Место читательской компетенции в развитии ребёнка дошкольника
статья

Щетинкина Юлия Анатольевна

статья на тему: "Место читательской компетенции в развитии ребёнка дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место читательской компетенции в развитии ребенка дошкольника

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – это и важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Чтение для дошкольника – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, -процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту людей.

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т.д.), что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности.

Можно выделить разнообразные виды театра:

Стендовый театр развивает мелкую моторику рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Обогащает пассивный и активный словарь.

Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Конусный, настольный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Кукла «Би-Ба-Бо» развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь. Кукла способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие.

 Разыгрывание сказок позволяет глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.        

В реализации успешной деятельности используются следующие элементы педагогических технологий:

-игровые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-групповые;

-индивидуально-дифференцированное обучение, с учетом индивидуальных возможностей;

-проблемное обучение.

Используются следующие виды деятельности для формирования читательского интереса:

-рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа;

-показ книги (перед началом чтения), чтение сказок, стихотворений;

-артикуляционная гимнастика;

-упражнения в орфоэпическом произношении (скороговорки, чистоговорки);

-упражнения на воображение, имитация движений;

- хороводные игры;

-подвижные игры с героями (использование масок-героев);

-обыгрывание эпизодов, стихов, сказок;

-показ театрализованных представлений.

Влияние театрализованной деятельности на формирование читательской компетентности детей неоспоримо. Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянное общение с книгой активно развивает читательский интерес, а также творческие способности, которые успешно реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи.

Список литературы

1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. – № 4. – С. 24 – 26.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.

3. Балакирева, Т.Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – С. 65 – 68.

4. Горшкова, Е. В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – Москва : Дрофа, 2007. – 79 с.

5. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок. – Москва : ACT Астрель, 2005. – 294 с.

6. Клименкова, О.Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. – № 4. – С. 7 – 19.

7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – Москва : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

9. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4. – С. 32 – 39.

10. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – Москва : АРКТИ, 2004.

11. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

12. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва :Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника...

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566320","at...

"Психосексуальное развитие ребёнка-дошкольника"

Безусловно, тема сексуального развития дошкольников является неординарной и требует деликатного подхода.   Интерес к своим физиологическим особенностям не является патологией на определённом...

Развитие мелкой моторики-один из важнейших моментов речевого развития ребёнка-дошкольника.

Вызвать интерес к заданиям, способствующим развитию мелкой моторики, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Познакомить детей с разнообразными пальчиковыми играми, способствовать подготовке руки ребё...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем  и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....