Проект "Воображаемый мир"
проект (средняя группа)

Хасанова Екатерина Юрьевна

Проет предназначен для детей средней группы, направлен на развитие воображения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского Округа Заречный детский сад "Теремок".

Педагогический проект

«Воображаемый мир»

Средняя группа «Пчелки» 4 - 5 лет

(Долгосрочный проект октябрь – декабрь)

Воспитатель: Хасанова Екатерина Юрьевна

с. Мезенское

2022

Содержания проекта

Краткое содержания проекта приводится ниже (таблица 1).

Таблица 1 - Содержания проекта

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный проект направлен на развитие детской фантазии и воображения детей среднего возраста через совместную деятельность.

Проект разработан с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание».

Актуальность реализации проекта:

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.

Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте 5 лет.

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна, полноценна адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Поэтому реализация проекта приходится на средний возраст дошкольников. В течение целенаправленной работы, дети постепенно приобретают интерес к творческой деятельности и начинают мыслить нестандартно, развивается детская инициатива, самостоятельность.

1.2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Паспорт данного проекта прилагается ниже (таблица 3).

Таблица 3 – Паспорт проекта

База реализации проекта

МБДОУ "Детский сад "Теремок", средняя группа «Пчёлки»

       Тема проекта

«Воображаемый мир»

Цель проекта

Создать условия для развития детской фантазии и воображения детей дошкольного возраста через совместную деятельность

Задачи проекта

  1.   Расширить представления детей о воображении и фантазии;
  2. Развивать воображение дошкольников через дидактические игры;
  3. Формировать воображение дошкольников через изодеятельность;
  4. Улучшать воображение дошкольников через сочинение сказок;
  5. Способствовать развитию воображение дошкольников через постановки сказок;
  6. Воспитывать воображение дошкольников через конструкторскую деятельность.
  7. Создавать условия для оптимизации детско-родительских отношений в сфере «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».

Адресная направленность проекта (участники проекта)

Воспитанники средней группы, родители, воспитатели

Тип проекта

Познавательный, творческий

Продолжительность проекта (Сроки, этапы реализации проекта)

Долгосрочный (октябрь, ноябрь, декабрь)

Образовательные области проекта

Художественно-эстетическая – Постановка русских сказок «Теремок», «Заюшкина избушка».

Познание – Беседы на тему необходимости воображения и фантазии.

Социально-коммуникативная – Участие в конкурсах, сказочных постановок, детских представлений.

Развитие речи – беседы с детьми, чтение книг, сочинение сказок, рассматривание и обсуждение иллюстраций, заучивание стихов, разучивание ролей, отгадывание загадок.

Формы работы с детьми

НОД, беседы, рассказывание, рассматривание, чтение, изобразительная деятельность, конструирование, постановка сказок, сочинение сказок, разучивание ролей.

Ожидаемые результаты

  1. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
  2. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
  3. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  4. Умеет распознавать  различные ситуации и адекватно их оценивать.

Реализация проекта

Совместную деятельность с детьми дошкольного возраста по данному направлению запланировали два раза в неделю по 15-20 минут во вторую половину дня. Работа будет проводиться в группе с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.

Сотрудничество с родителями

  1. Анкетирование родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка?»
  2. Видео-консультация «Развитие воображения в домашних условиях»
  3. Видео-консультация «Совместные игры, развивающие фантазию и воображение ребенка»
  4. Буклет - рекомендации для родителей «Знакомство детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с «интеллектуальными картами»
  5. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

Презентация проекта

Изготовление игр и сказок (детей совместно с родителями)

Выставка творческих работ по теме: «Мои фантазии», «Мой воображаемый друг», «Фантазия красок», «Заготовки на зиму», «Декорации к сказке»

Продукт проектной деятельности

Постановка и показ сказки, придуманной детьми совместно с родителями для младшей группы

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание данного проекта приводится ниже (Таблица 2)

Таблица 2 - Полное содержание проекта

Мероприятия

Цель

Участники

I Подготовительный этап

Изучение методической литературы

Повышение уровня самообразования, организации познавательно-исследовательской деятельности детей

Воспитатели

Анкетирование родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка?» (Приложение А)

Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании у него познавательного интереса

Воспитатели, родители

Подбор, создание и оформление консультативного материала для родителей:

Видео-консультация: «Развитие воображения в домашних условиях»

Видео-консультация «Совместные игры, развивающие фантазию и воображения детей»

Просвещение родителей по данной теме

Воспитатели

Организация развивающей среды в группе – наработка дидактического материала

Создать необходимые условия для детей.

Воспитатели, родители

Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД, подбор детской художественной литературы и необходимого материала.

Планирование практических мероприятий по реализации проекта

Воспитатели

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Оглашение родителям о начале проекта;

Видео-консультация «Развитие воображения в домашних условиях»

Памятка для родителей.

(Приложение Б)

Способствовать желанию родителей принимать участие в поддержании интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатели, родители

Совместная деятельность детей и родителей «Изготовление игры для воображения»

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для познавательно-исследовательской деятельности.

Дети, родители

Образовательная деятельность конструирование «герои сказки «Колобок»» (Приложение В)

Воспитывать интерес к конструированию;

Развивать интерес к познавательной деятельности и тренировать воображение детей, прививать любовь к сказкам, к умению их обыгрывать.

Воспитатели, дети

Наблюдение за облаками на прогулке, игра «На что это похоже?»

Тренировать видеть необычное в обычном. Развивать воображение. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитатели, дети

Нетрадиционная техника рисования, Рисуем нитью «Фантазия красок»

Развитие познавательной активности детей, воображения, логического мышления, способностей к умозаключениям, сравнениям, суждениям, умение делать выводы.

Воспитатели, дети

Индивидуальная беседа с родителями о необходимости тренировать воображения дома;

Видео-консультация «Совместные игры, развивающие фантазию и воображение ребенка»

Привлечь родителей к совместному времяпровождению с детьми.

Воспитатели

Знакомство с техникой «Друдлы» и применение ее на практике

Развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»

Воспитатели, дети

Образовательная деятельность обыгрывание русско-народных сказок «Теремок», «Репка».

Вовлекать детей к инсценировки сказок, поддерживать инициативу играть и учить роль, продолжать развивать воображение.

Воспитатели, дети

НОД «сад и огород»,

Нетрадиционная техника рисования «штампинг» «Заготовки на зиму» (рисуем овощами и фруктами) (Приложение Г)

Продолжать знакомить с овощами и фруктами, использовать их в качестве инструмента для рисования; тренируем воображение.

Воспитатели, дети

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассказ детей по картинке.

Совместные игры на воображения

Продолжаем тренировать воображение, Развиваем память, речь, тренируемся мыслить креативно.

Воспитатели, дети

Образовательная деятельность «Что можно сделать из природного материала» (Приложение Д )

Вовлекать детей в мир фантазий, развивать мелкую моторику и воображение

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы, просмотр обучающих мультфильмов, совместные игры на воображения

Расширять представления средствами художественной литературы.

Воспитатели, дети

Нетрадиционное рисование солью и клеем ПВА «Декорации к сказке»

 

Развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую

Воспитатели, дети

Совместная деятельность детей и родителей участие в конкурсе «Мой мир фантазий». Сочинить сказку и нарисовать к ней сюжет

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

Родители, дети

Выставка рисунков «Моя придуманная сказка» и подведение итогов, награждение грамотами. Сказка –победитель будет обыграна детьми для младшей группы

Поощрять совместную деятельность детей и родителей.

Воспитатели

Образовательная деятельность лепка «Мой воображаемый друг»

Лепить по замыслу взрослого, придумать и рассказать рассказ

Воспитатели, дети

III этап - Заключительный

Оформление выставки рисунков, работ из природного материала и пластилина

Подвести итоги проекта

Воспитатели

Итоговое анкетирование родителей (Приложение Е)

Выявление уровня заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми

Воспитатели, родители

Постановка  и показ

совместно придуманной сказки детей и родителей )

Подвести итог проекта

Воспитатели, дети

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение – основа наглядно-образного мышления. Она дает возможность ориентироваться в ситуации без применения практических действий.

Итак, воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека.

Проблема развития воображения дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще становится вопрос о роли воображения в дошкольном возрасте. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, В. А. Крутецкого, Д. Б. Эльконина, О. Е. Смирновой и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками дошкольной программы, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения. Вместе с тем, для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и с особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить.

И, наконец, развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов (Текст): учеб. Пособие/ Л. П. Баданина. -М.: Флинта; МПСИ, 2008.

2. Бархаев Б. П. Педагогическая психология (Текст): учеб. Пособие для вузов/ Б. П. Бархаев. - Спб.: Питер,2009. :ил-(Учеб. Пособие).

3. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Развиваем воображение и творческое мышление; Дрофа-Москва,2011.

4 Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

5. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте// Хрестоматия по общей психологии/ Л. С. Выготский. - 1998.

6. Выготский Л. С. Лекции по обшей психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: 2009.

7. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2008.

8. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2010.