Приложение к рабочей программе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Парилова Наталия Леонидовна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4_palchikovaya_gimnastika.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

(подготовительная группа)

Сентябрь

В школу осенью пойду.  

Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,  
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.  

«Шагают» пальчиками по столу

Загибают пальчики на обеих руках

Грозят указательным пальчиком правой руки

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.

Хлопают в ладоши

Стучат кулачками друг об друга

Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца

Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой   руки мешают.

Загибают пальчики по одному,  начиная с большого.

Опять варят и мешают

        Осенний букет

Пошли пальчики гулять

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый  листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? Пять!

С листьями осенними

Будем мы играть.

«Пробегают» пальчиками по  бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная   с указательного, к большому.

Поочередно загибают пальцы  на одной руке.                                      

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы

В лесу дремучем растут елки

И бродят злые-злые волки.

Бывает зайка пробежит,

И ветка елки задрожит.

Бывает мишка косолапый

Заденет елку своей лапой.

А старый еж, колючий бок,

Под елкой спит,

Свернувшийся в клубок.

Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка. Показать «клацающую пасть»

Показать ушки зайки.

Пальцы рук полусогнуты – «лапы».

Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка

Пальцы рук сложены в «клубок».

Октябрь

Дом

Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Пальцами делаем «собачку»

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения
Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана"

В нашем городе

Город-это улицы, проспекты и дома

Площади, музеи, парков тишина Блеск огромных стекол, праздничных витрин

Быстрое движенье

Прохожих и машин

        

Дети кладут ладонь правой руки и постукивают поочередно пальцами по столу

Тоже самое левой ладонью

разводят пальцы в стороны и соединяют их

круговые движения кулаками

указательные пальцы бегут по столу

Моя страна

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!

вытягивают вперед прямые ладони

поочередно соединяют одноименные пальцы рук

крепко сжимают в «замок»

прикладывают руки к груди

Моя земля

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля, леса, степь и горы.

сжимают и разжимают пальцы

загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших

делаем из рук «горы» над головой

Ноябрь

Как живёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как берёшь? Вот так!

Как даёшь? Вот так!

Как грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

А шалишь? Вот так!

Показать большой палец.

 Пошагать двумя пальцами одной  руки по ладони другой.

 Тремя пальцами. Раскрытой ладонью.

 Указательным пальцем.

 Все пальцы сложить «лодочкой» и  положить на них голову. Кулачок под щёку.

 Надуть щёки и ударить по ним ладошками

Котята

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол

Покачиваем руками, не разъединяя их

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Рубашка.

У рубашки два манжета,

Воротник

И рукава,

И застежка есть, чтоб легче

Проходила голова.

Пуговицы застегнем,

А потом гулять пойдем.

Ребенок показывает манжеты на двух руках

Показывает воротник

Проводит ладонными по рукавам

Показывает застежку сверху вниз

Имитирует движения

Марширует

Много мебели в квартире…

Раз, два, три, четыре,

Много мебели  квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.  

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели

Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим    кулачками

Посуду моет наш Антошка.

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

Потирают ладошки друг о друга

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Выполняют имитирующее движение.

Декабрь

Снежинки летят.

Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.

Ветер дунул, загудел -

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

в форме шара – туча

руки поднять вверх, пальцы развести в стороны

поворачивать кисти медленно опуская руки – снежинки летят

подуть на кисти рук

встряхнуть кистями рук, поднимая вверх вращать ими –снежинки летят

вращать кистями, попеременно скрещивая руки снежинки кружатся

Ёлочка.

Елочка, елочка,

Колкая иголочка.

Протянула веточки,

На ветках – конфеточки,

Маленький грибок,

Рядом колобок

И сверкают шарики

Яркие фонарики.

соединяют ладони под прямым углом над головой

показывают указательные пальчики

вытягивают руки вперед

соединяют в кольцо указательный и большие пальцы

пальцы одной руки сжимают в кулак и прикрывают его сверху ладонью другой

прижимают кулаки друг к другу

делают «фонарики»

Ждали праздника мы долго.

Наконец пришла зима

В гости ёлку привела.

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели.

Покружились, поплясали,

Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,

Нам подарки принеси.

Трём ладошку о ладошку.

 Сжать кулаки, прижать их друг к  другу.

 Пальцы «идут» по столу, по коленкам.

Пальцы показывают Ёлочку,  указательные пальцы сцепляются

Круговые движения кистями рук.

Кисти рук опустить, расслабить.

Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

На ёлке

 Мы на елке веселились,

 И плясали, и резвились.

 После добрый Дед Мороз

  Нам подарки преподнес.

  Дал большущие пакеты,

  В них же вкусные предметы:

  Конфеты в бумажках синих,

  Орешки рядом с ними,

  Груша, яблоко,

Один золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши

  Удары кулачками.

  «шагают» средним и  указательным пальчиками по  столу.

«рисуют» руками большой круг.

  Ритмичные хлопки в ладоши

 Загибают пальчики, начиная с большого.

Январь

Снежный ком

Взяли дети белый ком,

Будем строить снежный дом

Мы польем его водой,  

Домик будет ледяной

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом  

Изображаем ком

Движения, изображающие лепку снежков

Имитируем движения "поливаем водой"

Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу

Ставим кулачок на кулачок

Рисуем в воздухе ладонями домик

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –  

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц

Показывают одной рукой на кормушку

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения

Я по Африке гулял

И зверей там повидал:  

Длинношеего Жирафа

Высотою аж в три шкафа,  

Черепаху, Тигра, Льва

И огромного Слона.  

Мы с Жирафом поиграли:

Ананасы доставали.  

С черепахой у реки  

Побежали в запуски.  

Мы со Львом не отдыхали.  

Тигра полосы считали:  

Раз, два, три, четыре, пять...  

Всех полос не сосчитать!  

Со слоном играли в прятки:  

Он нашелся! Все в порядке!

Я катался на Слоне...

Жаль, что было все во сне.  

 

 Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук

Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх

Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы, начиная с мизинца

Складываем из пальцев “жирафа”. На второй строчке поднимаем руки вверх

Складываем из пальцев “черепаху”

”Бежим” по столу указательными и средними пальцами обеих рук

Складываем из пальцев “льва”

Энергично сжимаем и разжимаем кулаки

Загибаем пальцы вначале на одной руке, потом на другой, начиная с мизинца

Разводим руки в стороны

Складываем из пальцев “слона”

Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх

Одновременно ударяем кулаками по столу

Лепим снежок.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И… сломаем

загибают пальчики, начиная с большого

«Лепят», меняя положение ладоней

показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

грозят пальчиком

смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок

приседают, ловят воображаемый снежок

встают, роняют воображаемый снежок, топают

Февраль

Разные профессии

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель.

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Соединять пальцы правой руки с большим.

Соединять пальцы левой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

Сжимать и разжимать кулачки.

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

Солдаты.

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

Пальцы бодро «Маршируют» по столу

Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо

Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

Масленица

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку-кошку,                                                                                                                              Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке

На следующие пять строчек загибать пальцы, приговаривая соответствующие слова

Дружная семейка.

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Сжать руку в кулак несколько раз

Март

Помогаем маме.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Движения по тексту

Пришла весна.

К нам Весна лишь заглянула –

В снег ладошку окунула

И расцвел там нежный,

Маленький подснежник.

Протягивают руки вперед

Руки внизу, перпендикулярно корпусу

Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Автобус.

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются.

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип

вращаем сжатые кулачки

изображаем как крутим руль

параллельно двумя руками влево-вправо

вращаем сжатые кулачки

ладошки сводим и разводим

вращаем сжатые кулачки

нажимаем себе на нос

Сказки.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши

Апрель

Нежный цветок.

Нежный цветок появился в лесу,

Первым встречает он солнце, весну.

Утром весенним раскрыл лепесток,

В мягкой землице его корешок.

Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»

«Солнышко» из обеих рук

Соответственно

Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз

Космос.

Раз, два, три, четыре, пять –

В космос полетел отряд.        

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?        

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

По одному загибают пальчики на обеих руках

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»

Загибают пальчики обеих рук

Морские животные

На дне лежит звезда морская

И еж морской по дну ползет,

Морская плавает корова,

А мимо лев морской плывет,

Морские плавают коньки

С друг другом на перегонки.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя морских животных

Прогулка

  Пошли пальчики гулять

 

А вторые догонять

 

Третьи  пальчики бегом,

А четвертые пешком,

 

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

 

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются  по бедру к колену.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами.

Движения средних пальцев в  быстром темпе.

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям

Ритмичные касания мизинчиками  по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям.      

Май

Командир.

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики — « Ура!»
На парад идти пора.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить».

Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

Скоро в школу

Скоро в школу мы пойдем

И портфель с собой возьмем.

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш.

Будем мы читать, писать,

И учиться все на «пять»!

«шагают» пальцами по столу

загибают пальцы по одному

соединяют и разъединяют пальцы

хлопают в ладоши

показывают пять пальцев

В школу осенью пойду.  

Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,  
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.  

«Шагают» пальчиками по столу

Загибают пальчики на обеих руках

Грозят указательным пальчиком правой руки

Я рисую лето

Я рисую лето –

А какого цвета?

Красной краской –

Солнце,

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий.

А какую краску

Я оставлю туче?

Я рисую лето –

Очень трудно это…                        

рисуют пальчиком по столу

рисуют в воздухе «солнце»

сжимают и разжимают пальцы

рисуют в воздухе «облака»

на столе рисуют пальцем «ручей»

пожимают плечами, руки в стороны

«вытирают пот» со лба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к рабочей программе Подвижные игры для детей 2-3 л

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.Трудно переоценить пользу  подвижных игр для малыша. Во время активного движ...

План взаимодействия с родителями в разновозрастной группе (приложение к рабочей программе)

План поможет воспитателю вести системную работу с родителями...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

Приложение к рабочей программе воспитателя

Пояснительная запискаВо всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятель­ность...

Приложение к рабочей программе "Здоровьесберегающие технологии "Забота о здоровье"

1.     Пояснительная запискаПо данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранени...