Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Потапова Светлана Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_uprazhneniy.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.

 Данные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игра на развитие речи «Кузовок»

Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку +дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение «Чье все это?»

Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра «Домики»

Цель — упражнение в определении рода слов-предметов.

Логопед объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором - «она моя», в третьем - «оно мое», в четвертом - «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

Игры на развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 5-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра на развитие речи «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение определить количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, логопед говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если логопед заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра на развитие речи «Строим дорожку»

Цель — развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе логопед активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе логопед уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения на занятиях по развитию речи у детей дошкольного возраста вырабатывается навык четкого произнесения слова и выделения последнего звука, а логопед исполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.

Игра на развитие речи «Ловушка»

Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.

Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Учитель дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются логопедом в зависимости от темы занятия по развитию речи.

Игра на развитие речи «Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Логопед «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

Логопед говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра на развитие речи «Посели в домик»

Цель — развитие умения определять слоговую структуру слова.

Логопед вводит «гостей» при помощи загадки и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом логопед обращает внимание детей, что в одном домике — окно из одной створки, а у второго — из двух. Чтобы определить, какому гостю какой домик, дети должны определить, сколько слогов в названии гостя. Если в слове один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения развивающей игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу

Логопедические упражнения на развитие грамматической составляющей речи

1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)

А) Множественное число. Слова расположены блоками по окончаниям и ударению, по степени усложнения. В процессе развития речи именно так их проще всего усваивать

Я называю один предмет, а ты - КОГДА таких предметов много (если скажите "много предметов", то получите много ... коней, мячей , т.е. косвенный падеж):

И обязательно даем образец:  Один КОНЬ – а когда много  - это ... КОНИ

Лак - лаки 
Телевизор – телевизоры 
Телефон - телефоны 
Мышь – мыши 
Дверь – двери 
Лампа – лампы 
Мама – мамы 
Папа – папы 
Сумка – сумки … 

Гора – горы 
Нора – норы 

Стол – столы 
Шкаф – шкафы 
Шар – шары 
Шарф – шарфы 
Гриб – грибы 
Пол – полы 
Ковер – ковры 
Двор – дворы 
Нос – носы 
Мост – мосты 

Сон – сны 
Ухо - уши 
День – дни 
Лоб – лбы 
Пень – пни 
Конь – кони 

Дом – дома 
Глаз – глаза 
Луг – луга 
Город – города 
Провод – провода 
Холод – холода 
Окно – окна 
Облако – облака 

Крыло – крылья 
Стул – стулья 
Кол – колья 
Перо – перья 
Дерево - деревья 
Полено – поленья 
Платье – платья

 

Неизменяемые: пальто, манто, колье,  кенгуру, кашпо, кашне, какаду, шимпанзе, …

 

Б) Родительный падеж множественного числа существительного:

Нет чего? – Стульев  или  Много чего?  - Стульев.

В) Творительный падеж

Что чем делают?

пилят Пилой

забивают Молотком

рубят Топором

режут Ножницами

шьют Иголкой

пишут Ручкой

рисуют Карандашами

подметают Метлой

копают Лопатой

и т.д.

 

В) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Иногда дети предпочитают в жизни пользоваться уменьшительными словами. (Если родители говорят: «Покажи, где носик?», то и ребенок усвоит первой именно эту форму). В таком случае это упражнение поможет ему подобрать первоначальную форму слова.

Слова расположены блоками в зависимости от тех суффиксов, которые используются для образования слова. Слова лучше давать именно блоками, так проще придумывать новые слова – по аналогии.

 

Представь, что у тебя есть волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие. Я тебе называю большой предмет, а ты – РРАЗ! – и делаешь из него маленький.

 

Большой стол, а маленький – столик,

Дом – домик,

Карандаш – карандашик,

Нос – носик,

Час – часик,

Хвост – хвостик,

Куст – кустик,

Мост – мост

Ключ – ключик,

Шкаф – шкафчик,

Заяц – зайчик,

Мяч – мячик,

 

Огурец – огурчик,

Палец – пальчик,

 

Лиса – лисичка,

Коса – косичка,

Вода – водичка,

Сестра – сестричка,

Река – речка,

Рука – ручка,

Ночь – ночка,

Дочь – дочка,

Печь – печка,

Книжка – книжечка,

Ложка – ложечка,

Шишка – шишечка,

 

Гриб – грибок,

Жук – жучок,

Крюк – крючок,

Кулак – кулачок,

Каблук – каблучок,

Паук – паучок,

Червяк – червячок,

 

Перо – пёрышко,

Стекло – стёклышко,

Солнце  - солнышко,

Пятно – пятнышко,

Бревно – бревнышко,

Дно – донышко,

 

Утюг – утюжок,

Друг – дружок,

Пирог – пирожок,

Берег – бережок,

Сапог – сапожок,

Луг – лужок,

Круг – кружок,

Флаг – флажок,

Снег – снежок,

Творог – творожок

 

Платье – платьице,

Кресло – креслице,

Зеркало – зеркальце,

Воробей – воробышек,

Хлеб – хлебушек,

И так далее.

 

 2.  Имена прилагательные

Образование прилагательных ребенок осваивает довольно поздно – в 5-6 лет. До этого он, конечно, может использовать некоторые прилагательные в речи уже несколько лет: «железный», «мамин». Но самостоятельно образовывать их – немного другой процесс.

А) Относительные прилагательные (признак предмета – из какого материала сделан предмет):

 

Например: Ключ из железа – он какой? (железный).

Из железа, металла, чугуна, стали

Из бумаги, картона, пластика, пластмассы, целлофана,

Из резины, акрила, синтетики, шерсти, шелка, драпа, кашемира, кружева,

Из стекла, фарфора, фаянса, хрусталя, золота, бриллиантов,

 

  Из чего сделана посуда. (Совместите изучение темы «Посуда» с изучением образования прилагательных.)

Кастрюля из стекла – стеклянная

Из металла – металлическая

Из дерева – деревянная

Из пластмассы – пластмассовая

Из фарфора – фарфоровая

Из глины – глиняная

Из керамики – керамическая

Из хрусталя – хрустальная

 

Роща, лист

из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,

 

Сок

Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще сделать сок?

Можно начать изучение образования относительных прилагательных в супермаркете, стоя с ребенком перед полками с соком. «На коробке нарисованы яблоки, значит, там какой сок?»

 

Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.


Сок из ананаса – ананасовый
апельсиновый 

яблочный 
абрикосовый 
сливовый 
лимонный 
банановый 
малиновый 

Начинка
ананасовая 
апельсиновая 
сливовая 
лимонная 
гранатовая 
яблочная 
грушевая 
абрикосовая 

Варенье 
Ананасовое 
Апельсиновое 
Сливовое 
Лимонное 
Яблочное 
Грушевое 
Банановое 
Абрикосовое 

б) Притяжательные прилагательные (кому это принадлежит, чей?):

Чей хвост?

Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» малыш образует слово «зайкиный»)

 

Хвост зайца – заячий,

Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,

 

Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный (чей? А если из кого, то тигровый),

 

Медвежий, верблюжий, стерляжий,

 

Предмет чей? Мамин, папин, бабушкин, дедушкин, дядин, тетин, Васин, Петин…

 

 3. Приставочные глаголы

Мальчик            в дом…(входит);

                           из дома…(выходит);

                           к дому…(подходит);

                           от дома…(отходит);

                           вокруг дома…(обходит);

                           через дорогу…(переходит).

 

4. Согласование прилагательных с существительными в роде  (для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)

Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький) 
Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький) 
Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький) 
Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький) 
Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький) 
Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький) 
Боров – свинья – поросёнок (маленький – маленькая – малюсенький)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.

Данные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных ...

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста

В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи.  Как заниматься ра...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Формирование грамматического строя речи у ребенка

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии ...

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста

В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи.  Как заниматься ра...