«Организация и содержание методической работы в дошкольном учреждении»
методическая разработка (младшая группа)

Орлюк Евгения Юрьевна

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mer_orl1.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация и содержание методической работы в   дошкольном учреждении»

 

                                                                                                                                               

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                                      1. Организация методической работы в ДОУ………………………………….4                                                             2. Содержание методической работы в ДОУ…………………………………..7                                                            3. Формы      организации     методической      работы    с   педагогическим коллективом……………………………………………………………………...13                                                                                                Заключение………………………………………………………………………24                                                                                                     Литература……………………………………………………………………….25

Введение

           Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

            Основной целью методической работы в учреждении является повышении профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации современных программ, технологий. В соответствии с этим в детском саду идет сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методической работы.

            Методическая работа в дошкольном учреждении дает возможность педагогическому коллективу не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в апробации инноваций и создавать свои собственные программы. Она стимулирует развитие творческого потенциала педагогов, помогает найти педагога - новатора.

             Методическая работа в дошкольном учреждении - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

             Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса - содействовать его обновлению.

1. Организация методической работы в ДОУ

             Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования. Опираясь на взгляды исследователей, ученых, на публикации современников, создается своя система методической работы, при этом, необходимо руководствоваться государственными документами о дошкольном образовательном учреждении; учитывать качественный состав педагогического коллектива; результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада.

               Обновление методической работы рассматривается с таких позиций:

  • изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики;
  • творческая переработка старого опыта;
  • совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

  • научно-методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования;
  • оказание методической помощи при решении профессиональных проблем;
  • развитие и саморазвитие профессионального мастерства.

         Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы соответствовать содержанию, а содержание вытекать из проблем, решаемых в детском саду.

          Организовывать методическую работу необходимо с учетом жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитывать особенности мотивации воспитателей, т.е. отношение к своему профессиональному росту.

Для оказания реальной методической помощи воспитателям методическая работа проводиться с целью выявления затруднений педагогов и проектирует действия по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога.

             Проблемно-ориентированный анализ методической работы позволяет выявить как проблемы отдельных педагогов, так и образовательного учреждения в целом.

              Входная диагностика позволяет скорректировать выбор форм работы с учетом потребностей и интересов воспитателей, что в итоге позволяет провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности педагогов.

             Планирование методической деятельности учреждения помогает решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

             На первый план организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной деятельности педагога. Каждый воспитатель выбирает методическую тему, составляет программу саморазвития на несколько лет.

              Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, используют активные методы, учитывающие индивидуальные различия участников и их стиль познания. Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития.

               Распространение инновационного опыта должно проходить через мастер - классы, педагогические игротеки, методические выставки, творческие лаборатории, творческие отчеты, творческие гостиные, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, самопрезентации.

              Работа учреждения в режиме инновационной деятельности позволит выявить высокий исследовательский, креативный потенциал сотрудников; освоить и реализовать в учреждении технологии диалогового, информационного обучения, технологию проблемного обучения, которая несет исследовательский характер познания.

              Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, позволяет сказать о высоком уровне квалификации и профессиональном мастерстве педагогов детского сада. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогатит воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализовываются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Организация различных форм учебно-воспитательной работы повысит не только компетентность воспитателей, но их интерес к проектной деятельности, что побудит найти новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, которые помогут воспитательно-образовательный процесс сделать более целенаправленным и продуктивным.

               Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в городских, районных мероприятиях, т.к. эти мероприятия поддерживают исследовательский интерес.

                Работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.

2. Содержание методической работы в ДОУ

              Методическая работа направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно - целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно - коррекционной.

               В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Систему методической работы можно разделить на три группы:

              1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

               2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

                3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

                Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

                Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

                Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

                Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

              Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

             Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

             Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является заместитель заведующей по основной деятельности.

              Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Заместитель заведующей участвует в:

  • подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
  • создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
  • формулировке социального заказа своему ДУ, выработке философии, определении цели ДОУ;
  • стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • создании имиджа ДОУ среди населения;
  • выборе (разработке) образовательных программ для детей;
  • организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
  • организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
  • развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;
  • развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

          Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

  • предложения в план работы ДОУ;
  • повышение квалификации воспитателей;
  • помощь воспитателям в самообразовании;
  • аттестацию воспитателей;
  • составление сетки занятий по возрастным группам;
  • методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • развитие преемственности ДОУ и школы;
  • совершенствование работы с родителями;
  • комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
  • постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

  • готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
  • проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
  • организует работу творческих групп;
  • своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
  • ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
  • комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
  • организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
  • проводит совместные мероприятия со школой;
  • готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
  • своевременно оформляет педагогическую документацию;
  • формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

  • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
  • по графику посещает занятия в группах;
  • следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

         Заместитель заведующей организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

          Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

          Изучает планы воспитателей по самообразованию.

          Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

          Профессиональная компетентность заместителя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

  • наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;
  • наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;
  • готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;
  • стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;
  • освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
  • наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

3. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

         Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

  • групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);
  • индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

         Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, групповыми и индивидуальными. Все они проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга.

          Эффективной технологией, которая может быть использована в методической работе,  является технология  групповой творческой                    деятельности, построенная на взаимодействии педагогов в малых группах.      Приводим ее краткое описание.

            1. Постановка общей цели, для достижения которой участники разбиваются на группы (от 3 до 7-9 человек). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходит объединение педагогов на основе общей цели деятельности, и создаются условия для ее мотивации у каждого участника.

             2. В ходе обсуждения всех проектов выбирается методический совет из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления призван распределить обязанности между всеми участниками. Педагоги учатся понимать друг друга, договариваться.

             3. Методический совет осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью оказания необходимой помощи. Каждая группа вносит свой вклад и реализацию общего проекта. Причем от успеха одной группы зависит деятельность других. Поэтому работа групп строится не на соперничестве, а на сотрудничестве. Участники приобретают опыт групповой деятельности, учатся понимать друг друга, оказывать взаимопомощь, получают различные практические умения и навыки, развивают свои способности.

             4. Обсуждение удач и недостатков проведенного мероприятия. Каждая группа анализирует свои действия, высказывает предложения на будущее. Данный этап способствует формированию у педагогов умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества участников [3, с.6].

                Мозговой штурм (брейнстроминг) как метод по рождению идей активно используется в работе с педагогическим коллективом (на этапе выработки решения по сложным образовательным задачам, например, в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума). Путем обсуждения необходимо найти решение какой-либо проблемы и группа должна высказать максимальное количество идей.

                 Групповая дискуссия. Дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена.

                На первых порах вовлечения группы, в дискуссию усилия заместителя заведующего по основной деятельности сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.

                В методической деятельности получили распространение следующие формы дискуссии:

                "Круглый стол" - беседа, в которой на равных участвует большая группа (обычно около пятнадцати человек). Обмен мнениями происходит как между ними, так и с аудиторией (остальной частью группы).

                "Заседание экспертной группы" ("панельная дискуссия") предполагает выделение экспертной группы в составе 4-6 участников с заранее назначенным председателем. Вначале обсуждается намеченная проблема всеми экспертами, а затем они излагают свои позиции присутствующим. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением.

               "Форум" - обсуждение, сходное с "заседанием экспертной группы", в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.

              "Симпозиум" - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после мига отвечают на вопросы аудитории.

              "Дебаты" Явно формализованное обсуждение, построенное  на основе заранее фиксированных выступлений участником - представителей двух противостоящих, соперничающих групп. Участники "дебатов" обсуждают вопросы, как в британском парламенте: обсуждение начинается с выступления представителей сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны.

              "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

             "Техника аквариума" - особый вариант организации группового взаимодействия, применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Заместитель заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности не должен допускать, какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.

                 Деловые игры - более сложный вид активных методов обучения, с успехом применяющийся в деятельности дошкольного учреждения.

                Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного дошкольного учреждения.

                Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении функциональных обязанностей, обусловленных этой ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением реакции у каждого участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом, каждая роль в деловой игре приобретает определенную личностную окраску.

Педагогический совет является одной из форм методической работы        в ДОУ.

                 Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения:

                1.Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием состояния воспитательно-образовательной работы в детском саду.

                2.Организационно-педагогические мероприятия: обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада.

                  В состав педагогического совета входят: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, врач, обслуживающий дошкольное учреждение, старшая медицинская сестра, секретарь партийной организации, председатель профсоюзного комитета, председатель родительского комитета. На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учителя школ, родители воспитанников дошкольного учреждения.

               Заседания педагогического совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению идейно-политического и профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе.

              Подобные отчеты воспитателей способствуют повышению их ответственности за качество воспитательно-образовательной работы в группах. А когда отчитывается воспитатель - мастер своего дела, то это приносит большую пользу всем педагогам, принимающим участие в данном совещании.

             Продуктивность работы педагогического совета во многом зависит от умения руководителей вести совещание. Краткое вступительное слово заведующего детским садом или старшего воспитателя направляет внимание коллектива на важность, актуальность обсуждаемой проблемы.

             Семинары и семинары-практикумы.

             Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

             В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

             Различают несколько типов семинаров.

             Семинар-педагогический анализ. Эта форма семинара направлена на развитие творческого мышления педагога, его аналитических и синтетических способностей. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности. Данная форма семинара предполагает анализ педагогической ситуации, явления, процесса.

            Семинар-диспут - это живой, горячий спор, вызванный желанием присутствующих глубоко и обстоятельно разобраться обсуждаемых вопросах. Преимущество диспута перед другими формами семинара состоит в том, что он помогает его участникам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, позволяет аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения.

             Диспуты развивают самостоятельность суждений, мнений педагогов, обогащают их духовно. Для руководителя диспуты являются важным средством изучения уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения.

            Они сами должны определить тему диспута, однако примерный перечень тем им можно рекомендовать.

            Теоретический семинар - особая форма занятий, которая, как правило, посвящена детальному изучению отдельной темы. Отличительной особенностью этого семинара является активное участие в нем самих педагогов в обсуждении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов. Руководитель занятия, давая участникам возможность свободно высказываться, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая цель семинара требует, чтобы педагоги были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между руководителем и воспитателями.

             Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших сообщений (докладов). Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, стремиться к истине - а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все.

              Семинар-диалог - это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

             Цель семинарского занятия такого типа - обеспечить проявление гуманистических установок на ребенка, на выбор адекватных педагогических воздействий и одновременно научить находить общие позиции с детьми, родителями, педагогами, точки соприкосновения интересов, учить умению выслушивать другого, понять духовный мир собеседника.

Темами семинарского занятия являются сложные, проблемные вопросы теории и методики воспитания и развития личности ребенка [3, с.49].

              Открытый показ

              У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него "равняются".

             Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

            Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

             В рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

             Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

             Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

             Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов.

              Литературная или педагогическая газета

              В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

            Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

            Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

            Самообразование

            Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

             Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

              Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

              Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

              Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

              На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

               Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
  • участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
  • получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
  • работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

          Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта.

          Консультирование.

          Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

         Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности.

           Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

           Используя разные методы при проведении консультаций, руководитель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности [1, с.97].

           Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

           При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников, и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

            Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Заключение

             Совершенствование работы дошкольного учреждения связано с обновлением ее содержания, форм и методов, повышением уровня профессионального мастерства педагогов, которое выражается в индивидуальном творческом стиле их деятельности. В процессе этого обновления методическая работа совершенствуется за счет сокращения ее малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменяются технологии проведения разных видов семинарских занятий.

            Известно, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность:

  • занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие силы и способности;
  • включаться в качестве свободного, равноправного и ответственного участника в систему межличностных отношений;
  • сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом;
  • ощущать постоянную социальную заботу и справедливость в оценке качества своего труда.

          Поэтому организация работы с педагогами дошкольных учреждений и их практическая реализация в конкретных технологиях обучения особенно важны.

          Методическая деятельность превращается в пустую формальность, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями. В организации этой работы следует исходить из конкретного анализа деятельности педагогического коллектива, учитывая его достижения и затруднения.

          Вместе с тем, очень важно определить реальные показатели конечного результата методической работы, сформулировать критерии ее оценки. Количество их может быть разным и зависит от конкретного дошкольного учреждения.

Литература

1.Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ.- 2004. - №3. – С. 82-85.

2. Васильева А.И. и др. Воспитатель-методист детского сада. - Мн., 1975.

3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дош. учреждений. - 3-е изд., дораб. - М., 1990.

4.Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ.- 2006. - №6. – С. 70-78.

5. Котко А.Н. Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования. - Мн., 2007.

6. Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. – М.: 2005.

8. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.

9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.- М.: АРКТИ, 2009.

10. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: ·  государственная политика в сфере образова...

«Организация и содержание методической работы в дошкольном учреждении»

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность....

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выпо...

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Опытного старшего воспитателя, отмечает она, отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого воспита...

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выпо...

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выпо...

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Роль методиста в организации управленческой деятельности.Какими же качествами руководителя должен обладать методист, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обяза...