Картотека дидактических игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Картотека дидактических игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающая игра по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Руденко Н.Ю., старший воспитатель МКДОУ ШР

«Детский сад № 1 «Буратино»

Предлагаемая игра помогает дошкольникам изучать и закреплять правовые основы, воспитывает уважительное отношение к правам человека, формирует у ребёнка чувство собственного достоинства, а также правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, развивает его эмоционально-личностные качества. В современном обществе огромную роль играет правовое образование граждан. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. С самых первых шагов, которые ребёнок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Наша задача — дать детям эти знания в очень корректной, увлекательной, адекватной их возрасту форме. Игра «Юный правовед» является обучающей и разработана в помощь воспитателям ДОУ и родителям для организации совместной деятельности по изучению детьми правовых основ. Имеет большой педагогический потенциал. Вариативность игры способствует охвату детей разных возрастов и с разным уровнем знаний.

Цель игры

Создать условия для развития у детей положительного самоощущения, социальных навыков коммуникативного поведения.

Учить разграничивать понятия «должен», «могу», «хочу», совершенствовать знания о социальных нормах.

Дать правовые знания, способствующие расширению кругозора, формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

 Воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

 Формировать умение воспринимать схематичное изображение и соотносить его с реальной ситуацией.

Игра состоит из трёх комплектов карточек, несущих одинаковую информацию, но представленную разными способами: Пять карточек с текстовой информацией (текстовые карточки). Пять карточек со схематичным изображением (карточкисхемы). Двадцать карточек с красочным иллюстративным изображением ситуаций (ситуативные карточки). Карточки-схемы и текстовые карточки разделены на четыре сектора, каждый из которых несёт информацию о конкретном праве или обязанности. В центральной части этих карточек прикреплён квадрат таким образом, что образует уголки-кармашки, в которые можно вставить соответствующие ситуативные картинки. Все карточки находятся в коробке, красочно оформленной в соответствии с темой игры. Количество участников: от 1 до 5 человек (обязательно участие взрослого).

 Педагогические возможности игры: Дети учатся взаимодействовать в коллективе. Получают информацию о правах и обязанностях, учатся их различать. Имеют возможность демонстрировать свою компетентность. Учатся ставить цель и добиваться результата. Яркие красочные карточки, чёткие, графичные и понятные схематичные композиции, правильный шрифт без лишних элементов — всё это позволяет детям легко ориентироваться по ходу игры, запоминать и сопоставлять разные формы подачи информации. Ход игры

Ведущим является взрослый, участниками — дети. Каждому участнику игры раздаются карточки-схемы или текстовые карточки (ориентир на знания, умения и навыки ребёнка). Взрослый поочерёдно предлагает детям сюжетные карточки. Ребёнок должен соотнести сюжет карточки с информацией, находящейся в секторах карточек-схем или текстовых карточек. Ребёнок берёт себе карточку и вставляет её в кармашек в том случае, если сюжет совпадает с информацией в одном из секторов. (В процессе узнавания сюжета ведущий может включать различные методические приёмы: ролевые инсценировки, упражнения на развитие эмоциональной сферы, составление сюжетных мини-рассказов и диалогов, логоритмические и игровые упражнения.)

 Игра считается законченной, если все уголки-кармашки заняты карточками. В завершение игры рекомендуется провести «Праздник права», с целью закрепления полученных во время игры знаний.

Методические рекомендации для успешного проведения игры

Если ваш ребёнок ещё не научился читать, игровая задача ставится на основе карточек-схем. Обучающая ценность такого варианта игры состоит в том, что дети, рассматривая схематичное изображение, учатся восприятию схемы и перенесению её на реальный образ или ситуацию. В нашем сложном мире существует огромное множество знаков, схем и символов. Они повсюду — в поликлинике, школе, на дороге, в метро. Их необходимо понимать, работая с компьютером и учебной литературой.

Также в процессе игры реализуется главная игровая задача — правовое образование ребёнка.

Совет: не заставляйте ваших детей подолгу сидеть за столом, перебирая игровые карточки. Сохраняйте их двигательную активность. Включайте в игровой процесс физминутки и логоритмические упражнения, соответствующие теме. Что касается текстовых карточек, то их вы можете включать в игру в том случае, если ребёнок уже способен прочитать и воспринять текстовую информацию. Я думаю, что многие взрослые согласятся со мной: тема права сама по себе не имеет особой привлекательности для детей, поэтому наша задача — использовать такие приёмы, методы и способы подачи, чтобы она заблистала новыми, яркими и увлекательными гранями. В процессе работы с карточками интегрируйте различные образовательные области: читайте художественную литературу, прослушивайте музыкальные записи, составляйте небольшие ситуативные рассказы и диалоги по выбранному сюжету. Очень интересно и доступно можно преподнести тему права на примере сказок: Право на жильё прослеживается в сказках: «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Теремок». Право на жизнь — в сказках: «Гуси-Лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Гуманное отношение к животным — в сказке: «Дед Мазай и зайцы». И таких примеров очень много, стоит только включить воображение.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры  

«О правах и обязанностях»

для детей старшего дошкольного возраста

  1. «Кто права нарушил?»

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.  

Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).

Кто нарушает это право?

Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).

Кощей Бессмертный

Какие права он нарушил, и в каких сказках?

Баба Яга

 Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

  1. «Я имею право…»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям  Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

 Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям  Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

3. «Я не должен...»

Цели: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

 Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» (знак «-» ) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

  1. «Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

  • Почтальон принес срочную телеграмму;
  • Слесарь пришел ремонтировать кран;
  • Милиционер хочет проверить сигнализацию;
  • Медсестра принесла лекарство для бабушки;
  • Мамина подруга пришла в гости;
  • Соседи просят йод для поранившегося ребенка;
  • Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
  • Женщине нужно срочно вызвать скорую помощь.

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

  1. «Колобок»

Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать какой – нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.

6. «Поводырь»

Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья, кубики, обручи.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

 7. «Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры: воспитатель предлагает:

  • Медленно, глубоко вздохнуть и спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног – подбрасывать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» ступни ног – побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать (выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.

 8. «Ласковые имена»

Игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Все встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.

 9. «Маленькие дизайнеры»

Для игры необходимо взять гуашь, акварельные краски, тюбики губной помады.

Каждому участнику игры разрешается подойти к любому ребенку и «украсить его лицо, руки, ноги». В результате все видят преобразившиеся лица друг друга. Необходимо следить, чтобы украшали всех участников. Воспитатель не должен забывать позволять украшать себя. В конце игры выбираются самая красивая модель и самый талантливый дизайнер. Эта игра способствует созданию хорошего настроения в детском коллективе, проявления чувства единения и дружбы.

10. «Разноцветный букет»

Эта игра учит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочек и т.д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».

11. «Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности.

Ход игры: дети встают в круг, ведущий начинает фразу, и бросает ребенку мяч:

 Слух помогает мне...

 Зрение помогает мне...

 Обоняние помогает мне...

 Осязание помогает мне...

 Пробуя пищу на вкус, я могу...

12. «Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей.

13. «Загадывание желаний»

Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

 Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

 Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что…

14. «Стиральная машина»

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами «через мойку». Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

 15. «Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности

Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг»



Предварительный просмотр:

«Права детей»

дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Права ребенкаКОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Подготовил старший воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

Руденко Н.Ю.


Цель: дать повод малышам задуматься над тем, что не все дети имеют родителей.

На что ребенок право имеет

Задачи:

  1. Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными героями, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
  2. Закрепить понятие «сирота».
  3. Развивать чувство сопереживания к детям, у которых нет родителей.

Материал: иллюстрации сказок «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям о правах, какие права детей были нарушены.

Ход игры:

1 вариант.

Могут играть в игру 2 и более детей.

Взрослый читает отрывок сказки, а дети-игроки называют сказку, находят соответствующую иллюстрацию и объясняют другим детям о правах, какие права детей были нарушены.

Игра заканчивается, когда все картинки будут рассмотрены, а также объяснены.

Содержание

  1. Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»
  2. Дидактическая игра «Сложи цветок»
  3. Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»
  4. Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить знания детей о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Материал: кубик с иллюстрациями изображения правами ребенка.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые изображены на картинке.

Ход игры:

Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик в руки друг другу.

Когда звучит сигнал, ребенок, который получает кубик, рассматривает свою картинку и рассказывает о праве ребенка, которое на нем изображено.

Игра продолжается до тех пор, пока все иллюстрации будут рассмотрены.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.

Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Ход игры:

В игре могут принимать участие двое и больше детей.

1 вариант.

На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.

Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.

Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.

Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.

2 вариант.

Играет два ребенка. Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.

Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить знания детей о правах маленького ребенка. Совершенствовать навыки чтения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: на одних – графическое изображение прав ребенка, на других – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: за словесным объяснением прав ребенка, малыши подбирают картинки с графическим изображением, объясняя их содержание, образуя цепочку. И наоборот.

Ход игры:

1 вариант

Воспитатель или ребенок зачитывают словесное объяснение прав ребенка на одной части цепочки. Дети находят соответствующее графическое изображение, соединяют шнурком, и рассказывают о праве ребенка, которое на нем изображено.

2 вариант:

Дети отбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью воспитателя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяют шнурком.

Побеждает тот, кто быстрее соединит цепочку.

Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»

Цель: добиться осознания собственного статуса и места в обществе старших детей в детском саду.

Подвести детей к выводу о том, что они старшие воспитанники в детском саду.

Формировать умение мотивировать свое отношение к роли будущего школьника.

Учить перечислять те действия, которые усвоены хорошо, адекватно оценивать свои умения.

Материал: шесть рисунков, изображающих различные виды мотивации будущего школьника; шесть конвертов с небольшим рассказом, в котором каждый из мотивов выступает как личная позиция одного из персонажей; кубик с изображением кружков от 1 до 6.

Правила игры: игрок должен объяснить свою точку зрения изображения на рисунке.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2-х до 6-ти детей.

Перед началом игры на столе выкладываются картинки с изображением различных видов мотивации будущего школьника и шесть конвертов с небольшими рассказами.

С помощью считалки определяют, какой ребенок первым начнет игру.

Ребенок бросает кубик с кружочками и называет число, которое соответствует количеству кружочков на кубике, потом находит конверт с такой же цифрой.

Взрослый достает из конверта рассказ и читает его, а перед игроком выкладывается карточка с такой же цифрой. Ребенок рассматривает ее и объясняет свою точку зрения другим детям о правах.

Когда все рисунки-карточки будут рассмотрены, игра заканчивается.

Побеждает тот игрок, который правильно и досконально объяснит свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Сборник дидактических игр по правовому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Разное\картинки\цветок.JPG

                                                  МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

Руденко Н.Ю., старший воспитатель

        Хомутникова О.Г., воспитатель

    Цель:

-формировать правовые знания;

-способствовать формированию чувства самоценности;

-помочь ребенку в накоплении социального опыта;

-обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

Игры, способствующие формированию правовых знаний

«Я имею право...»

Цель: формировать правовые знания детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель: учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.  

Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

«Скорая помощь»

Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных  людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Если возник пожар»

Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный ...(передает  шар ребенку)

 Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

 Воспитатель.

 Раз, два, три, четыре -

 У кого пожар ...?

 Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

 Воспитатель.

 Дым столбом поднялся вдруг.

 Кто не выключил ...?

 Ребенок. Утюг. (Передает шар.)

 Воспитатель.

 Красный отблеск пробегает.

 Кто со спичками ...?

 Ребенок. Играет. (Передает шар.)

 Воспитатель.

 Стол и шкаф сгорели разом.

 Кто сушил белье над ...?

 Ребенок. Газом. (Передает шар.)

 Воспитатель.

 Пламя прыгнуло в траву.

 Кто у дома жег ...?

 Ребенок. Листву. (Передает шар.)

 Воспитатель.

 Дым увидел - не зевай и пожарных ...

 Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)

 Воспитатель.  Помни  каждый  гражданин этот номер - ...!

 Ребенок. Ноль один.

«Помогите! Полиция!»

Цель: сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных    жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

-  почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

-  милиционер пришел проверить сигнализацию;

-  медсестра принесла лекарство для бабушки;

-  мамина подруга пришла в гости;

-  соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

-  незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

-  женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал: картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель: предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал:  игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал: набор картинок   с   изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

Игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности

«Снежная королева»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было' зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Угадай, кто это»

Цель: учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на ульях, угадавший становится рассказчиком.

«Комплименты»

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище.

Ход игры

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

«Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал: повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

 Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через   кубик»,   «Здесь   стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

       - Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

- После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Нарисуй узор»

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей - на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

«Цветик-семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других.

Материал: цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старым людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их  желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель: формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник  еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.

«Помоги себе сам»

Цель: обучать детей  приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры Воспитатель предлагает:

•  медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;

•   «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;

•  «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);

•  «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть и.т.д.

«Добрые эльфы»

Цель: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства.

Ход игры

Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать.

Воспитатель. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям, нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто по левую – эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду

Игра: «Поступаем правильно»

Цели: дать детям понятие о плохих и хороших поступках и уметь анализировать их; развивать у детей вежливость и предупредительность.

Материал: парные картинки. Каждая пара картинок посвящена одной теме. Но одна из картинок изображает плохой поступок, а вторая – хороший. Всего используется от 10 до 20 пар.

Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно назвать хорошими, а какие плохими, после чего предлагает привести примеры хороших и плохих поступков. Затем воспитатель раздаёт каждому игроку по две карточки. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого- найти пару к обеим картинкам. Важно проследить, чтобы дети работали аккуратно, обращались друг к другу вежливо.

Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать

Игра: «Позови ласково»

Цели: воспитывать вежливость, уважительное, доброе отношение друг к другу.

Дети называют своих сверстников по имени с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: Ванечка, Машенька, Олечка.

Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.

Игра: «Попроси вежливо».

Цели: воспитывать вежливость, уважительное, доброе отношение друг к другу.

Учить детей правильно вести себя со сверстниками, вежливо обращаться, если ребёнок хочет поиграть с чужой игрушкой.

«Дай Миша мне, пожалуйста, машину поиграть, а я тебе дам свою машину», и т. п.

У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает.

Игра: «Сказка по кругу»

Один ребёнок начинает сказку, а остальные по очереди придумывают продолжение.

Игра: «Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

Все люди имеют право собираться вместе и организовывать группы. Никто не может заставить человека вступить в такой союз, если он этого не хочет.

Игра: «Найди себе пару»

Дети двигаются под музыку. На полу лежат обручи, когда музыка заканчивается, дети делятся по два человека и занимают место в обруче. Нужно, чтобы детей было чётное количество, чтобы никто не остался без пары.

Знакомимся со своими правами.

"Я имею право. "

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН. Картинки с изображением ситуаций (ребенок катается на велосипеде, поливает цветы и т.д)

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона "Я имею право. "

(шаблон в виде знака +)

Затем обсуждаем свой выбор и правильность решения.

Игра "Назови одним словом"

Цель: Развитие мышления, памяти, речи, умения классифицировать.

Ход игры:

Воспитатель называет несколько слов а дети объединяют одним словом.

Лена, Наташа, Катя, Полина - имена девочек

Саша, Петя, Кирилл - имена мальчиков

Галкин, Воронин, Петров - Фамилии

Мама, папа, дедушка, сестра, брат – семья.

Игра "Четвёртый лишний"

Цель :Развивать внимание и речь.

Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, одно из них лишнее, а дети находят лишнее и объясняют его.

например: Настя, Петров, София, Катя, Даша

Игра "Я не должен"

Цель: разобрать понятия"могу", "должен", "хочу" совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок- окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона "Я не должен" (знак "-") картинки, которые неприемлемы в отношениях между людьми, между человеком и предметным миром. Объясняют свой выбор.

Игра "Назови по-другому"

Цель: развивать речь, мышление; учить обращаться к сверстникам, по- разному называя его имя.

Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому.

Например : Оля-Ольга, Елена-Лена, Леночка.

Игра "Как растет имя"

(на примере фотографий детей в разном возрасте)

Воспитатель рассказывает показывая фотографии о том как растет ребёнок, как называли девочку в детстве, как в юности и как называют во взрослой жизни (имя и отчество, мама)

Вы растете и имена ваши растут вместе с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам ...

Картотека Дидактические игры по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека Дидактические игры  по экологическому  воспитанию детей  дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.1.Дидактическая игра «Герб города»Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родн...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

Данный материал может быть полезен для воспитателей и родителей. Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняетс...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по экологическому  воспитанию детей  дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29161803","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...