Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"
консультация (младшая группа)

Докучаева Ульяна Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dokuchaeva.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование возможностей раннего развития детей

в условиях дошкольного образования: формы организации

"детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Докучаева Ульяна Васильевна

воспитатель

МБДОУ д/с №60 г. Белгород

     Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других людях, о мире, о игре. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, а это познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, развивается воображение и творчество.

     Продолжается активный рост организма, увеличивается мышечная масса. Интенсивно развивается речь и ее понимание, в общении со сверстниками. Слово приобретает самостоятельное значение. Ребенок понимает не только инструкцию, но и речь взрослого. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. Совершенствуется слуховое восприятие, фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основной формой мышления становится наглядно-действенное, к концу 3-го года появляются основы наглядно-образного мышления. Развивается предметная деятельность, игра, тесное сотрудничество ребенка и взрослого. В этом возрасте формируются новые виды деятельности: лепка, рисование, конструирование. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС влияет на: всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений, полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности – с педагогом, реализацию образовательной программы ДОУ, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Каждая игра нацелена на решение образовательных задач разных образовательных областей, социализацию, потому что в каждой игре присутствует развивающая игровая деятельность, которая требует умственного усилия. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной, уютной, рационально-организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую, двигательную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей – это одна из главных задач дошкольного образования.

     Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основных средств, формирующих личность, и является источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте, закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимодействия со сверстниками и со взрослыми. Создание предметно-пространственной среды влияет на всестороннее развитие ребенка, что обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие. Задачами каждого воспитателя является вызвать желание у ребенка играть, общаться, решать практические задания. Потому что универсальным методом обучения и воспитания является игра: предметные, ролевые, подвижные и речевые. Чтобы снять напряжение, необходимо переключить внимание малыша на ту деятельность, которая будет по душе и принесет ему удовольствие. Потому что язык игр понятен и доступен любому малышу.

     Основной целью работы с родителями детей до 3-х лет является объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ. Установление доверительных, партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Проведение родительских собраний в зуме, совместных праздников с детьми и педагогами для родителей в онлайн-режиме: на тему «Осень в гостях у малышей», «Встретим вместе Новый год», «Мамин день», создание интерактивных игр для детей и их родителей.

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети, а также их родители проходят и проживают адаптацию. Так как адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Главными задачами детского сада является: развивать педагогическую компетентность родителей, т.е. оказать практическую помощь в воспитании детей, способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.

     Помощь семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, особенно в период адаптации. Помочь родителям в этот период могут педагоги, психологи, логопеды: советом, консультацией, рекомендацией. Информирование родителей происходит через наглядное информирование: брошюры, памятки, стендовая информация, папки-передвижки, ширмы.
    «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу» (А.С. Макаренко).

Список использованной литературы:

 1. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. «Особенности восприятия пространства у детей», 2004.

2. Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда» - М., 2012.

3. Петровский В.А, Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»2013.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного

Развитие ребенка дошкольного возраста – Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст всё только начинается – речь, игра, обще...