Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костюкова Наталия Сергеевна

Статья о роли песни в гражданско-патриотическом воспитании у дошкольников на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pesni_microsoft_word_2.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

  «Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»

                       «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»

                                                                                                                                      Аристотель

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды.

 Дошкольный период – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными.

 Целью моей работы по данной теме является воспитание у дошкольников любви к своей родине, к родной природе, к родному дому и семье, к матери, к истории и культуре страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это  эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Произведения русского песенного  и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.  

Песни о Родине также относятся к гражданско-патриотическому воспитанию. Дети старшего возраста очень любят песню Г. Струве «Моя Россия». Так же «Песню о Родине»  О. А. Девочкиной.

Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.   Все дети любят своих мам.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью. Дети  младшего возраста с удовольствием поют  песню А.Филиппенко «Пирожки», Т. Попатенко «Маме песенку пою».  

Более сложные чувства у старших дошкольников. Гордость за свою маму:

   Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,

   Что лучше всех на свете мамочка моя!

 Мама – старший друг и товарищ. Песня  Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья».

Чувство нежной радости,  ласкового спокойствия: песня А.Филиппенко «Хорошо рядом с мамой») и многие другие. Очень верно подметил русский писатель  Ю.А. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери».

         Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми.  Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,  «Будем в армии служить»,  «Раз, два», «Мы солдаты», «Ты не бойся, мама». Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием  ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

       Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Чувство патриотизма глубоко вселяется в души маленьких патриотов. Они с великой гордостью исполняют песни о Родине, о Победе, о Ветеранах. Детям очень полюбились песни Е. Обуховой «Малышам дана Победа», «Мир без войны», О Девочкиной «Принимаю я парад». Так же с удовольствием поют  песни «Наша Родина сильна», «Мирное небо», «Гремит салют», «Вечный огонь», «Марш Победы» и  масса других песен, наполняющих душу самоотверженностью, гордостью,  и нередко вызывающие слёзы на глазах!

Полюбившиеся песни прочно входят в жизнь и  быт детей, занимают значительное место в их жизни. Они часто поют их в группе, на улице, дома.

«…пение, особенно хоровое, совместное –

это верный показатель здоровья нации.

Народ, воспитанный на одухотворенной песне,

благороден и велик».

Георгий Александрович Струве



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском сад...

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

«Роль фольклора в гражданско-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, фольклор, дети старшего дошкольного возраста.Key words: education, civil and Patriotic education, folklore, children of senior ...

"Роль народной песни в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Материалы представленные на Всероссийском  педагогическом  конкурсе «Мои инновации в образовании-2021»...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...

Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...