Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
рабочая программа

Канюкова Алина Павловна

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raznotsvetyne_ladoshki_ran.gr_.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

п. Каменники

СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                Приказом заведующей

МДОУ д/с п. Каменники                                                МДОУ д/с п. Каменники

Протокол №1 от 30.08.2022г.                                                30.08.2022г. № 01.-05/96а                                

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

«Разноцветные ладошки»

Воспитатель: Канюкова А.П.

г. Рыбинск

Оглавление

Раздел 1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

 

Цель и задачи реализации рабочей программы

 

Принципы формирования рабочей программы

 

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание рабочей программы

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3.

Взаимодействие с семьями

2.4

Учебно-тематический план

Раздел 3.

Организационный раздел

3.1.

Режим дня

3.2.

Перспективное планирование работы педагога

3.3.

Описание материально-технического обеспечения программы

 

Список литературы

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

   Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.  Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше.

       Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому необходимо дать  возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить.  Под рукой  ребенка возникают сказочные деревья, красные горы, животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

        В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

      Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Они  демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные  возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

      Занятия по программе «Разноцветные ладошки» направлены  на то, чтобы создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях, помочь ребенку открыть себя наиболее полно.

Цель: развить художественно - творческие способностей  у детей раннего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Обучать простейшим способам изображения, созданию композиций из мазков, пятен, кругов, линий, форм.
  • Развивать воображение детей.
  • Развивать активную речь.
  • Развивать наглядно-образное мышление через нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
  • Воспитывать аккуратность в детях.

Принципы:

  • принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • принцип систематичности, регулярности занятий;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип успеха, каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
  • принцип наглядности, в изобразительной деятельности используются разнообразные иллюстрации, игрушки.

На каждом занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Таким образом, создаются условия для его самореализации.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности. 

Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.  Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

У большинства детей на начало учебного года отсутствует активная речь. И кружок «Разноцветные ладошки» призван помочь малышам в первую очередь заговорить, этот кружок поможет ребенку увидеть и самому изобразить форму и цвет на бумаге. И этот яркий эмоциональный и чувственный опыт поможет развить воображение ребенка и его активную речь.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

  • ребенок различает и называет основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
  • рисует разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);
  • рисует предметы округлой формы;
  • создает отпечатки ладошкой, картофелем и др.
  • развитие пассивного и активного словаря;

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание рабочей программы

1-й модуль: формировать у детей интерес к рисованию пальчиками, не бояться окунать пальчики в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги.

2-й модуль: продолжать формировать у детей интерес к рисованию красками, восковыми мелками, научиться рисовать длинные и прерывистые линии.

3-й модуль: продолжать учить детей рисовать красками, учить рисовать круг.

4-й модуль: вызвать интерес у детей к рисованию в нетрадиционных техниках (рисование ватными палочками, отпечатки разных по форме и материалам предметов)

Модуль

Педагог

Дети

Родители

1.

Развивает восприятие дошкольников, предлагает с помощью пальчиков исследовать краску.

Дети рисуют с удовольствием, оставляют отпечатки краской на листе бумаги.

Придумывают с детьми новое животное, которое можно нарисовать отпечатком ладошки.

2.

Учит детей различать цвета краски и правильно их называть. Рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Уподоблять их предметам: ленточкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.

Повторяют за педагогом названия цветов, стараются изобразить предметы, предлагаемые педагогом.

Закрепляют дома с ребенком рисование прямых и отрывистых линий.

 3.

Привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Учит рисовать округлые формы.

Учатся называть предметы, на которые похожи нарисованные ими линии, формы.

Закрепляют дома умение ассоциировать нарисованное с конкретными предметами, природными явлениями.

4.

Привлекает детей к рисованию нетрадиционными способами, используя подручные материалы.

Дети с интересом исследуют ватные палочки, трубочки из картона, картофеля, гофрокартона, оставляя отпечатки краски этими предметами на бумаге.

Создают дома рисунок нетрадиционным способом.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр и постепенного подведения к изобразительной деятельности. Работа кружка «Разноцветные ладошки» организуется в следующих игровых формах:

  • игра –развлечение с родителями
  • игра – экспериментрирование
  • игра – занятие
  • игра – инсценировка
  • индивидуальные выставки
  • консультации с родителями
  • коллективное творчество

2.3. Взаимодействие с семьями

Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Реализация кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» направлено на активное вовлечение родителей наших малышей.

Проведение консультации на тему: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования малышей».

Вовлечение родителей для создания индивидуальной выставки ребенка, который с удовольствием рисует и дома.

Также, знакомство родителей с нетрадиционными методами рисования на примере образцов, дать родителям возможность вместе с малышом создать свой рисунок нетрадиционным способом в совместной игре – развлечении

Поощрять родителей рисовать с детьми дома, объяснить важность рисования, его неразрывную связь с активной речью, развитием воображения.

2.4  Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Октябрь

1.

Рисование пальчиками

«Мой любимый дождик»

1

2.

Оттиск осеннего листа

«Золотые листочки»

1

3.

Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы»

1

4.

Рисование ватной палочкой «Фрукты на тарелочке»

1

Ноябрь

1.

Рисование тычками «Цветы для мамы».

1

2.

Рисование отпечатком «Картошка».

1

3.

Рисование пальчиками «Рябинка».

1

4.

Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке».

1

Декабрь

1.

Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики»

1

2.

Штампы из картошки «Компот».

1

3.

Рисование ватными палочками «Елочка».

1

4.

Рисование пальчиками «Флажки»

1

Январь

1.

Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…»

1

2.

Рисование «Зажигаем огоньки».

1

3.

Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка»

1

4.

Рисование оттиском картошки «Мои рукавички»

1

Февраль

1.

Рисование пальчиками «Веселый снеговик»

1

2.

Рисование манной краской «Дерево в инее»

1

3.

Рисование «Разноцветные игрушки».

1

Март

1.

Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы»

1

2.

Печатание гофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы»

1

3.

Рисование тычками «Мимоза»

4.

Рисование ладошками «Веселая рыбка»

1

Апрель

1.

Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны»

1

2.

Рисование ватными палочками «Весенняя веточка»

1

3.

Рисование ладошкой «Травка»

1

4.

Рисование пальчиками «Одуванчик»

1

3. Организационный раздел

3.1. Режим дня

Кружковая работа проводится один раз в неделю (во второй половине дня) в виде игры-занятия.

3.2. Перспективное планирование работы педагога

занятия

Содержание занятий

Содержание деятельности

Форма проведения

Октябрь

1

Рисование пальчиками

«Мой любимый дождик»

Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень.

Игра – занятие

2

Оттиск осеннего листка «Золотые листочки»

Цель: учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Игра – экспериментирование

3

Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба мухомора, вырезанного из бумаги.

Игра – инсценировка

4

Рисование ватной палочкой «Фрукты на тарелочке»

Цель: учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы.

Игра – занятие

Ноябрь

1

Рисование тычками «Цветы для мамы».

Цель: познакомить детей со способом рисования «тычком». Учить детей рисованию тычками, развивать воображение, координации движений.

Игра- занятие

2

Рисование отпечатком «Картошка».

Цель: учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.

Игра – экспериментирование

3

Рисование пальчиками «Рябинка».

Цель: учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Игра – развлечение

4

Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке».

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Игра – занятие

Декабрь

1

Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики»

Цель: учить делать оттиск свернутым в рулон картоном. Развивать аккуратность, Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Игра – экспериментирование

2

Штампы из картошки «Компот».

Цель:  учить делать отпечатки картошкой с формой фруктов (яблоко, вишня, груша). Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Игра – занятие

3

Рисование ватными палочками «Елочка».

Цель: продолжать обучать детей наносить короткие мазки ватными палочками на елочку, вырезанную из картона. Закреплять зеленый цвет. Обогащать словарь.

Игра – инсценировка

4

Рисование пальчиками «Флажки»

Цель: учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Игра – занятие

Январь

1

Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…»

Цель: учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.

Игра – инсценировка

2

Рисование «Зажигаем огоньки».

Цель: учить наносить яркие мазки на темный фон. Способствовать расширению активного и пассивного словаря.

Игра – занятие

3

Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка»

Цель: учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

Игра – занятие

4

Рисование оттиском картошки «Мои рукавички»

Цель: упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Игра – экспериментирование

Февраль

1.

Рисование пальчиками «Веселый снеговик»

Цель: учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Игра – занятие

2.

Рисование манной краской «Дерево в инее»

Цель: учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

Игра – экспериментирование

3.

Рисование «Разноцветные игрушки».

Цель: учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона

Игра – занятие

Март

1.

Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы»

Цель: показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования.

Игра – инсценировка

2.

Печатание гофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы»

Цель: продолжать учить делать отпечатки в виде цветка готовым штампом цветков розы и листьев. Различать красный и зеленый цвета. Обогащать активный словарь детей.

Игра – экспериментирование

3.

Рисование тычками «Мимоза»

Цель: учить детей рисовать ветку мимозы, используя метод тычка, учить смешивать краски для получения оранжевого цвета. Развивать эстетические чувства.

Игра – занятие

4.

Рисование ладошками «Веселая рыбка»

Цель: продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Игра – инсценировка

Апрель

1.

Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны»

Цель: продолжать учить делать отпечатки готовыми штампами из картофеля в виде цветков тюльпанов. Использовать красные и желтые цвета.

Игра – экспериментирование

2.

Рисование ватными палочками «Весенняя веточка»

Цель: продолжать учить детей рисовать ватной палочкой зеленые листочки на ветке. Развивать воображение.

Игра – занятие

3.

Рисование ладошкой «Травка»

Цель: упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать речь.

Игра – экспериментирование

4.

Рисование пальчиками «Одуванчик»

Цель: изобразить одуванчик нетрадиционным методом; Закрепить желтый и зеленый цвета.

Игра – занятие

 

Май: в данном месяце дети совместно с педагогом создают коллективную работу «Весенняя полянка» с использованием разных техник (рисования пальчиками, ладошками, оттиском, ватными палочками).

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы.

Наименование

 

Альбом для рисования

 

Гуашь

 

Пальчиковые краски

 

Стаканчики-непроливайки

 

Набор ватных палочек

 

Клеенка для стола

 

Набор картона, для изготовления трубочек

 

Миски для разведения краски

 

Кисти

 

Картофель для печати

 

Гофрокартон

 

Манная крупа

 

Салфетки

 

Клей-карандаш

 

Осенние листья

 

Дидактический материал: игрушки, тематические картинки

 

Список литературы:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.
  4. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"

Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности  у детей 2-3 лет...

Конспект занятия «Аппликация из ткани» в старшей группе по Дополнительной общеразвивающей программе «Разноцветные ладошки»

План – конспект занятия «Аппликация из ткани» Тема занятия: “Петушок” Цель: научить приемам выполнения аппликации из ткани. ...