Программа дополнительного образования "Юные экологи"
план-конспект занятия (средняя группа)
В основу содержания дополнительное общеразвивающая программа легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы программы
- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
У детей 4-5 лет ещё не достаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.
Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.
Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.
У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.
Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями).
Исходя из этого, работа дополнительное общеразвивающая программа «Юные Экологи» призвана решать следующие задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.
2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательно-исследовательскую;
- чтение художественной литературы;
- коммуникативную;
- экспериментальную;
- продуктивную;
- трудовую;
- игровую;
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире
При построении системы работы экологической программы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.
Основные формы программы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир;
- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Расписание работы
Программа работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – четверг. План дополнительного общеразвивающего программы рассчитан на год. Количество детей посещающих - 20 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет. Длительность каждой ООД для детей данного возраста – 20 мин.
Ожидаемые результаты.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными.
Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №25 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район республики Башкортостан
расположенного по адресу: г. Туймазы ул. Островского д.16б
Утверждено:
Заведующий МАДОУ детский сад №25
г. Туймазы
_____________________ Валеева Э.М.
Приказ №_______ «___» _____ 2021г.
Программа дополнительного образования
Познавательно – педагогической
направленности «Юные Экологи»
возраст детей от 4 до 5 лет
срок реализации: 1 год
Разработала:
Воспитатель: Абзалова Альмира
Динаровна
Квалификационная категория: 1
Педагогический стаж работы: 3года
Приняли на педагогическом совете:
Протокол №__ от_______2021г.
Туймазы 2021г.
Содержание
Список детей ….. ст.3
Пояснительная записка…..ст.4
Цель и задачи реализации программы…..ст.5
Методы, используемые для реализации работы дополнительное общеразвивающая программа…..ст.5
Основные направления…..ст.6
- Критерии результативности обучения…..ст.7
- Расписание работы…..ст.7
- Ожидаемые результаты…..ст.8
Перспективный план программы «Юные Экологи» …..ст.9
Литература…..ст.13
Список детей
- Абдуллина Элина
- Арслангареева Екатерина
- Арысланов Егор
- Ахмадеева Каралина
- Габбасов Ранэль
- Ибикаева Эвелина
- Китова Милана
- Макеев Максим
- Низаметдинова Азалия
- Поддубнова Ангелина
- Рагчаева Дана
- Саитгареева Эсмира
- Салляхова Элина
- Старцева Кира
- Тухбатуллин Амир
- Трошин Даниил
- Усманова Анеля
- Хаматьянов Ильдар
- Хайруллин Адиль
- Шигапова Ринара
Пояснительная записка
В основу содержания дополнительное общеразвивающая программа легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы программы
- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
У детей 4-5 лет ещё не достаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.
Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.
Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.
У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.
Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями).
Исходя из этого, работа дополнительное общеразвивающая программа «Юные Экологи» призвана решать следующие задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.
2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательно-исследовательскую;
- чтение художественной литературы;
- коммуникативную;
- экспериментальную;
- продуктивную;
- трудовую;
- игровую;
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире
Методы, используемые для реализации работы дополнительное общеразвивающая программа
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологической программы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.
Основные формы программы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир;
- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Расписание работы
Программа работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – четверг. План дополнительного общеразвивающего программы рассчитан на год. Количество детей посещающих - 20 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет. Длительность каждой ООД для детей данного возраста – 20 мин. Количество часов 36.
Ожидаемые результаты.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными.
Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Перспективный план программы «Юные Экологи |
Сентябрь
№ | Тема | Цель |
1 | «К ребятам приходит Айболит» ст.13 | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. |
2 | «Фрукты и овощи» ст.18 | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях форме, цвета, вкусе, запахе, твердости, мягкости, рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. |
Октябрь
1 | «Вершки и корешки» ст. 21 | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять детей в наклеивании готовых форм, развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. |
2 | «Что растет в лесу?» ст.24 | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. |
3 | «Кто живет в лесу?» ст.27 | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. |
4 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) ст.32 | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. |
Ноябрь
1 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) ст.36 | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. |
2 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) ст.39 | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). |
3 | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) ст.49 | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). |
4 | «Кому нужна вода» ст.53 | Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно). |
5 | «Где обедал воробей?» ст.70 | Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. |
Декабрь
1 | «Елочка» ст.42 | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. |
2 | «Путешествие по зимнему лесу» ст.57 | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). |
3 | «Станем юными защитниками природы» ст.135 | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. |
Январь
1 | «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу» | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота, имеет белую маскировочную окраску шерсти, быстро бегает, петляет, спасаясь от хищников (лисы, волка, совы), в этом ему помогают чуткие уши, раскосые глаза, способность делать большие прыжки и затаиваться; белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью. |
2 | «Корова и коза – домашние животные» ст.120 | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо,; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено) |
3 | «Айболит в гостях у детей» ст.60 | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. |
Февраль
1 | «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина» ст. 91 | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе. | |
2 | «Что за зверь?» ст.140 | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты. | |
3 | «Починка деревянных предметов» ст.79 | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину. |
Март
1 | «Рисуем подарок к 8 Марта» ст.68 | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е. И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка |
2 | «Советы Айболита» ст.74 | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени» |
3 | «Знакомимся с деревянными игрушками» ст. 80 | Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление (на примере затачивания карандашей) о том, что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву. |
4 | «Весна в лесу» ст. 87 | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка – рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. |
Апрель
1 | «Весна в жизни лесных зверей» ст.165 | Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи). |
2 | «Бережно относимся к бумаге» ст.176 | Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги. |
3 | «Люблю березку русскую» ст. 167 | Предварительно с музыкальным руководителем дети разучивают хороводные песни («Во поле береза стояла» и др.). С теми, кто захочет, воспитатель разучивает уже знакомое детям стихотворение С. Есенина «Береза» и другие стихи. |
Май
1 | «Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки» ст.182 | Уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью |
2 | «Как человек охраняет природу» ст.183 | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могу |
3 | «Весна кончается – лето начинается» ст.184 | Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины). |
Литература:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673643-1443144153.jpg)
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-954941-1512758628.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/03/picture-435483-1464935569.jpg)
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1245920-1588243383.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1245920-1588243383.jpg)
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-1249545-1591806626.jpg)
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ наши дни, экологическое воспитание, является одной из актуальных проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.Бережное...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1287614-1604919603.jpg)
Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа)
Программа дополнительного образования«Юный эколог» (Кружковая работа) Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог» Полное название программы ...