МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕРИИ УТРЕННИХ КРУГОВ ДЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
методическая разработка

Вертячих Светлана Борисовна

Аннотация. В работе приведены планы утренних кругов по теме «Я и моя семья» для детей от 1,5 лет. Данная работа будет полезна  воспитателям групп раннего возраста. Утренний круг – это режимный момент, который является формой воспитательного и образовательного процесса. Это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться новому дню, встрече друг с другом. Утренний круг позволяет создать ощущение доброжелательности, безопасности, взаимного уважения; чтобы каждый ребёнок был уверен, что здесь ему будет хорошо.

Такая форма работы присуща нескольким современным образовательным программам. Это «Утро радостных встреч» программы «Радуга», «Круг радости» программы «Открытия», «Утренний круг» программы «Вдохновение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕРИИ УТРЕННИХ КРУГОВ ДЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

                                             Разработала  воспитатель

                                                                       Вертячих С.Б.                

                                                               

Санкт-Петербург

2022

Аннотация. В работе приведены планы утренних кругов по теме «Я и моя семья» для детей от 1,5 лет. Данная работа будет полезна  воспитателям групп раннего возраста.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение...................................................................................................3

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...............................................................................3

1.1 Цель и задачи технологии «Утренний круг».....................................3

1.2 Ожидаемые результаты.....................................................................3

1.3 Теоретическая часть...........................................................................4

1.4 Практическая часть.............................................................................6

1.4.1 Содержание работы с детьми по теме «Я и моя семья»..............6

Заключение...............................................................................................11

Список используемых источников...........................................................12

ВВЕДЕНИЕ.

Утренний круг – это режимный момент, который является формой воспитательного и образовательного процесса. Это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться новому дню, встрече друг с другом. Утренний круг позволяет создать ощущение доброжелательности, безопасности, взаимного уважения; чтобы каждый ребёнок был уверен, что здесь ему будет хорошо.

Такая форма работы присуща нескольким современным образовательным программам. Это «Утро радостных встреч» программы «Радуга», «Круг радости» программы «Открытия», «Утренний круг» программы «Вдохновение».

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.1 Цель и задачи технологии «Утренний круг»

Целью утреннего круга является формирование социально-коммуникативных навыков, связной речи детей  дошкольного возраста.

Задачи:

- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

- формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

-стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

- развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия.

- формирование представлений об окружающем мире.

1.2 Ожидаемые результаты:

  1. коммуникативное развитие:
  • развитие навыков общения;
  • развитие умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками;
  • развитие готовности к совместной деятельности;
  1. когнитивное развитие: развитие познавательного интереса
  2. развитие умения соблюдать установленные правила;
  3. уточнение представлений, закрепление знаний, расширение активного словаря по теме «Я и моя семья»;
  4. обеспечение эмоционального комфорта:
  • Создание положительного настроя на день;
  • Формирование положительного отношения к детскому саду;
  1. формирование детского коллектива:
  • воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

1.3 Теоретическая часть.

«Утренний круг» – это начало и дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться своими впечатлениями или знаниями, узнать новости (Что интересного будет сегодня?), договориться о правилах, поиграть вместе.

«Утренний круг» регламентирован по времени. Проводится ежедневно после завтрака. Длительность «Круга» не более 10 минут.

Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг

друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребёнок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.

Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать и, не боясь отвечают на вопросы.

Если ребёнок, по какой-либо причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру.  Непоседу лучше всего

посадить к себе на колени. Около ребенка, требующего особого внимания, садится взрослый (помощник воспитателя).

Утренний круг имеет следующую структуру:

  1. Ритуал организации утреннего круга - 1- 2 мин.
  2. Хороводная игра                                  - 3 мин.
  3. Беседа                                                  - 3 - 5 мин.            
  • Игра
  • История
  • Обсуждение погоды
  • Книга «Это я»
  • Уборка

4. Ритуал завершения                             - 1 мин.

Ритуал начала утреннего круга каждая группа выбирает свой. Главное, чтобы это был один и тот же сигнал каждый день. Это может быть звон поющей чаши, колокольчика или песенка. Также на начало сбора настраивает раскладывание подушек по кругу или растилание особого коврика.

Хороводная игра даёт возможность детям подвигаться, после чего им будет легче сидеть спокойно во время беседы. Хороводные игры повторяются в течении недели. Так дети запоминают текст, и сопровождающие его движения. Хороводные игры способствуют развитию совместной деятельности, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада.

Беседа. Во время утреннего круга каждый день обсуждаются разные темы, но еженедельно они повторяются и становятся привычными для детей. Новые песни и игры стимулируют детскую потребность в приобретении нового опыта. А еженедельно повторяющиеся темы дают детям основу для обмена друг с другом разными предметами и приобретёнными навыками. Это укрепляет у детей чувство принадлежности  к определённой группе.

  1. В понедельник можно обсудить с детьми, что они делали на выходных, кого встретили, что интересного случилось, какие сказки читали дома. Рассказывая и слушая дети могут лучше узнать друг друга. Воспитатель поддерживает рассказывающего ребёнка,  внимательно слушая его и задавая вопросы.
  2. Во вторник воспитатель предлагает вместе поиграть во что-либо. До этого воспитатель внимательно наблюдает за играми детей и обращает внимание на те игрушки или игры, которые остаются не востребованными. Утренний круг даёт возможность пробудить детский интерес к конкретной игрушке или игре. Воспитатель выступает, как партнёр по игре, исследующий игрушку на том же уровне, что и дети.
  3. Среда – день историй. Все малыши очень любят слушать истории. Особенно когда сюжет сопровождается театрализацией. Для этого очень хорошо подходят «Мешочки с историями», содержащие сценарий повествования и реквизит. В конце рассказа дети возвращают реквизит обратно в мешочек. Удачно рассказанная история воодушевляет детей позже разыграть её сюжет самостоятельно.
  4. В четверг можно обсудить погоду. Тема времён года не самая интересная для детей. Но им интересно всё, что происходит вокруг них. Можно спросить детей «Что нам нужно будет надеть на прогулку?» Для не говорящих детей можно предложить картинки. От сюда может возникнуть следующий вопрос «Почему важно не промочить ноги?» или «Зачем надо надевать панамку?» Позже в раздевалке воспитатель может напомнить высказывания детей. Ребёнок, понимая зачем ему прикладывать столько усилий чтобы надеть кофту, охотнее учится это делать.
  5. В пятницу можно рассмотреть альбом с семейными фотографиями. Каждый ребёнок рассматривает свой альбом. Воспитатель задаёт вопросы о людях, запечатлённых на фото. Как правило дети охотно показывают фотографии друг другу. Но если малыш против того, чтобы делиться личными моментами жизни, нельзя его принуждать. Книга «Это я» может представлять собой обычный тонкий фотоальбом. Фотографии лучше наклеить на картон. Так будет легче переворачивать страницы.

Ритуал завершения. В завершении утреннего круга можно провести пальчиковую или артикуляционную гимнастику, тематически связанную с темой утреннего круга. И закончить круг постоянным ритуальным действием. Например сложить пирамиду из подушек или поднять ручки вверх и закричать «Ура!». Это даст детям понять, что утренний круг завершён и каждый может заняться своими делами.

1.4 Практическая часть.

1.4.1 Содержание работы с детьми по теме «Я и моя семья».

Понедельник.

Ритуал начала. В нашей группе воспитатель собирает детей под народную песенку «Собирайся народ на весёлый хоровод». Воспитатель подходит к ребёнку и берёт его за ручку. Вместе идут ко второму ребёнку. Дети берутся за руки. Так собирается вся цепочка. Кто-то подходит сам. Затем круг замыкается.

Воспитатель может сказать приветственное слово о том, что рада всех видеть, какие все красивые, какие добрые глазки.

Хороводная игра.

Вариант 1

  "Семейная зарядка".

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим                             Дети идут по кругу,

Дружною семьёй.                                  взявшись за руки.                          

Встанем в круг и по порядку                 Останавливаются,

Каждый делает зарядку.                       поворачиваются лицом в круг.

Мама руки поднимает.                          Движения по тексту.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама сейчас побегу                            Воспитатель догоняет,

Всех ребяток догоню.                            дети убегают.

Вариант 2

Как у дяди Трифона                                    Дети идут по кругу.

Было семеро детей

Да и семь сыновей.                                  Останавливаются, лицом в круг.

Да и все без бровей.                                 Закрыть ладошками брови.

С такими ушами,                                     Руками показываем большие уши.                    

С  такими глазами,                                   «Бинокль»

С такими носами,                                    «Большой нос»

С такой головой.                                       Руки образуют круг над головой.

Они не пили, не ели

Друг на друга всё глядели                       Воспитатель показывает

 разом делали вот так.                             движения, дети повторяют.

Игра повторяется 2 - 4 раза.

Беседа.

К ребятам «приходит» кукла Аня.

Кукла  – Здравствуйте, меня зовут Аня. А вас как зовут?

                       Дети поочереди называют своё имя.

            – Посмотрите, что я принесла. (Фотография семьи)

В: Посмотрите, вот это – Аня,

     А это – мамочка ее.

   Папа – стройный и большой,

   И скажу с улыбкой я:

   Это вся ее семья.

                        Дети рассматривают фотографию и называют членов семьи.

Кукла: - Ребята, а как зовут ваших мам и пап?

            – Кто ещё есть в вашей семье? Как их зовут?

Если дети хорошо умеют говорить можно попросить их рассказать какая мама (красивая, добрая, ласковая), какой папа (Большой, сильный, смелый)

Кукла:  – Я очень люблю одну песенку и пою её своей маме.

Прослушивание песенки «Мамочка милая» муз. Е. Теличеевой, слова М. Ивенсен.

Кукла:  – До свидания, мне пора к своей мамочке.

Ритуал завершения.

Пальчиковая гимнастика               Дети растирают пальчики

Этот пальчик – папа                      вращательными движениями

Этот пальчик – мама                     другой руки, начиная с

Этот пальчик – дедушка               большого пальца.

Этот пальчик – бабушка

А вот этот пальчик – я

Это вся моя семья.                        Сжимают и разжимают кулачки.

Воспитатель: «А теперь нам пора играть. Поднимем ручки и закричим: ура-а-а!»

Дети поднимают руки и кричат «ура» вместе с воспитателем.

Вторник.

Ритуал начала. «Собирайся народ на весёлый хоровод».

Хороводная игра. «Семейная зарядка» или «Как у дяди Трифона»

Игра. Воспитатель выбирает игру, на которую дети почему-то не обращают внимание или вносит новую игру.

Например.

 1.

– Почему бы нам не поиграть в кубики? Посмотрите у меня есть маленькие куколки. Давайте построим для них домик. (Или мебель.)

 – Что ты будешь строить?

2.

 – У нас новый конструктор. Интересно, как соединяются эти детали?

3.  – Посмотрите, какие интересные банки. Что можно в них спрятать?

(Нужны большие банки с пластиковыми крышками. В крышках прорези крестом. Также нужны небольшие предметы, которые можно туда засунуть.)

Ритуал завершения. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - папа»

Дружное «Ура-а-а»!

Среда.

Ритуал начала. «Собирайся народ на весёлый хоровод».

Хороводная игра. «Семейная зарядка» или «Как у дяди Трифона»

История. Театрализация одной из историй из книги «Волшебные мешочки историй» С. Эстрайхер, С. Швинд, И. Трауб.

Вариант 1

«Пикник» – стр. 28

Это мама и папа. У них двое детей: девочку зовут Маша, а мальчика зовут Антон.

«Сегодня светит солнце, – говорит мама. – давайте устроим пикник!» Папа берёт покрывало для пикника. Мама собирает вещи в чемоданчик. И они все вместе отправляются на зелёную лужайку.

Папа расстилает покрывало, и все усаживаются. «Кто хочет пить?» – спрашивает мама. Все кричат: «Я!» Мама достаёт четыре чашки (Дети считают чашки вместе с педагогом) и передаёт каждому. Чашка для папы, чашка для Маши, чашка для Антона и чашка для мамы. Затем она достаёт из чемоданчика бутылку с какао и разливает его по чашкам. «М-м-м, как вкусно!» Потом мама спрашивает: «Кто проголодался?» Все кричат: «Я!» Мама достаёт из чемоданчика большую тарелку и раскладывает на ней печенье (Дети считают печенье вместе с педагогом): печенье для папы, печенье для Маши, печенье для Антона и печенье для мамы. Все едят печенье и пьют какао. У них пикник!

«Уже поздно, нам нужно собираться домой», – говорит папа. Мама кладёт тарелку обратно в чемодан. Антон укладывает в чемодан чашки, а Маша – бутылку. Папа сворачивает покрывало. По дороге домой все радуются: «Мы устроили отличный пикник!»

Вариант 2 «У мамы день рождения» – стр. 26

Вариант 3 «У Евы тихий час» – стр. 60

После того как представление закончилось дети собирают игрушки в мешочек. Воспитатель называет имя ребёнка, и просит положить игрушку в мешочек. «Ваня положи куколку – папу.» Ребёнок берёт в руки предмет и кладёт его в мешочек, если умеет говорить – называет его. Затем садится на место. Подходит очередь следующего.

Давайте споём песенку про маму. Прослушивание песенки «Мамочка милая» муз. Е. Теличеевой, слова М. Ивенсен.

Ритуал завершения. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - папа»

Дружное «Ура-а-а»!

Четверг

Ритуал начала. «Собирайся народ на весёлый хоровод».

Хороводная игра. «Семейная зарядка» или «Как у дяди Трифона»

Обсуждение погоды. (Пример обсуждения для осени)

 – Посмотрите, что я принесла. (Воспитатель высыпает на пол, предварительно вымытые и высушенные осенние листья)

 – Мне так нравится как они пахнут. А вам?

 – Как можно поиграть с листочками? (Можно зарывать в них руки, шуршать, подбрасывать.)

 – Посмотрите, какие они красивые. Это осень раскрасила листочки.

 – Найдите жёлтый листочек, красный.

 – А теперь давайте сложим из листочков красивый букет для мамочки.

Воспитатель скрепляет букеты детей ниткой или селиконовой резиночкой.

Давайте споём песенку про маму. Прослушивание песенки «Мамочка милая» муз. Е. Теличеевой, слова М. Ивенсен.

Ритуал завершения. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - папа»

Дружное «Ура-а-а»!

Пятница.

Ритуал начала. «Собирайся народ на весёлый хоровод».

Хороводная игра. «Семейная зарядка» или «Как у дяди Трифона»

Рассматривание книги «Это Я»

 - Давайте посмотрим наши альбомы. Найдите фотографию мамы. Давайте назовём ласково: мамочка.

 – А где папа? Назовём ласково: папочка. Чьи ещё фотографии есть в твоём альбоме? Как их зовут?

Можно задать вопросы по содержанию фотографий: «Где вы были?», «Что делает бабушка?» и т.п.

Давайте споём песенку про маму. Прослушивание песенки «Мамочка милая» муз. Е. Теличеевой, слова М. Ивенсен.

Ритуал завершения. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - папа»

Дружное «Ура-а-а»!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практическая реализация технологии «Утренний и круг» показала, что данная форма работы может успешно применяться с детьми раннего возраста от 1,5 до 3 лет.

Утренний и вечерний круг — это режимные моменты, объединяющие детей и педагогов общими эмоциями. Такое взаимодействие способствуют формированию благоприятной, дружелюбной атмосферы в группе и более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками. Важно помнить, что утренний круг – это не занятие! Не надо использовать это время для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. В процессе общения ребенок незаметно для себя усваивает речевые нормы и приобретает коммуникативные умения. У детей появляется уверенность в том, что их любят и понимают.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

2. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 2001

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.:Эксмо: ОЛИСС, 2011.

4. Бостельман А. Хороший день каждый день: Советы и уловки для организации повседневного ухода в яслях : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман, К. Энгельбрехт. – Москва : Издательство «Национальное образование», 2020.

5. Эстрайхер С. Волшебные мешочки историй. Инсценировки для детей раннего возраста : учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования / С. Эстрайхер, С. Швинд,  И. Трауб – Москва :  Издательство «Национальное образование», 2020.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии лэпбуков для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Развитие эмоционального интеллекта»

В разработке представлена современная технология организации учебно - воспитательного процесса - Лэпбук, которая помогает отлично систематизировать процесс обучения и собрать в одном месте всё самое н...

Утренний круг в группе раннего возраста

Утренний сбор в группах раннего возраста...

План и отчет работы с родителями с 13.04.20г – 17.04.20г Группа раннего возраста «Одуванчик» Тема недели: «Неделя Пасхи»

План и отчет  работы с родителями с 13.04.20г – 17.04.20гГруппа раннего возраста «Одуванчик»Тема недели: «Неделя Пасхи»...

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"...