Консультация для родителей Тема: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»
консультация

Ахтаржанова Регина Тагировна

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_izo.docx916.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

Тема: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая «внутренний мир» малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчествуошибочно.                                                                                                                                        
        Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство
«рисованием» с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.

Почему родители должны обращать внимание на проявления творческой активности малыша в процессе рисования?

В поле зрения ребенка попадают предметы художественного назначения (карандаши, фломастеры, ручки, бумага). Ребенок начинает интересоваться способами действия с ними. До 1, 5 лет ребенок не испытывает потребности рисовать, поэтому он действует с предметами неосознанно, а как бы опробуя материал. Ребенка привлекают движение карандаша, ручки по листу бумаги и – самое главное – появление следов. Для него это открытие: вот чистый лист – и вдруг ленточки строк, линии, штрихи.

Взрослый обязательно должен обеспечить ребенка подобными материалами, чтобы они привлекали его внимание. Без участия взрослого ребенок не может овладеть способами использования изобразительных материалов. Заменить приемы действия с ними ребенку помогают изобразит. деятельность взрослого (через наблюдение) или самостоятельное открытие. После этого, как ребенок уяснил особенности работы с карандашом или фломастером, он продолжает покрывать бумагу различными линиями и штрихами, стремясь повторить действие, но еще не замечая, что у него получается изображение предмета. Взрослый человек должен обратить внимание ребенка на характер оставляемых им следов и на разнообразие этих линий. Примерно к двум годам ребенок, т. е. его рука приспосабливается к действию с изобразительными материалами, его движения становятся более твердыми и уверенными, т. е. закладываются основы зрительно – двигательной координации.

Взрослый должен помочь ребенку увидеть в его каракулях какое – то изображение. С этой целью предлагается рассматривание картинок и иллюстраций. Взрослый может рисовать и лепить на глазах у ребенка любое, получившееся изображение желательно соотносить с реальным предметом.

Благодаря совместным действиям взрослого и ребенка процесс подражания приобретает все боле “содержательный” характер. Если взрослый помогает ребенку в нарисованном узнавать знакомый предмет, он эмоционально откликается: улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает рисунок всем членам семьи.  

Цвет – основное выразительное средство.

Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашом. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение.

Малыш только начинает рисовать, и взрослому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Для этого следует постепенно знакомить его с различными художественными материалами: красками (гуашь, цветной бумагой, карандашами. Надо учить ребенка правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками. Сначала дайте ребенку гуашь, обратите его внимание на разнообразие цветов. Пусть он возьмет одну краску и на альбомном листе что – нибудь нарисует. Малыш эмоционально реагирует на яркие цвета красок, рисует пятна, линии в разных направлениях.

Постепенно от простых действий кистью ребенок перейдет к узнаванию этого, что получилось: «цветок», «солнышко», «мячик», «дорожка» и т. д. Когда малыш рисует, надо пояснить все его действия (“рисуем красками, карандашами на бумаге”). Он узнает, как интересно рисовать, поэтому стремится повторять линии, круги, пятна, штрихи. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие в рисунке изображения. С этой целью он проводит занятия, на которых ребенок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определенного содержания. Например, на большом листе бумаге взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребенку образы: солнышко, травку, цветы, жуков, птичку и т. д. Эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.

В начале обучения рисованию основное внимание следует обратить на координацию движения рук. Правильно держать карандаш, кисть в правой руке – уже большой труд для малыша. Поэтому при обучению рисования важно показать, как надо держать кисть, набирать краску и оставлять на бумаге пятна, мазки. В последствии можно начать осваивать круговые движения - рисовать краской линии, которые вызывают ассоциации с «дорожками», и спросите: «Кто пробежал по этой дорожке?». Дождитесь ответа или подскажите: «Киска, собачка, девочка». При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка – «Сотворчество». Родителям рекомендуется, занимаясь с ребенком, находить различные формы совместных действий.

Формы совместных занятий по ИЗО требуют от взрослого внимания и подготовки, так как надо не только позаботится о том, чтобы ребенку было интересно, но и воспитывать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее. Например, перед тем, как предложить малышу нарисовать краской, следует обратить его внимание на ее цвет, на мягкий ворс кисти. Затем показать, как взять краску, осторожно сделать 2 – 3 мазка на листе бумаге. Ребенок, подражая, сам начнет рисовать. Помогите узнать в этих неуверенных мазках “первые снежинки”, полюбуйтесь вместе с ребенком “снегопадом”. Для создания общей картины можно заранее нарисовать на листе бумаге удивительной формы несколько деревьев, елочек, и постепенно вводить ребенка в “образ” снежной зимы: “Наступила зима и все покрыла белым снегом: и деревья, и елочки, кусты. Нарисуем, как снежок падает на землю, на деревья”. Так у ребенка возникает желание нарисовать в сотворчестве с взрослым не отдельные “листочки, снежинки, огоньки, а образы “листопада, дождя, метели, огней салюта” и т. п. В процессе выполнения таких заданий обогащается восприятие окружающего мира: ребенок учится многие характерные детали – звук весенней капели, цвет осенних листьев, яркие лучи солнца и т. д.

Овладев способами самостоятельных действий, ребенок может применять их на других занятиях.

Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве). Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

Во-первых, важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребенком, а в идеале сидеть с ним рядом и тоже лепить. Во-вторых, пластилин - далеко не единственный материал, из которого можно лепить, и вы с ребенком можете выбрать именно то, что вам понравится! Кому-то больше по душе лепить из глины, а кому-то из соленого или из сладкого теста.

Важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет. Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку,  картинку или реальный предмет, если есть такая возможность. Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел. Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут. Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку – просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить.

Основные приемы лепки

  • Делить пластилин. Например, отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек.
  • Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш. Например, сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке.
  • Размазывать пальчиками или ладонью. Например, нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку: спрятать зверька, сделать берлогу для мишки.
  • Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин
  • Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Вдавливать различные предметы в пластилин.
  • Скатывать шарики, большие и маленькие. Например, пирожки, конфетки, снежки.
  • Раскатывать колбаску. Например, полоски зебре, тигру, жучку, лестницу, забор.
  • Рисовать на пластилине или соскребать пластилин стеком.
  • Использовать форму для барельефов.
  • Раскрашивание пластилином.

Очень важно чтоб родители принимали участие в любом виде деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....

Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста"

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими ...

Консультация для родителей “Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста ”

Консультация для родителей“Изобразительная деятельность в семейном воспитаниидетей раннего возраста ” Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых он...