Самообразование воспитателя по теме "Авторская сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Григорьева Наталья Александровна

К.И.Чуковский:"Цель сказочника заключается в том, чтобы какой угодно ценой воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_starshaya_gruppa_2019-2020.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский муниципальный район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 22 «Город детства»

________________ Н.Я. Литвинова

П Л А Н

Воспитателя по самообразованию

«Авторская сказка как средство духовно-нравственного воспитания

дошкольников»

Воспитатель Григорьева Н.А.

Начало изучения темы: сентябрь 2019 год

Окончание изучения темы: май 2020 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность:

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне.

Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

Авторская дидактическая сказка менее метафорична, чем народная, но она более доступна сознанию из-за её современности, более чувственна из-за вложенных в неё чувств автора, а потому и более приемлема для использования в духовно-нравственном становлении личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Если в народной сказке почти всегда добро и зло находятся на разных полюсах нравственности и её прямолинейного понимания, то в авторской сказке - всё, как в жизни. Чёрно-белое перемежается с разноцветным, серым, а порой и с золотым. Добрый человек вдруг оступается и совершает проступки, за которые его совесть корит его до конца жизни. А бывает иначе: человек бессовестный и жестокий вдруг становится совестливым и добропорядочным. Всё дело в этом «вдруг».

Авторская сказка, прежде всего, призвана воздействовать на душевность человека, то есть на его память, мышление, чувства, эмоции, мотивацию деятельности, воображение и творчество. Но нельзя недооценивать и действие на подсознание. «Сказка — это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками» - Писал психолог-исследователь А.И. Захаров в книге «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка». Писатель К.И. Чуковский высказался более определённо: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

На первом, познавательно-мотивационном этапе работы с авторскими, сказками большое внимание педагог должен уделять приобретению детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки, сказы, рассказы, а также формировать у детей интерес к духовным и нравственным проблемам и формированию личностного отношения к данной литературе.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «Авторская сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы с авторской сказкой

  1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

  • В ходе непосредственно образовательной деятельности;
  • В режимных моментах;
  • В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
  • При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы: I этап - теоретический:

  • определение темы;
  • определение целей и задач;
  • составление плана.

II этап - подготовительный:

  • подбор авторских сказок;
  • подбор методической литературы,
  • подбор материала, пособий;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • проведение предварительной работы с родителями;
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап - основной:

  • познакомить детей с произведениями авторов К.Чуковского; С.Я. Маршака, Н.Н. Носова, Т.И. Александровой и т.п.
  • формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • развивать связную речь;
  • развивать интерес к сказкам;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
  • воспитывать активность и самостоятельность;
  • создать развивающую среду по данной теме.

IV этап - заключительный:

  • Подведение итогов.

Цели самообразования по теме:

1.Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

3.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

4.Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

5.Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Задачи самообразования по теме:

  1. Рассмотреть духовно - нравственно-этические достоинства авторской сказки в воспитание дошкольников;
  2. Раскрыть воспитательную ценность авторских сказок;
  3. Рассмотреть эмоциональное погружение детей в авторскую сказку;
  4. Рассмотреть использование авторской сказки в воспитательной работе с детьми.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1.Изучить взгляды известных педагогов на духовно-нравственное воспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе.

2.Проанализировать педагогическую литературу по теме «Авторская сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

3.Исследовать эффективность применения авторской сказки в духовно-нравственном воспитании средних дошкольников

4. Продолжать пополнять экспонатами уголок сказки «Музей Мухи-Цокотухи» (в сотрудничестве с родителями группы).

План работы с родителями

- Консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»

- Памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения.

- Создание библиотеки авторской сказки

- Консультация: «Роль авторской сказки в нравственном воспитании ребёнка»

- Индивидуальные беседы и консультации по теме проекта.

- Показать родителям театрализацию сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

1.Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения.
Омск. 1998.
2.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.
3.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М. 1979
4.Бехтерев В.Н. Вопросы воспитания в возрасте первого воспитания М. 1982.
5.Буре Р.С. Нравственное воспитание дошкольников. М.1972.
6.Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999г.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.1991.с.24. с.32.
8.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников М. 1989.с.45.

9.Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1999..

10.Запорожец Л.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения. М.1984

11.О.А.Шиян развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 22

«Город детства»

Литвинова Н.Я.

П Л А Н

Работы по самообразованию

2019-2020 г.г.

Ф.И.О. воспитател: Григорьева Наталья Александровна

Тема: «Авторская сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Цель: изучение особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством авторской сказки

Срок

Содержание деятельности

Результат

сентябрь

Изучение инновационных методик и технологий

Составить учебный план на 2019-2020 г.г.

октябрь

Оформить в группе центр авторской книги:

К. И Чуковский «Мойдодыр», «Краденое солнце»; «Муха-Цокотуха»; «Тараканище

Н.Н. Носов Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей»

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке», стихи

Чтение детям сказки Т.И. Александровой «Приключения домовенка Кузи»

Библиотека авторской сказки

ноябрь

Знакомство с биографией писателей: К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Н.Н. Носова

Познакомить детей с творчеством Н.Носова, чтение рассказов Носова «Затейнки», «Живая шляпа»

Портреты писателей, их биографии

декабрь

Изучить влияние сказок на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Чтение детям сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»; «Муха Цокотуха»

Консультации для родителей «Учите детей любить книгу"

январь

-Пересказ сказки детьми «Муха Цокотуха»»

- Чтение сказок: «Краденое солнце», «Бармалей» К. Чуковского.

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

февраль

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

март

Театрализация с детьми сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по авторским сказкам

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

апрель

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Чтение детям сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»

Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки».

май

Анализ, обобщение, распространение опыта

Написание статьи по теме самообразования и публикация статьи на личном сайте в интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

Самообразование. Тема: "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"

Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"...

Самообразование по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» в старшей группе

Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».     Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного раз...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

Самообразование в ДОО. Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества раз...