центр круга свечу, фонарик. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

В конце круга ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

И самое главное: дети с разными образовательными возможностями, своими неповторимыми и индивидуальными особенностями учатся жить вместе и находить свое место среди других!

А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю вас собраться для вечернего круга.

Позывной колокольчик.

Я очень хочу, чтобы вы, передавая это сердечко, поделились впечатлениями о сегодняшнем дне, что вам больше всего запомнилось, что нового для себя узнали, чем хотели бы поделиться вы с нами, может что-то ещё хотели бы узнать, что-то изменить, добавить… Передавайте сердечко дальше, кого бы вы хотели послушать.

А сейчас возьмёмся за руки и так как наступил новый учебный год, скажем пожелания друг другу… Спасибо вам за отзывы и пожелания!  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Утренний и вечерний круг» - как способ организации свободного речевого общения

Цель организации: создать ситуацию свободного речевого общения и положительно настроить детей на весь деньЗадачи:- Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослы...

Организация и проведение утреннего и вечернего круга в подготовительной к школе группе.

Утренний круг- это часть ежедневного распорядка, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность....

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...

«Утренний и вечерний круг»

План - действие во время "Утреннего  и вечернего Круга"....

Картотека утренних и вечерних кругов в разновозрастной группе . Сентябрь

Картотека утренних кругов  содержит подборку  приветствий , тренингов, дидактических игр, динамических минуток,пальчиковых игр,  а так же  материал  вечерних кругов...

картотека утренних и вечерних кругов в разновозрастной группе доу .октябрь

картотека утренних и вечерних кругов так же содержит дополнительный материал для использования в течении недели...

картотека утренних и вечерних кругов в разновозрастной группе доу . ноябрь

картотека утренних и вечерних кругов  также содержит дополнительный материал  по теме недели...