НОД на тему «Развиваем у детей навыки управления эмоциями»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Волощенко Александра Игоревна

Целью данной непосредственно - образовательной деятельности является  рассказать   о важности эмоционального развития детей и развития навыков умения контролировать свои эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11      

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: 274cad@mail.ru

ОКПО  48083426        ИНН/КПП  3448020277/ 344801001       ОГРН   1033401199677

НОД на тему

«Развиваем у детей навыки управления эмоциями»

        Выполнили:

Конкина Юлия Александровна, педагог-психолог

Волощенко Александра Игоревна, воспитатель

Волгоград 2022

Цель: рассказать   о важности эмоционального развития детей и развития навыков умения контролировать свои эмоции.

Задачи:

- Установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия;

- Актуализировать теоретические знания об эмоциях;

- Познакомить участников занятия с методами и приемами по применению игровых технологий.

Материалы и оборудование: стол, стулья, наборы цветной бумаги, карточки с пиктограммами эмоций, листы белой бумаги с изображениями кругов, восковые мелки

Технология проведения

Этапы НОД

Содержание этапа

Деятельность НОД

1.Ориентировочно-мотивационный

Задача: установить эмоциональный контакт между всеми участниками

Выход ведущего

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашей встречи: «Развитие у детей навыков управления эмоциями».

Ведущий: но давайте прежде, чем мы начнем, давайте с Вами познакомимся.

Каждый из Вас по кругу назовет свое имя и озвучит возраст детей, с которыми работает и испытываете ли Вы какие-нибудь трудности в общении с воспитанниками?

(участники знакомятся)

Ведущий: Мне очень приятно, что все были откровенны, я это ценю. Надеюсь, сегодня мы сможем найти решения, тех проблем, о которых  услышали.

Есть одна замечательная притча: «Прекрасные подарки»

     Как-то в одну деревню пришёл старый мудрец и остался жить там. Он очень любил детей и проводил с ними большую часть своего времени. Он любил делать им подарки, но они были хрупкие. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки постоянно ломались. Дети огорчались и плакали. Через какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

 Родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты даришь им такие хрупкие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут.  Игрушки так прекрасны, но играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — прищурился старик, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней? Ответил мудрец.

Ведущий: Уважаемые коллеги я хочу, чтобы каждый из Вас высказал свое мнение о каком бесценном даре говорил старик?

(Ответы участников)

Ведущий: да, я тоже думаю, что бесценный дар это – любовь, доброта и уважение. У нас с Вами есть уникальная возможность не только ценить эти прекрасные чувства, но и развить и воспитать эти качества в наших воспитанниках. Конечно, воспитание детей — это основная задача их родителей, а мы педагоги можем только помогать в этом вопросе. И сегодня я хочу узнать, что мы вообще знаем о чувствах и эмоциях…

2. Актуализация субъектного опыта участников

Задача: актуализировать теоретические знания об эмоциях

Выявление уровня осведомленности

теоретических знаний у участников об эмоциях

 Ведущий: Эмоции позволяют нам взаимодействовать друг с другом, лучше понимать окружающих.

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

Классификация эмоций:

положительные

характеристика

пример

Имеют приятный эмоциональный фон, выступают в качестве положительного подкрепления для человека

Восторг, любовь, удовольствие, радость, восхищение,

симпатия,

энтузиазм и т.д.

отрицательные

характеристика

пример

Отличаются негативным эмоциональным фоном

Зависть,

горе, тоска, страх, тревога, отчаянье, гнев, грусть и т.д.

нейтральные

характеристика

пример

Не имеют эмоционального окраса и не влияют на настроение человека

Любопытство, безразличие, удивление, любопытство, интерес и т.д.

Ведущий: А сейчас, предлагаю провести упражнение «Угадай эмоцию».

Инструкция упражнения: Каждый участник возьмет со стола одну карточку, на которой изображена пиктограмма с эмоциональным состоянием. Не показывая карточку остальным участникам, Вы попробуете изобразить (мимикой) или описать ситуацию, при которой возникает данное эмоциональное состояние.

(участники проигрывают данное упражнение)

Ведущий: понравилось ли Вам это упражнение? Испытывали Вы трудности в передачи эмоциональных состояниях или сложности в понимании партнера?

(ответы участников)

Ведущий: очень хорошо, что мы можем понимать друг друга. Значит, у нас не должно возникнуть сложностей в понимании эмоциональных состояний наших воспитанников.

3. Информационно-деятельностный этап

Задача: познакомить участников занятия с методами и приемами по применению игровых технологий.

Знакомство с игровыми технологиями.

Практическая деятельность.

Ведущий: итак, мы с Вами выяснили, что эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Не надо быть провидцем, чтобы угадать, что сложнее всего общаться с ребенком, когда он демонстрирует отрицательные эмоции, а именно агрессию. Как же разрешить ситуацию, когда ребенок «вышел из себя»? У кого - нибудь были подобные ситуации? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

(высказывания участников)

Ведущий: Ведь ребенок еще только развивается, он как личность еще только формируется, а для преодоления агрессивного поведения нужен контроль. Контроль подразумевает подавление негативных реакций. К 5-6 годам ребенок способен частично себя контролировать. Развивать самоконтроль можно через игры (игры с правилами). Ребенок должен будет подчиняться правилам игры.

И игры, в которых ребенок может злиться, не причиняя вред другим, представьте они есть!

Игра «Салют»

Материал: пачка цветной бумаги.

Инструкция: Отдаете на «растерзание» ребенку пачку цветной бумаги. Ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх (можно включить веселую музыку). Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

Ведущий: Давайте попробуем сделать такой салют. (Участники выполняют упражнение «салют»)

Ведущий: еще одно игровое упражнение способствующее выражать свой гнев в приемлемой форме и помогает снизить эмоциональное напряжение.

 Упражнение «Листок гнева»

Материал: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

Инструкция: предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: на что или на кого похож.  Ребенку необходимо изобразить этот образ на бумаге (маленькие детьми могут сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно описать образ словами, это может вызвать дополнительное раздражение). После чего гнев нужно уничтожить разными способами: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, облегчение. После этого попросите ребенка окончательно расстаться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро.

 Ведущий: Зачастую в процессе игры дети перестают злиться, и этот процесс начинает их веселить, так что заканчивается все хорошим настроением.

Ведущий: еще очень важно научить ребенка способам релаксации.

Дыхательная гимнастика, посчитать (медленно) до 10, помогает сдерживать ребенка в периоды бурных эмоциональных состояний.

Ведущий: как правило, творческие люди эмоциональны и, если бы не было таких людей не было бы самого искусства. Ведь любое творчество поможет ребенку в самовыражении.

Творческое упражнение «Оживи круг»

Материал: Лист белой бумаги с изображением нескольких кругов, восковые мелки.

Инструкция: предложите ребенку из обычных кругов сделать веселых человечков, нарисовать можно и другие элементы – например бабочек, травку, цветочки и т.д., а также можно придумать историю по сюжету рисунка.

Ведущий: предлагаю и Вам проделать туже работу, можно придумать историю по рисунку.

(Обсуждение творческих работ)

4. Рефлексивный

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников занятия; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности  

Подведение итогов, обмен мнениями.

Ведущий: Уважаемые, коллеги мне было очень приятно с Вами общаться и делиться своим опытом и знаниями и Ваш опыт и знания для меня будут полезны. Мне бы хотелось услышать Ваше мнение о нашей встречи, было ли наше занятие для Вас интересно или наоборот всякое мнение для меня важно.

(Участники делятся впечатлениями)

Ведущий: спасибо за Вашу оценку и за то, что пришли.

 Хочу подвести итог нашей встречи словами Антона Семеновича Макаренко: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».

Пауза….

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать у детей навыки опрятности и аккуратность.

Дети стремятся во всем подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям – будьте сами аккуратны и опрятны, следите за тем, чтобы малыш был всегда чисто одет, умыт,...

Рекомендации для родителей «Развиваем у детей навыки безопасного поведения на улице»

laquo;Развиваем у детей навыки безопасного поведения на улице»...

"Как развивать у детей навыки опрятности"

Эта нформация полезна родителям, чьи дети начинают посещать детский сад или уже посещают его....

Консультация Как развивать у детей навыки критического мышления.

Итак, что такое критическое мышление? Это навык, который помогает ребенку развить гибкость ума, усваивать новую информацию и понимать сложные проблемы. Критическое мышление помогает ребенку использова...

Как развивать у детей навыки критического мышления.

      Критическое мышление – это навык, который принесет ребенку пользу в разных сферах жизни.. Научите ребенка мыслить критически и анализировать то, что происходит вокруг...