Взаимодействие с семьями воспитанников
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Иванова Елена Сергеевна

Взаимодействие с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №206 «Бережок»

МБДОУ «Детский сад №206 «Бережок»

Программа социального партнерства с семьей

«Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения»  

Выполнила:

Воспитатель Иванова Е.С.

г.Нижний Новгород

сп. Новинки

Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения

Введение

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МАДОУ д/с №14 в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  • Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Прогнозируемый результат:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;

  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

Сроки реализации проекта: 2014-2015 г.

Место:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 городского округа  Железнодорожный  Московской области

Участники: дети группы №9, родители воспитанников, воспитатель.

Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:

Семейный кодекс РФ

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  1. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.

  1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  2. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  4. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Декларация прав человека РФ

Статья 26

  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
  2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

ЧАСТЬ III Статья 13

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Закон об образовании РФ

Статья 13. Устав образовательного учреждения.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.

Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах  города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Новизна: Система деятельности МАДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Технология проекта

Особенностью данного проект является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед , рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др.  

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми - воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (аналитический);
  2. Основной (реализация намеченных планов)
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем)

Перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма воспитанников МБДОУ д/с №206

№п/п

Наименование мероприятий

Категория работников

Срок

1. Организационно-педагогическая работа

1.

Инструктаж по теме: «Правила дорожного движения»

Воспитатели, музыкальный руководитель

Сентябрь
Май

2

Инструктаж по теме: «Правила дорожного движения» (Движение детей в колонне)

Воспитатели, музыкальный руководитель

В течении года

3.

Инструктаж по теме: «Оказание первой медицинской помощи и действия воспитателя при травме ребенка»

Воспитатели, музыкальный руководитель

Декабрь

2. Методическая работа

№п/п

Наименование мероприятий

Срок

Отметки о выполнении

1-й этап – теоретический

1.

Консультация для воспитателей:
«Знакомство с инструктивно-директивными материалами по разделу ПДД»

Сентябрь

2.

Обзор литературы по теме: «Профилактика ДДТ и ПДД» 
· журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;
· детская художественная литература;
· обзор информации в периодической печати;
· новинки методической литературы

Сентябрь

3.

Собеседование с воспитателями по статье «Профилактика травматизма»

Октябрь

4.

Консультация на тему: «Знакомство детей с правилами дорожного движения»

Ноябрь

5.

Семинар по ДДП

Ноябрь

6.

Инструктаж по ПДД с детьми, родителями. Оформление Документов на совещание при заведующем

Ноябрь

7.

Консультация для воспитателей «Перспективное планирование по ПДД»

Декабрь

8.

Теоретический семинар «Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через обучение ПДД»

Февраль

9.

Продолжение семинара: «Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через обучение ПДД»

Март

10.

Диагностика готовности воспитателей к работе по обучению детей ПДД

2-й этап – методический и 3-й этап – практический

1.

Консультация: «Содержание работы ДОУ по выполнению задач годового плана ПДД. Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка – грамотного пешехода.

Сентябрь

2.

Методическая неделя «Зеленый огонек»:
· смотр-конкурс «Зеленый огонек»;
· педагогический ринг «Защита воспитателями дидактического материала по ПДД»;
· методические посиделки: исторический экскурс в развитие ПДД.

Октябрь
Ноябрь

3.

Круглый стол: «Игра в воспитании грамотного пешехода:
· индивидуально-дифференцированный подход к ребенку при создании игровой ситуации, подборе игрового материала;
· использование диагностики по ПДД, как условие личностного подхода в воспитании и обучении детей ПДД

Декабрь

4.

Семинар-практикум: 
· изготовление макетов по ПДД;
· совместная работа воспитателей и детей в изготовлении атрибутов для воспитания интереса к изучению ПДД

изготовление дидактических игр по обучению ПДД

5.

Организационно-деятельностная игра «Регламентированная дискуссия». Методика ознакомления детей с правилами дорожного движения в ДОУ»

Апрель

6

Коллективный просмотр занятий по обучению ПДД

Май

4-й этап – аналитический

1.

Круглый стол: «Преемственность в работе ДОУ и семьи по воспитанию у детей знаний и практических умений по ПДД»

2.

Педсовет «Развитие познавательной деятельности при обучении ПДД»

3.

Обобщенный опыт работы воспитателей по теме «Обучение и воспитание грамотного пешехода»

4.

Составление карт эмоционального благополучия детей на занятиях по ПДД

5.

Конкурс педагогического мастерства по теме ПДД

6.

Итоговый педсовет по теме: «Состояние работы по ПДД в ДОУ»

7.

Обобщение опыта работы ДОУ по проблеме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитание безопасного поведения на улицах»

8.

Самоанализ педагогов по проблеме обучения детей ПДД.

1. Работа с родителями

1.

Общее родительское собрание на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье»
· выступление инспектора ГИБДД о состоянии ДДТТ;
· «Колесо истории» – игра для родителей;
· Задание на дом: разработать безопасный маршрут от дома к детсаду.

Октябрь

2.

Консультации для родителей «Поездка детей в санаторий»:
· Выполнение правил личной безопасности во время поездки;
· Посадка, поведение детей в транспорте, выход из автобуса.

Июнь-Август

3.

Семинар-практикум на транспортной площадке ГИДД

Май

4.

Анкетирование родителей «Грамотный пешеход»

Ежегодно

5.

Совместно с родителями организовать уголки безопасности в группах

Сентябрь-Май

6.

Выступление детей «Агитбригада юных помощников ГИБДД»

Апрель

7.

Консультация «Привитие навыков по ПДД детям дошкольного возраста»

Март

8.

Оформление стенда из планшетов ГИБДД по ПДД

Смена материала 1 раз в квартал

9.

Наглядная агитация в группах (памятки, тематические стенды, консультации, беседы, выставки детских работ по тематике ПДД)

Смена материала 1 раз в квартал

Заключение

Ребенка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать не только воспитатели детского сада, но и родители. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей и воспитателей правилам дорожного движения.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МАДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ района, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако: Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, и т. д.

         Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Литературы

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,1994.

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
  3. Безопасная улица. Обучающая сказка (издание для досуга)- Развитие творческих способностей у детей 2-5 лет.
  4. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю., Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
  5. Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  6. Волков С. Как перейти дорогу. Для детей 2-5 лет
  7. Волков С. Едут-едут пассажиры. Для детей 2-5 лет
  8. Волков С. Пешеходы и машины. Для детей 2-5 лет
  9. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
  10. Дорожная азбука- Основы правил на дорогах для детей. «Ежедневные новости. Подмосковье.»2013г.
  11. Елжова Н. В.  ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. «Феникс» 2014г.
  12. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
  13. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском. – М., 2006.
  14. Козлов А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.
  15. Лиханов А.А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М.: ООО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
  16. Майер А.А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
  17. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
  18. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
  19. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми  3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
  20. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи»

Хочу представить Вам свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в  рамках проекта «Родословная моей семьи».Это  условное название и оно отражает работу не только ...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...