Конспект беседы в старшей группе на тему: «О долге, обязанностях и ответственности современного человека»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ушанова Светлана Александровна

Цель занятия - Прививать нравственные нормы цивилизованного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы в старшей группе на тему:

«О долге, обязанностях и ответственности современного человека»

Цель: Уточнить знания детей об их обязанностях. 

  1. Дать представление о понятии «Ответственность»,
  2. Раскрыть понятие - долг
  3. Заставить задуматься о собственных поступках.
  4. Учить оценивать собственные действия.

Задачи:

- Учить детей рассуждать, делать выводы. Расширять знания, обогащать словарь по теме. 

- Формировать у воспитанников нравственную ценность, как долг.

- Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважения к жизненному опыту родителей. Воспитывать чувство уважения к другим людям.

- Прививать нравственные нормы цивилизованного общества. Воспитывать чувства долга перед людьми.

Предварительная работа:

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Оборудование: Картинки, сигнальные карточки зеленого и красного цвета.

Ход НОД

-Добрый день, дети! На нашем сегодняшнем занятии мы с вами пообщаемся, порассуждаем и поиграем.

-К нам на почту детского сада пришло много писем, на которые нам с вами нужно будет ответить. (Показать детям конверты с письмами).

 Для этого мы с вами превратимся в консультантов.

Консультант – это человек, который разъясняет и дает ответы по вопросам, которые нас интересуют.

Открываем первый конверт.

«Что такое долг»

Долг! Какое возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. (И. Кант)

Воспитатель: Представьте на минутку, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, т.к. в это время по телевизору показывали бы его любимый фильм, диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять, а летчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там. Существуют слова «хочу» и «надо». «Надо» - это наше представление о долге.

Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь. (Т. Рузвельт)

Воспитатель: Ребята, дайте определение понятию долг, подберите синонимы и антонимы к этому слову.

Долг – обязанность перед кем-то или чем-то.

Долг есть осознание высшего интереса, который одерживает верх над интересами низшего порядка. (И. Кант)

Мы на каждом шагу соприкасаемся с другими людьми, каждое наше удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям – напряжения их душевных и физических сил, заботы, беспокойства. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы обязаны, должны. Чувство долга представляет собой наше отношение к окружающей нас жизни. Чувство долга заставляет делать то, что велят наши убеждения, даже если нам этого не хочется.

 Воспитатель: Долг и обязанность - слова-синонимы. Какие обязанности есть у вас? Чем повседневные обязанности отличаются от нравственных? Ответы воспитанников.

 Обязанности человека делятся... на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьей; 3) перед государством и 4) перед другими людьми вообще.

Второй конверт «Ответственность»

- Что такое ответственность?

В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.

- Как повлиял ваш поступок на другого человека?
- Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
- Вам хотелось быстрее пойти гулять, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.

Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.

Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

На картинках с ситуациями.

Посмотрите и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

- Кто поступает ответственно? Как поступки детей повлияют на них самих и других людей? Ответы детей.

- Можно ли назвать этот поступок ответственным?
- Как нужно было поступить?

Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.

Посмотрите на картинки и выберите, кто поступает ответственно и почему…

- Кого можно назвать ответственным? Почему?

Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.

- Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

Обсуждение ответов.

- Что такое ответственность?
- Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

Третий конверт

«Мои обязанности в семье?»

Домашние обязанности – это то, что выполняется обязательно, всегда, без предупреждения и напоминания.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами. Обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома. Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей, обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям.

Выслушав каждого ребёнка группы, выяснить какие обязанности ребёнок выполняет с удовольствием, а какие по принуждению.

Какая любимая совместная с родителями работа у вас? Почему?

Сегодня мы говорили об обязанностях каждого в семье. Узнали, что вы хорошо умеете делать, а что не очень. Но жизнь только начинается и вам многому ещё придётся научиться.

Есть замечательная поговорка «Век живи, век учись».

-Молодцы! А сейчас мы поиграем с сигнальными карточками, которые лежат у вас на столах. Игра называется «Можно – нельзя»

Игра «Можно – нельзя» 

Если что я назову делать можно, то вы поднимаете зеленую карточку, а если нельзя, то красную.

Помогать маме?

Бить младшего брата

Разбрасывать игрушки

Помогать, бабушке мыть посуду

Мешать брату или сестре делать уроки

Хорошо учиться

Уступать место в автобусе старшим

Бегать по группе

Громко кричать

Перебивать взрослых

Мы выяснили с вами, какие виды домашних обязанностей есть у детей в семье. Определили, какая домашняя работа нравится, какая нет. Но главное, не процесс, а результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы в старшей группе на тему "Георгиевская ленточка"

Беседа: «История Георгиевской ленточки»Цель:-  познакомить детей с новым символом Дня Победы;- рассказать об истории возникновения Георгиевской ленточки;- воспитывать интерес и уважение к и...

Конспект беседы в старшей группе на тему «Профессия - орнитолог»

В данном конспекте предоставлен полный материал,как рассказать детям старшего  дошкольного возраста о профессии орнитолог....

План – конспект беседы в старшей группе на тему: «Личная гигиена»

Цели:Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедурВоспитывать привычку заботиться о чистоте своего тела...

Конспект беседы в старшей группе на тему «Пришла красавица - зима!»

Цель: Закрепить представления об основных признаках зимы; учить детей подбирать эпитеты к словам; развивать внимание и память....

План конспект беседы в старшей группе на тему « Русские народные промыслы».

В данном материале представлен примерный план беседы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий.Материал может быть полезен воспитателям, родителям....

Конспект беседы в старшей группе на тему «9 декабря — День героев Отечества»

Конспект беседы в старшей группе на тему «9 декабря — День героев Отечества»...

Конспект беседы в старшей группе на тему: «Телефоны служб спасения»

Беседа для детей старшего дошкольного возраста,которая знакомит детей с нужными телефонами служб спасения....