для воспитателей
консультация

Зинатова Людмила Олеговна

Предварительный просмотр:

«Роль театральной деятельности в воспитании детей»

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только способом познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и активизируют мышление и познавательный интерес, развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, раскрепощают творческие способности ребёнка, помогают его психологической адаптации в коллективе.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театральная деятельность.

Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Исходя из этого, ставятся задачи театральной деятельности с детьми :

1. Активизировать познавательный интерес, развивая зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию. Воображение, образное мышление.

2. Снимать зажатость и скованность. Воспитывать коммуникативные способности, способность согласовывать свои действия с другими.

3. Развивать умение создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, жесты и мимику, развивая ритмические способности, координацию и выразительность движений, ориентацию в пространстве, гибкость и пластичность.

4. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре, превращать и превращаться.

5. Развивать речевой аппарат, правильное дыхание. Артикуляцию, расширять диапазон и силу звучания голоса. Учить пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния.

Формировать чёткую грамотную речь. Пополнять словарный запас, образный строй речи детей.

6. Развивать творческие способности — умение сочинять и рассказывать сказки от имени разных героев, подбирать рифмы к заданным словам, составлять диалоги между героями на заданную тему.

7. Прививать основы театральной культуры через знакомство с видами театровтеатральной терминологией, устройством зрительного зала и сцены, познакомить с театральными профессиями — гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр и т. д.

Привитие культуры поведения в театре.

Основные разделы театральной работы с детьми :

1. Театрализованная игра — направлена на приобретение ребёнком театральных умений и навыков, развитие игрового поведения, эстетических чувств, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

2. Ритмопластика — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения для обеспечения развития естественных психомоторных способностей дошкольников. Обретение ими ощущения гармонии своего тела, развитие свободы и выразительности движений.

3. Культура и техника речи — включает игры со словом, логоритмические упражнения, скороговорки и т. д.

4. Основы театральной культуры, о которых говорилось выше.

5. Работа над спектаклем.

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие.

В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей

- не навязывать своего мнения

- не позволять одним детям вмешиваться в действия других

-предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих условий дети будут с нетерпением ждать каждой репетиции, работать с желанием и радостью.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но, в то же время, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ её детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом.

4. Поиски музыкально пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Занятия с детьми театрализованной деятельностью позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение.



Предварительный просмотр:

Сказка как способ приобщения детей к чтению в рамках духовно-нравственного воспитания

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой - получением информации из общедоступных источников. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Так же, чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.

На вопрос «Когда начинать читать малышу?» педагоги, психологи, библиотекари и опытные родители отвечают однозначно: «Чем раньше, тем лучше!» И добавляют: «Заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать». Ведь одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.

Необходимо начинать читать ребенку буквально с первых недель его жизни. При выборе книг стоит уделить особое внимание качеству их иллюстраций: простоте и узнаваемости образов, цветовому решению, соответствию содержанию книги.

Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества – потешки, песни, затем мы слушаем с ребятами народные сказки. Далее детям читаем русские народные сказки, сказки и короткие рассказы о животных Е. Чарушина, В. Сутеева, стихи Сергея Михалкова, Самуила Маршака. «Игрушки» Агнии Барто, как нельзя кстати подходят для самого первого шага на пути к литературе. Далеко не все знают, что поэтесса нередко использовала очень действенный воспитательный прием: о своих хороших поступках маленькие герои ее стихов рассказывают сами, а о плохих - кто-то посторонний. Библиотечку трехлеток пополняют рассказы и сказки Виталия Бианки. Наконец, читаем доступные им авторские сказки, стихи, рассказы.

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д, так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовности нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Для меня и моей коллеги сказка является основным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво приобщить ребенка к чтению. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом духовно-нравственного воспитания и обучения детей.

Используемые Приёмы работы со сказкой:

1)Чтение сказки и её анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

2) Рассказывание сказок. Рассказывание сказки от первого или третьего лица.

3) Проигрывание эпизодов сказки, драматизация. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях.

4) Постановка сказок с помощью кукол.

5) Рисование по мотивам сказки. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; любимого сказочного героя, сказочной страны. [4,c. 5-7]

В книжном уголке мы помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником, с нами.

Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)

игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки».

Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа. Проводим работу с родителями: консультации, беседы на темы: «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой». Привлекаем родителей к изготовлению различных театров; к совместному с детьми сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним.

Таким образом, мы пришли к выводу, что чтение сказки – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается речь, фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. В процессе чтения создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных проблем.



Предварительный просмотр:

Формирование у детей культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в ДОУ

В период дошкольного детства у ребёнка развиваются двигательные качества и навыки, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Поэтому мы обязаны выстроить свою работу так, чтобы вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольной организации была направлена на сохранение и укрепление здоровья. В основе работы используется научно-обоснованные оздоровительные методики, адаптированная к определённому возрасту.

Цель ДОУ

заключается в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни, овладения ими элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливание при формировании полезных привычек и др., а также воспитание и привитие культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

Укреплять физическое психическое здоровье ребёнкаформировать двигательное гигиеническую культуру;

Развивать представление о ЗОЖ, важности здоровья и средства его укрепления;

Воспитывать потребность заботиться о своем здоровье;

Создавать оздоровительное микроклимат в развивающей предметно предметно-пространственной среды, стимулирующие двигательная активность ребёнка;

Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Культура ЗОЖ формируется на протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели и инструктор по ФК используют в работе оздоровительные мероприятия такие как прогулки, физкультурные занятия, утренняя гимнастика физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастику после дневного сна, дыхательную гимнастику. Одно из самых действенных закаливающих мероприятий повседневной жизни - это организация прогулки, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Поэтому мы должны стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, уменьшая или увеличивая количество повторений.

Физические упражнения на свежем воздухе так же способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышают его работоспособность, развивают защитные силы по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. При проведении физических упражнений на свежем воздухе обязательно учитываются индивидуальные потребности каждого ребёнка и состояние его здоровья.

Физкультурные занятия - также неотъемлемая часть формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Они способствует укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств

Один из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, -утренняя гимнастика. К для предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в одной позе, проводятся физкультминутки. Они создают положительный эмоциональный настрой и снимаю психоэмоциональное напряжение точки физкультминутки проводятся многочисленных форумах двоеточия виды упражнений общеразвивающего воздействия, подвижные игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Также поздравительная работе мы используем пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, координацию движений и внимания, активирует речевые навыки, память и мышление.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей поднять мышечный тонус, способствуя профилактике нарушения осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых корточках зависимости от погодных условий в течение 7-15 минут.

Для профилактики заболевания органов дыхания ежедневно проводится дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, направленных на укрепление иммунитета детей. Дыхательная гимнастика очень полезна для гиперактивных детей, т. к. с её помощью они учатся расслабляться. Дыхательные упражнения проводятся во время утренней гимнастики в игровой форме. Для нас важно сформировать у ребёнка привычку к здоровому образу жизни только потому как ребёнок относится к здоровью своему и окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.

Усваивая элементы ЗОЖ, дети лучше понимают правила поведения на прогулке, им становится легче выбирать игру, они узнают о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня. Такой образ жизни создаёт у детей мотивацию и стремления быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, умение защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды нежелательных контактов. Сформированные в раннем детстве навыки ЗОЖ сохраняются и в дальнейшем. Ребёнок, взрослея, будет всегда он защищён от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется столкнуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...