Статья: «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста»
статья

Хаустова Екатерина Владимировна

Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов дошкольника. В первую очередь речь идет о восприятии и мышлении. Несмотря на рост осознанности и целенаправленности восприятия, оно всё ещё отличается глобальностью. Изучая предмет, ребёнок будет обращать внимание на его яркие характеристики, в то время как существенные признаки предмета останутся вне поля его зрения. В связи с этим представления, накопленные в памяти дошкольника, часто характеризуются отрывочностью и фрагментарностью. В памяти дошкольника чаще всего сохраняются второстепенные детали, а существенные признаки предмета забываются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(Адрес:195253, ул Маршала Тухачевского, дом 5, литер А)

Статья: «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Хаустова Екатерина Владимировна

Санкт-Петербург

2022

Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов дошкольника. В первую очередь речь идет о восприятии и мышлении. Несмотря на рост осознанности и целенаправленности восприятия, оно всё ещё отличается глобальностью. Изучая предмет, ребёнок будет обращать внимание на его яркие характеристики, в то время как существенные признаки предмета останутся вне поля его зрения. В связи с этим представления, накопленные в памяти дошкольника, часто характеризуются отрывочностью и фрагментарностью. В памяти дошкольника чаще всего сохраняются второстепенные детали, а существенные признаки предмета забываются.

С развитием мышления дети осваивают операцию обобщения, что способствует систематизации их представлений. Аналитико-синтетическая деятельность дошкольника совершенствуется, а значит, представления также преобразуются.

А.А. Люблинской были установлены «изменения представлений дошкольников на протяжении дошкольного детства:

− от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;

− от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;

− от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

− от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей».

В последнем случае речь идет о самом процессе. В раннем детстве для создания образа ребёнку нужно осуществить практическое действие, только потом он переносит этот образ в речь. В старшем дошкольном возрасте для возникновения образа ребёнку требуется мыслительный анализ и синтез.

В дошкольном возрасте двигательная память приобретает другое содержание. Структура движения усложняется, состоит из нескольких элементов. Ребёнок может одновременно танцевать и совершать выразительные махи руками с различными предметами. В основе движений детей дошкольного возраста лежит зафиксированный в памяти зрительно- двигательный образ. Этот факт позволяет снизить ориентацию ребёнка на взрослого как на образец, потому что дошкольник уже может сравнить выполнение собственных движений и имеющихся идеальных представлений о них. Соответственно, у ребёнка появляется возможность одновременно совершать правильные движения и решать другие задачи. Ярким примером служит подвижная игра. Дошкольник не только выполняет предписанные правилами игры движения, но и следит за выполнением этих правил. Так дошкольники осваивают спортивные игры и игры-аттракционы

Благодаря автоматизации предметных действий и ориентация при их выполнении на идеальный образец, содержащийся в памяти, дошкольник осваивает сложные виды трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети могут качественно совершать орудийные действия: вырезать, рисовать, конструировать.

Развитие словесной памяти дошкольника происходит в период интенсивного освоения речи, активного общения со взрослыми и сверстниками. Большой потенциал развития словесной памяти заложен в слушании и воспроизведении литературных произведений.

Для дошкольного возраста преобладающим видом памяти является непроизвольная память. В этот период ребенок не старается сознательно что-либо запомнить и не умеет ещё использовать для этого специальные приемы запоминания. Процесс запоминания осуществляется обычно в ходе деятельности ребёнка и зависит от активных действий самого ребенка. 

Вместе с тем непроизвольная память дошкольника не является механической. Для того чтобы запомнить что-либо, нужно не просто повторять материал, мозг обрабатывает поступающую информацию, осмысливает ее, для того чтобы затем воспроизвести. Наряду с пониманием необходимо выделение структурных элементов материала, позволяющих при воспроизведении соблюдать логическую последовательность. Запоминание у детей данной возрастной категории происходит по тем же законам, однако зависит от вида деятельности.

Дошкольники запоминают словесный материал преимущественно в двух основных видах деятельности. Во-первых, это происходит в процессе активного овладения речью. Осваивая родной язык, ребёнок усваивает новые формы слов и словосочетаний, запоминает их и воспроизводит. В основе запоминание лежит звуковая сторона воспринимаемого материала: стихотворений, потешек, речи взрослого.

Во-вторых, память дошкольников развивается, когда ребёнок слушает литературные произведения. В процессе их восприятия у ребенка формируется собственное отношение героям, он им внутренне сопереживает. Интерес к судьбе героя вызывает у ребенка желание следить за ходом событий литературного произведения.

Особенностям восприятия дошкольниками литературных произведений посвятил свои исследования А.В. Запорожец. Он установил, что детское восприятие обладает активным характером. Ребёнок идентифицирует себя с литературным героем, мысленно проигрывает все его действия. Автор сравнивает осуществляемую при этом ребёнком деятельность с игровой. Однако в отличие от реальных действий ребенка в воображаемых игровых обстоятельствах, при восприятии литературного произведения действия, и обстоятельства являются воображаемыми. Именно в процессе сопереживания герою ребёнок осознаёт содержание литературного произведения и запоминает его.

В возрасте четырех-пяти лет память ребёнка претерпевает важнейшие изменения, обретая первые черты произвольности. В более раннем возрасте он запоминал материал, выполняя какую-либо деятельность. Например, играя с игрушкой, он запоминал её название, мог пересказать содержание сказки после её прослушивания, в ходе рисования мог запомнить некоторые названия цветов. Теперь же запоминание становится особым видом деятельности, так как ребенок ориентируется на цель запоминания. Ребёнок не просто понимает, но и принимает просьбу взрослого запомнить материал, может овладеть простейшими приемами запоминания и использовать их в мнемической деятельности. Кроме того, у него появляется интерес к правильности воспроизведения материала и первые навыки самоконтроля.

Таким образом, произвольная память появляется не случайно. Определяющим фактором становится возрастающая регулирующая роль речи, формирование мотивации на запоминание, появление произвольного механизма поведения и деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

На первом этапе взрослый дает ребенку словесную инструкцию запомнить информацию. Затем ребёнок самостоятельно может поставить для себя цель запомнить какую-либо информацию, чтобы припомнить её в будущем. Припоминание приобретает произвольный характер раньше, чем запоминание. Пытаюсь воспроизвести усвоенный ранее материал и, встречаясь с затруднениями в этом процессе, дошкольник осознает, что раньше этот материал он запомнил плохо. Поэтому он начинает осознанно использовать простые приемы запоминания, знакомые ему по доступным видам деятельности. Если же взрослый целенаправленно обучает ребенка приемам запоминания, то дошкольник уже может пользоваться логическими приемами на основе мыслительных операций смыслового соотнесения, смысловой группировки, схематизации, классификации, соотнесения с ранее известным.

Первые признаки самоконтроля ребёнок демонстрирует в возрасте 4 лет. Рост самоконтроля происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дошкольники в возрасте 5-6 лет самостоятельно осуществляют процесс самоконтроля при запоминании и воспроизведении материала.

У дошкольников 6 лет наблюдается активное развитие произвольной памяти, которая становится важным новообразованием этого возраста. Самостоятельно использовать произвольное запоминание и воспроизведение дети могут относительно редко. Обычно на это их мотивирует определенный вид деятельности или требования взрослого. Вместе с тем от произвольного вида памяти зависит успешность предстоящего обучения в школе, так как для решения задач обучение дети должны уметь ставить специальную цель запомнить материал. При этом процесс запоминания должен сопровождаться сознательными волевыми усилиями и применением определенных приемов запоминания, которые они должны освоить еще на этапе старшего дошкольного детства.

На протяжении дошкольного детства ребёнок учится контролировать процесс воспроизведения. Самопоправки в пересказ 4-летних детей связаны с сюжетными изменениями, в то время как дошкольники 5-6 лет исправляют наличие текстуальных неточностей.

Рассмотрев вопрос об особенностях развития память у детей, можно сделать выводы, что:

1. Преобладающим видом памяти является непроизвольная образная память.

2. Процесс опосредованного познания зависит от словесно-смысловой памяти, благодаря которой растёт познавательная деятельность дошкольника.

3. В старшем дошкольном возрасте появляется произвольная память, процесс запоминания регулируется сначала взрослым, а затем и самим ребенком

4. Запоминание становится особой умственной деятельностью, в процессе которой дети осваивают логические приемы запоминания.

5. Процесс развития памяти тесно сплетается с процессом развития личности, так как позволяет накапливать и обобщать собственный опыт поведения и общения с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Статья: "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"

В статье приведены примеры игр для развития памяти дошкольника...

"Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста".

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста...

Статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраня...

Методическая статья особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняе...

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и ...

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.Г. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления....