Игры для снятия эмоционального напряжения и агрессивных проявлений в группе раннего возраста.
статья

Вертячих Светлана Борисовна

В повседневной жизни у детей, как и увзрослых часто возникает эмоциоальное напряжение. Причины его различны.  Длительное эмоциональное напряжение проявляется в капризах, агрессии, истериках, изменении физической активности, нарушениях аппетита и сна. Помочь ребёнку справиться с повышенными эмоциональными нагрузками могут, предложенные в статье, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_snyatiya_emotsionalnogo_napryazheniya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для снятия эмоционального напряжения и агрессивных проявлений в группе раннего возраста.

В повседневной жизни у всех людей периодически возникает эмоциональное напряжение. Взрослые как правило говорят «что-то тяжело», «всё раздражает». Дети ничего не говорят, они начинают что-то делать: прыгать, убегать, хныкать, кричать, драться или кусаться. Эмоциональное напряжение – это положительные или отрицательные сильные переживания, которые влияют на общий эмоциональный и мотивационный фон человека, как правило негативно.

Причинами эмоционально напряжения могут служить совершенно разные ситуации. Например, яркий праздник, посещение развлекательного центра, адаптация в детском саду, новый воспитатель, вообще длительное общение с незнакомыми людьми, смена режима дня, болезнь, сильное желание получить что-либо. Чем меньше ребенок по возрасту, тем больше влияние оказывает родительское неодобрение и родительские запреты на формирование напряжения.

При возникновении эмоционального напряжения в поведении ребёнка появляются: неадекватные негативные эмоции (истерика после праздника или плачет, когда мама пришла забрать из садика, хотя до этого спокойно играл); агрессия по отношению к другим детям и взрослым; аутоагрессия (ребёнок может биться головой об стену, кусать сам себя); повышенный мышечный тонус; снижение познавательного уровня; повышение или снижение аппетита; трудности с засыпанием.

Одним из эффективных способов для снижения эмоционального напряжения является игра. Через эту деятельность происходит снятие физического напряжения, налаживается эмоциональный фон, улучшается познавательная активность.

Игры для снижения эмоционального напряжения у детей:

В первую группу собраны игры, которые можно порекомендовать родителям для проведения дома.

Пирожок.

Малыш лежит на спинке, мама делает «тесто» (массаж) — насыпает муку, наливает воду, месит тесто, выкладывает начинку, заворачивает пирожок (складывает ручки, ножки) и ставит в печку, крепко обнимая и закрывая всего малыша руками, прижимая к себе, чтобы ему было тепло-тепло. Как только малыш напитался любовью мамы и «жаром печки», он шипит «шшшш», сообщая о том, что «пирожок готов». Это возврат в лоно матери. Дети расслабляются, нагреваются, набираются материнского тепла и доверия ко взрослым.

Ловушка.

Взрослый ловит малыша и прижимает к себе. В начале игры взрослый держит слегка, чтобы ребенок мог легко выбраться из ловушки. Постепенно объятия взрослого становятся крепче. Задача ребенка выбраться, а задача взрослого удержать не перехватываясь.

Дерево.

Становимся на коленку или в любую другую позу, держа высоко в одной руке шарик («яблоко»), которое малыш пытается достать, самостоятельно забираясь и лазая по маме, придумывая сам, как залезть и дотянуться до яблока.

Кривляки.

Под музыку ребенок и родитель танцуют, кривляются, прыгают – получают удовольствие от происходящего.

Кокон

Малыша можно пеленать, как младенца, заворачивать в одеяло, плед. Можно играть в окукливающуюся постепенно гусеницу и рождающуюся бабочку. Эта игра помогает детям, переутомление которых выливается в гиперподвижность, а также испуганным детям. Хорошо играть в кокон по вечерам во время адаптации к детскому саду.

Бутерброд

Эта игра также хороша для малышей, чье беспокойство выливается в гиперподвижность, для детей, которые сучат ножками при засыпании, для переутомленных детей, когда они обо все спотыкаются и на все натыкаются. «Бутерброд» помогает малышам прочувствовать свое тело, вернуть себе чувство самого себя. Плюс в этой игре мама или папа уделяют малышу максимум внимания, что тоже возвращает ребенку чувство себя.

Укладываете ребенка на подушку (или на две), голова тоже на подушке и ножки на подушке (или на свернутом в несколько слоев мягком одеяле) – это хлеб на блюдце. Мажете хлеб маслом – разглаживаете ребенка руками очень аккуратно и очень тщательно. Ласково проговариваете каждое свое действие. Потом кладете поверх масла сыр или второй кусок хлеба – еще одну или две подушки (чтоб закрыть всего ребенка), еще раз намазываете маслом – уже посильнее, с давлением «размазываете» подушки по ребенку. А потом – «ам, ам» – едите бутерброд, сдавливая ребенка в подушках с боков и немного придавливая сверху.

Потом гладите малыша по голове, улыбаетесь и даете ему еще полежать в подушках – пока сам не захочет вылезти.

Во вторую группу собраны игры, которые можно использовать в детском саду.

Рвакля.

Ребенок рвет бумагу, старую газету, мнет, топает, делает с ней все, что захочет, а потом бросает в корзину.

Салют.

Все набирают в руки как можно больше шариков и на счёт три бросают их вверх, образуя разноцветный шаропад. И так несколько раз. Если кто-то не успел увернуться — увернётся в следующий раз. Ведь и в жизни мы иногда промахиваемся. Вот и повод научиться относиться к этому спокойно.

Обстрел.

Пытаемся попасть в друг друга и увернуться от мячиков.

Игры с водой

Почти все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Переливание воды из емкости в емкость, переливание воды шприцем или пипеткой (да, некоторым детям нравится пипеткой переливать воду из ведерка в баночку), ложкой, эксперименты с подкрашиванием воды красками – все эти занятия приводят к тому, что дети сосредотачиваются и успокаиваются.

Добрый бегемотик

Дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький

добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на

плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребёнка погладить

своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке... Затем

воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно

дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в

общую “кучу-малу” ко всеобщему удовольствию всех участников.

Ласковые лапки

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек

меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается

на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет,

что по руке будет ходить зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с

закрытыми глазами угадать, какой зверёк прикасался к руке – отгадать

предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на снятие эмоционального напряжения для старших дошкольников.

Материал содержит большое количество игр на снятие агрессии, нервного напряжения, расстройства. Проведение таких игр в группах успокоит детей, создаст благоприятную дружескую обстановку, избавит от ли...

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Цель. Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение....

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей...

Игры на снятие эмоционального напряжения для детей дошкольного возраста

Современные дети испытывают постоянный стресс и напряжение. Это непременно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка и на общем состоянии его здоровья. Поэтому игры  и упражнения на снятие э...

Игры для снятия эмоционального напряжения и агрессивных проявлений в группе раннего возраста.

В повседневной жизни у детей, как и у взрослых часто возникает эмоциональное напряжение. Причины его различны. Длительное эмоциональное напряжение проявляется в капризах, агрессии, истериках, изменени...