Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Сердюкова Елена Валерьевна

В игре у ребенка формируются все стороны личности, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Значение игры в жизни ребенка19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А.Сухомлинский

Значение игры в жизни дошкольника.

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Развитие ребенка  происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны, игра будет более интересной и развитой, если педагог будет контролировать ход игры, иногда быть участником, а иногда оставаться в тени, например, как  в режиссёрской игре.

Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно - ролевая игра –  деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.

Самая популярное и всеми любимая игра «дочки-матери».

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, одежда для куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре.

Создание игровой обстановки, расставляют мебель, раскладывают посуду на столе и т.д.

Игровые роли. Мама, папа, бабушка, дети

Ход игры. Игру может начать воспитатель, включить плач ребенка, и тем самым привлечь внимание детей, и задает вопрос, кто же плачет, дети могут сами определить, что плачет ребенок (пупс, кукла).

У нас старший возраст, поэтому дети играют с куклой самостоятельно.

Когда проходит немного времени, воспитатель или педагог дополнительного образования включается в игру и просит покормить и ее, чтоб развернуть игру, воспитатель просит покормить продуктами, которых нет на столе, и простит сходить в магазин, и тут формируется вариант продолжения игры «Магазин», распределяются роли продавца-кассира. Или сходить в кафе, где появляется новая роль повара, кондитера, официанта и др.

Игра с правилами — вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников (футбол, хоккей, шахматы и др.).

Мы очень часто предлагаем игру MEMORY,проводим ее в открытом пространстве «Open Space», она построена на знакомой всем механике «найди пару». Это увлекательное и доступное любым возрастам развлечение, которое отлично развивает память и внимание. В игре участвуют двое, задача каждого собрать как можно больше одинаковых карточек (найти пару).

Режиссерская игра — вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем).

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например, игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка, как правило, для детей она проявляется спонтанно, эта игра – игра одиночки.

Со стороны воспитателя одна задача, создать варианты для этой игры, а, именно, создать предметно-пространственную среду, разделив пространство по зонам. У  нас есть пространство представленное инвентарем и предметами, относящимися к разным профессиям (доктор, водитель, полицейский, повар и др.). ЛЕГО уголок, тоже служит для проявления режиссерской игры.

Часто мы замечаем, что ребенок может играть просто с одним предметом (например, книгой), сидя на мягком пуфе в спальне, ведет беседу с воображаемыми учениками.

Образная игра.

Один из примеров дает информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок. Это важный момент. Ребенок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, смотреть фильмы BBC, мультики. Можем просто задать образец игрового поведения, показав, как игровой персонаж может себя вести.
Обязательно нужны разные тряпочки, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ. Переодевание помогает перевоплотиться. Маленьким детям лучше максимально обставлять игровое пространство.

Чем старше ребенок, тем он проще перевоплощается, и ему не нужно много атрибутов. Он может все это вообразить.

Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. Осваивает способность фиксировать образы соответствующими атрибутами. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!

В образной игре ребенок учится управлять собой. Именно в этой игре у ребенка развивается способность к идентификации, т.е. когда мы можем присваивать себе черты других персонажей или других людей. Через это развивается чувствование, понимание других людей, эмпатия.

К примеру, мы собрались на поиски сокровищ, построили корабль из мягких модулей, и отправились в путь, недалеко от берега корабль сел на мель и пришлось идти вплавь, и тут ребенок кричит, что видит акулу, и кто-то из ребят превращается в акулу. И пытается поймать других детей, эта игра всегда актуальна, догонялки - это веселая игра, где ребенок предстает в образе (акулы, льва, охотника). Главная задача педагога  - вовремя это заметить и, возможно, предоставить уместный атрибут (у нас есть резиновая акула на руку, также есть шапочка акулы).

А на острове образ другого персонажа выполняют другие дети, это разнообразные животные и птицы по выбору детей (жираф, лев, крокодил, попугай и павлин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Значение игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребёнка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с ок...

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая важна в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста....

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста

Перед педагогами и психологами дошкольного  образования стоит цель - подготовить гармоничного, разносторонне развитого ребенка к поступлению в школу....

Консультация для родителей "Значение игры в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Значение игры в жизни детей дошкольного возраста "...

Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей, которая раскрывает важное значение игровой деятельности для развития дошкольника....

Значение книги в жизни ребенка дошкольного возраста

Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.Кни...