Проект "Пчеловод"
проект (младшая группа)

Фоменко Ирина Анатольевна

Формировать знания детей о профессии «Пчеловод» в процессе проведения проектной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку

 «Шаг в будущее»

Краткосрочный проект по ранней профориентации дошкольников

«Пчеловод»

Автор:

Фоменко И.А.,

воспитатель.

г. Камень-на-Оби, 2022г.

Паспорт  проекта

Тема проекта

Профессия «Пчеловод»

Вид проекта

Информационно-познавательный

Актуальность проекта

Все профессии важны и все профессии нужны. Легких профессий не бывает, потому что это огромный труд, которому человек учится всю свою жизнь. Ведь каждый хочет заниматься любимым делом, которое будет доставлять радость не только самому, но и другим. Поэтому важно познакомить детей с профессиями в жизни человека, рассказать о характерных качествах, которые нужны для той или иной профессии.

Цель проекта

Формировать знания детей о профессии «Пчеловод» в процессе проведения проектной деятельности

Проблемный вопрос

Как люди «добывают» мед? В ходе беседы о полезных свойствах меда для профилактики простудных заболеваний, кто-то из детей спросил:-«А как люди берут мед у пчел?». И действительно, как? И кто этим занимается? Таким образом, в группе были созданы условия проектной деятельности для ознакомления с профессией «Пчеловод»

Задачи проекта

Задачи для детей

  • узнать о профессии пчеловода;
  • узнать, как люди «добывают» мед?
  • узнать, какую пользу приносит профессия пчеловод пчелам

Задачи для родителей

  • помочь воспитателю в подготовке оборудования и материалов;
  • помочь детям в подборе иллюстративного и наглядного материала;
  • принять участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре

Задачи для воспитателей

  • познакомить детей с профессией «Пчеловод»
  • раскрыть творческий потенциал участников проектной деятельности;
  • организовать деятельность, направленную на решение проблемного вопроса, сформулированного самими детьми;
  • способствовать формированию умения детей презентовать результаты своей работы;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать ценностное отношение к труду

Продукт проекта

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре, сюжетно-ролевая игра «На пасеку за медом»

Сроки реализации

краткосрочный

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

10.10

Подбор  родителями художественного слова для папки-передвижки по теме : «Кто такой пчеловод?»

Стихотворения, загадки, потешки, песенки, поговорки про пчел и пчеловода

Не все родители участвуют

Подобрано художественное слово для папки-передвижки

11.10

Подбор воспитателем дидактического материала для игры

Дидактическая игра  на смарт-доске «Что нужно пчеловоду?» Картинки с изображениями инструментов различных профессий

Трудности с подготовкой материала

Подобран весь дидактический материал, готовая игра

12.10

Изготовление воспитателем презентации для беседы «Пчеловод», изготовление родителями макета –дымаря, медогонки и шляпы пчеловода

Информация о том, что нужно работы пчеловода

Трудность в изготовлении макета

Презентация готова, макеты получились как настоящие

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

13.10

Первая половина дня

Просмотр мультфильма (Три кота-откуда берется мед)

Чтение башкирской сказки: «Медведь и пчелы»

Воспитатель-дети

Дети узнали интересные факты, как появился пчеловод

17.10

Первая половина дня

Дидактическая игра «Что относится к профессии пчеловод?»

Дети, воспитатель

Улучшены знания о профессии пчеловод

20.10

Вторая половина дня

ООД Беседа «Кто такой пчеловод?»

Консультация-онлайн для родителей «Чем полезна профессия пчеловод?»

ООД Рисование «Цветочная поляна для пчел»

Воспитатель, дети, родители

Рисунки готовы, дети и родители получили информацию о профессии пчеловод

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

21.10

Выставка атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра «На пасеку за медом»

В процессе  данного проекта дети улушли знатия по теме: «Пчеловод», узнали как люди «добывают» мед.

По результатам диагностики знания детей нашей группы, по теме проектной деятельности, улучшились на 90%

В процессе проектной деятельности были разработаны конспекты образовательных областей, направленные на улучшение знаний детей младшего дошкольного возраста о профессии пчеловод.

Представление проекта на семинаре для воспитателей; презентация проекта добавлена на сайт воспитателя


Приложение

Беседа по теме: «Кто такой пчеловод?»

Цель: Знакомство с профессией пчеловод.

Задачи:

  • дать первоначальные представления детям о профессии пчеловод;
  • способствовать развитию интереса и желания быть пчеловодом;
  • воспитывать уважение и любовь к труду.

Планируемый результат:

Усвоение первоначальных знаний о профессии пчеловод.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, мед в баночке,  макет дымаря,  шляпа с сеткой.

Ход занятия:

Введение в тему

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите мед? (ответы детей)

Я тоже думаю, что все любят мед. Как же его не любить?  От этого лакомства порой просто невозможно отказаться! А кто же обеспечивает нас вкусным и полезным продуктом?(ответы детей)

 Воспитатель:  Пастух пасет овец и коров, а кто пасет пчел и ухаживает за ними? Что за человек такой? Подумайте и скажите. Подсказка на экране (слайд №1)

 Воспитатель: Этого человека называют- пчеловод.

Оказывается, есть такая  увлекательная и по-своему интересная профессия «Пчеловод». Казалось бы, что тут трудного — пчелы собирают мёд, а потом приходи и забирай готовый продукт. Но все не так просто.

Сегодня мы познакомимся с профессией пчеловод. И  тема нашего занятия «Кто такой пчеловод?»

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Мы с вами выяснили,  что вы все любите мед. Так? (Слайд №2)

Дети: Да.

Воспитатель: В ароматных  каплях меда будто собран настой цветущих (показ меда в сотах)  луговых трав, запах лета. А еще в них огромный труд удивительных насекомых — медоносных пчел и человека, ухаживающего за ними. (Слайд №3)

Воспитатель: я хочу вам предложить послушать башкирскую сказку «Пчелы и медведь» (приложение №2)

С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.

Улей - это дом для пчел. Посмотрите на экран. Вот так он выглядит.  (слайд №4)

Воспитатель: Вот так и появилась профессия «Пчеловод»

Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются искать сладкий сок - нектар.(слайд №5)

В своем домике пчела строит из воска много сотов, куда она  складывает нектар, из которого потом получается мед.

Пчеловод ухаживает за пчелами, заботится об их домиках и самих пчелах, следит, чтобы они не болели.  Если пчелы содержатся в хороших условиях, то  они дадут много вкусного меда.  Работает пчеловод круглый год, в течение года ведет он наблюдение за своими питомцами.

Самое интересное, что пчелы знают своего хозяина по запаху. Если на пасеке будет работать он, то пчелы спокойны. А если чужой могут покусать и очень сильно.

Чтобы пчелы его не кусали, пчеловод надевает специальный костюм или шляпу с сеткой.( слайд №6) 

 А теперь посмотрите, как в действительности выглядит эта шляпа. Давайте примерим и ощутим себя немного пчеловодами.

Воспитатель показывает шляпу с сеткой, дети примеряют.

Прежде чем начать работать с пчелами, пчеловод берет дымарь,(слайд №7) набивает его разными палочками и разжигает его.  А теперь посмотрите, как он выглядит в действительности (показ макета дымаря). 

Потом пчеловод подходит к улью, снимает крышку. Посмотрите, под крышкой лежит подушка. Она нужна, чтобы пчелам было тепло.(Слайд №8)

Затем пчеловод приоткрывает холстик и начинает «дымарить», пчелы прячутся от дыма и можно спокойно смотреть пчел и даже доставать рамки с медом.(слайд №9)

Физкультминутка.

 Пчелки в домике сидят,

(Дети складывают руки треугольником над головой.)

И в окошечки глядят.

(Дети складывают руки  козырьком над бровями и

 поворачивают туловище из стороны в стороны).

Пчелки кушать захотели,

(Дети гладят живот одной рукой, потом другой).

Полетели, полетели.

(Выполняют машущие движения руками).

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Летом пчеловоды собирают мед, наливают его в бочонки или банки. А какой он мед по вкусу?(Слайд №10)

Дети: Вкусный, сладкий, полезный.

Воспитатель: Мед действительно очень вкусен и полезен. Он лечит многие болезни. Например, когда болит горло или человек простужен. В этом случае нужно пить чай с медом или теплое молоко с медом.

Я вам принесла сегодня на занятие мед. Посмотрите, как он выглядит.

Воспитатель: Ребята, есть еще одно важное преимущество этой профессии – работа на пасеке способствует и укреплению здоровья. Многие из пчеловодов являются долгожителями. На пасеке создается тот особый микроклимат, который оказывает благотворное влияние на здоровье. Например, жужжание пчел успокаивает.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вы сегодня много нового узнали на занятии, и запомните, пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий. И не только в сельской местности, но и в городах. Всех их роднит одна страсть — безграничная любовь к природе и пчелам.

Рефлексия:

Скажите, понравилось ли вам наше занятие?

Что нового вы узнали?

С каким настроением уходим?

Приложение 2

Башкирская сказка «Медведь и пчелы»

В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Ведь у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое. Стараясь добраться до медвежьей кожи пчелы забирались в шерсть и запутывались там, а медведю только этого и нужно. Медведь быстренько слезал с дерева и начинал кататься по земле, раздавив таким образом пчелок-тружениц. А если и этого было недостаточно, медведь залезал в воду и пчелы погибали. А после этого медведь залезал вновь на дерево и спокойно лакомился сладким медом, пока весь его не съест.

И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.

- Ах, ты косолапый разбойник!!! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку!-воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.

А тот человек бережно поправил разоренное медведем пчелиное гнездо, поставил на место развороченные соты и ушел к себе домой.

Увидев такое дело пчелы очень удивились и спросили у пчелы-матери:

- А ты не знаешь, почему этот человек не забрал и не съел весь наш мед? Ведь ему же уже никто не мог помешать сделать это?

Пчела-мать задумалась, но она не знала, что ответить на такой вопрос. Но она все же сказала своим детям:

- Вы летите, догоните этого человека и спросите у него самого, почему он не съел наш мед.

Когда пчелы догнали человека и задали свой вопрос, тот ответил:

- А если бы я съел ваш мед, то как бы вы перезимовали? Ведь вы же погибли бы в первые же холода.

Пчелы вернулись обратно в свое гнездо и передали пчеле-матери все слова человека. Пчела-мать и выслушала и велела созвать всех пчел на совет. На этом совете все пчелы решили полететь всем вместе к человеку и просить у него, чтобы он взял пчел под свою защиту, чтобы тот оберегал их от разорительных набегов медведя.

И вот прилетели пчелы к человеку и сказали:

- Пожалуйста, спаси нас от медведя. Совсем нам житья нет от этого косолапого поганого разбойника. Мы будем тебе за это очень благодарны и будем угощать тебя душистым и сладким медом.

Человек согласился. С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: