"Экологические сказки как средство эмоционального познания природы родного края»
презентация к уроку (младшая группа)

1 слайд

Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о том, как экологические сказки помогают детям узнать природу родного края.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Сказка – универсальный учитель.

2 слайд

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе. Именно экологические сказки вызывают эмоциональную отзывчивость, любознательность, сопереживание, вдохновляют детей на воображения и фантазии. Полученные знания у детей вызывают отклик и понимание им экологических проблем.

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, они дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

С помощью сказки, мы можем решить одну из важнейших задач это - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста.

 

3слайд

При чтении сказок очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать происходящие события, тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

Авторы экологических сказок в интересной сказочной форме дают детям представления:

о закономерностях природы;

о природных явлениях;

о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;

об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

 В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься над отношением людей к природе, над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.

 

4 слайд

При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок

Например, в сказках Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» и Алексея Николаевича. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания.

В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве). В сказке Алана. Милна о Вини-Пухе главный герой пытается достать мед из дупла. При этом медвежонок, чтобы его не заметили пчелы, использует голубой и зеленый шарики – под цвет неба и листьев. Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных.

 

5 слайд

Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не родителя, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и Вини-Пух.

 

6 слайд

Анализ сказок с точки зрения различных героев

Этот прием, предлагаемый Джанни Родари, может применяться для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды. Например, сказка «Три поросенка». В ней поросята положительные герои (особенно Наф-Наф), сумевшие провести злого волка. Но можно предложить детям оценить сюжет с точки зрения волка. Волк – хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф-Ниф и Нуф-Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком, как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. Волк не смог выполнить обязанности хищника, да к тому же пострадал. Если в лесу кроме трех поросят есть и другие поросята, а хищников, кроме волка нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны быстро начнут размножаться, поедая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса.

 

7 слайд

«Сказочные вопросы» можно использовать для закрепления знаний, они могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.

Например:

- Героиня какой сказки помогает яблоне сберечь ветви от большого количества яблок, тем самым спасая дерево от гибели? («Гуси-лебеди»)

- В какой сказке такие животные, как медведь, заяц просят не убивать их и пожалеть их деток? («Кощей бессмертный»)

- В какой сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. По какой причине вода в ней могла быть опасной?

- Героиня какой сказки растаяла и превратилась в облачко, потому что была из воды? («Снегурочка») и т.д.

 

8 слайд

Многие сказки могут стать основой для игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки Виталия Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе.

 После чтения сказки и обсуждения ее с детьми можно дать им картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предложить построить соответствующую цепочку. Затем попросить ребёнка объяснить, почему каждый персонаж находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Например:

 

 

 

9 слайд

Дети с удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны серии рисунков и поделки из разного материала

После чтения сказок или вовремя детям можно давать  задания нарисовать героя, сделать поделку по сказке и т. д.

 Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

 

10 слайд

Василий Александрович Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и без создания сказок. Сказка, по его словам, - это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Создание сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Но это произойдет, если Вы будете поощрять любые фантазии, избегать назидательности и поучительности. 

 Поначалу родитель должен принимать активное участие в сочинении сказок, направлять ход мыслей детей, объяснять принципы построения сказочных произведений. Со временем роль взрослого уменьшается, а активность и самостоятельность детей увеличивается.  В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям.

 

11слайд

Экологические сказки в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

 

Как видите, чтение экологических сказок детям и с детьми заслуживает особого внимания. И я думаю, если изначально начинать с ребенком вот такое осознанное и правильное чтение, то у вас не будет возникать вопрос: «Как научить ребёнка любить природу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernoudova_ts_1.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

; «Экологические сказки как средство эмоционального познания природы родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок» Воспитатель: Черноудова Татьяна Сергеевна

Слайд 2

Чему учат экологические сказки? познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; Какова роль экологических сказок? Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребёнка. Она позволяет ребёнку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы. думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру; думать об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Слайд 3

Чтение и обсуждение экологических сказок

Слайд 4

Использование фрагментов сказок

Слайд 5

Использование сказочных персонажей

Слайд 6

Анализ сказок с точки зрения различных героев

Слайд 7

Сказочные вопросы

Слайд 8

Использование сказок для организации игр

Слайд 9

Сказки и изобразительное искусство

Слайд 10

Сочинение экологических сказок с детьми

Слайд 11

Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мультимедийные игры как средство ознакомления с родным краем"

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению и обучению детей дошкольного возраста с культурой родного края....

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»Брус Т.Н.МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона...

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края....

Лепбук как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств в процессе знакомства старших дошкольников с родным краем....

Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов воспитания. Патриот...

Сценарий экологической сказки "Путешествие муравья по родному краю"

Сценарий экологической сказки "Путешествие муравья по родному краю"Экологическое воспитание, природа, экология, развлечение, экологический сценарий....