Картотека дидактических игр по теме: «Величины»
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Картотека дидактических игр по теме: «Величины»

Величины.  Младшая группа

 

1. Дидактическая игра: «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Оборудование. яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.

Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1 Игровое упражнение «Фруктовый пирог»

Задачи: уточнить приемы деления круга на 2 – 4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.д.)

Оборудование: круг, ножницы (на каждого ребенка)

Ход игры:

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круг пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: одна вторая или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по – другому. (Половина.) затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько частей всего получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»

№ 2 Дидактическая игра «Запомни и выполни» (слуховой диктант)

Задачи: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

Ход игры:

У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель уточняет название сторон и углов листа.

Затем дает детям задания:

вдоль верхней стороны листа нарисуйте прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом ( в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – желтым карандашом, в нижнем правом углу – зеленым карандашом);

посередине листа красным карандашом поставьте точку.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.

Воспитатель уточняет: «Что и где вы нарисовали?»

Дети называют детали, их цвет и месторасположение.

№ 3«Кривые зеркала»

Задачи: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

Оборудование: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).

Ход игры.

Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9.

Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители.

Для усложнения можно заранее обговорить, какое число нужно показывать детям — меньшее или большее.

№ 4 «Математические пазлы. Числовой ряд»

Задачи: закреплять навыки счета от 1 до 10; осуществлять подготовку детей к изучению сложения и вычитания; акцентировать внимание детей на месте числа в ряду других чисел.

Оборудование: пазлы (картинка, состоящая из деталей в виде полосок, разделенных на два поля: первое – часть картинки, второе – число, или двухсторонние карточки).

Ход игры:

Дети получают картинки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужные им фрагменты этих картинок (в форме игры «Лото»). Когда все части картинок находятся у детей, воспитатель дает им задание: разложиться все детали по порядку: от 1 до 10.

№ 5 Игра – головоломка «Волшебный круг»

Задачи: способствовать развитию умения выделять основные признаки фигуры, выделять фигуру из фона; развивать глазомер, воображение, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.

Оборудование: круг, разделенный на 10 частей, контурно-силуэтные изображения картинок

Ход игры:

Первый вариант: дети собирают картинку наложением деталей на образец.

Второй вариант: дети собирают картинку рядом с ее контурным изображением.

Третий вариант: дети собирают картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки.

Четвертый вариант: дети собирают картинку по уменьшенному силуэтному изображению.

№ 6 «Поезд»

Задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры.

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка - длинные ушки.

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай! (Зайка)

После ее отгадывания игра продолжается.

№ 7 Упражнение «Ручеек»

Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.

Оборудование: 2 веревки, мел.

Ход игры.

На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».

Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост».

Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.

Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

№ 8 «Математические пазлы. Цвета радуги/ дни недели»

Задачи: закрепление цветов спектра, дней недели.

Оборудование: пазлы (двухсторонние детали в виде полос: 1 – фрагмент картинки, 2 – один из цветов радуги)

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми работает по цветовой схеме, называет все цвета радуги по порядку, начиная сверху. Затем дети разучивают мнемонестическую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Воспитатель оговаривает, что каждое слово обозначает определенный цвет. Затем воспитатель предлагает расположить детали слева – направо в правильной последовательности, а затем перевернуть их обратной стороной.

Сначала дети работают с подсказкой: цвета радуги выведены на экран, затем картинка собирается по памяти. Впоследствии мы используем эти пазлы для игры «Цветная неделька»: каждый день недели обозначен определенным цветом.

№ 9 Дидактическая игра «Магазин открыток»

Задачи: закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; развивать внимание.

Оборудование: открытки с изображением предметов разной формы, геометрические фигуры ( круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; по 1 фигуре на каждого ребенка)

Ход игры:

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по одной геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

№ 10 Упражнение «Побежали пальчики»

Задачи: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Ход игры:

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу пр. ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу лев. ладошкой.

Обе вы хорошие (поглаживать тыльные стороны ладоней)

Ловкие, умелые (поглаживать ладони)

Озорные пальчики (сжимать и разжимать пальцы)

У девочек и мальчиков (переплести пальцы в «замок»).

Их никак не удержать, все они хотят играть

(потряхивать кистями рук)

Пусть побегают немножко по листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь, девочки и мальчики.

Побежали в серединку – увидали там малинку!

В правый верхний уголок – увидали там цветок!

Вниз спустились, в угол левый – скачет там зайчонок смелый!

В левый верхний угол мчимся – там летит большая птица

В правый нижний уголок – отыскали там грибок!

Хорошо мы поиграли (показать большие пальцы)

В десять раз умнее стали!(раскрыть обе ладошки)

Чтобы упражнение не стало заученным, следует менять ориентиры, использовать не только предметные картинки, но и геометрические фигуры, мелкие игрушки и другие предметы, тематически относящиеся к конкретному занятию. Упражнение

может проводиться и без ориентиров. Указание направления зарифмовывать не обязательно

№ 11 Игровое упражнение «Составим команду спортсменов»

Задачи: учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Оборудование: круги двух цветов (по 9 кругов каждого цвета для каждого ребенка), таблица с кругами (для раскладывания числа 9 на два меньших числа)

Ход игры:

У детей наборы кругов одного цвета. Воспитатель читает стихотворение. На каждое названное животное дети кладут на стол по 1 кругу.

Бег – прекрасная игра.

Ускоритель – номера.

Приготовились. На старт!

Первым номером гепард!

Номер два. Ну и ну!

Скачет антилопа гну.

Страус – третий. Он в галопе

Не уступит антилопе!

А за ним быстрее ветра

По четвертой скачет зебра.

Номер пятый – лев бежит.

Шесть. Жираф за ним бежит.

Семь. Легко бежит гиена.

Есть характер у спортсмена!

Номер восемь. Лошадь мчится.

А девятая - волчица.

Мы на этом кончим счет.

Победителям почет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по теме "Железная дорога"

Этот материал может пригодится педагогам по теме : "Транспорт"...

Картотека дидактических игр на тему:"Звуковой анализ слова"

Материал создан для проведения мастер - класса на РМО по развитию речи. Игры можно использовать на ООД "Подготовка к обучению грамоте" в старшей и  подготовительной группах детского сада....

Картотека дидактических игр по теме "Геометрические фигуры"

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Задачи: формировать представления об основных цветах и о геометрических           фигурах, развивать зрительное во...

Картотека дидактических игр по теме "Космос"

В картотеке представлены дидактические игры для дошкольников по теме "Космос"...

Картотека "Дидактические игры по теме "Зима"

Дидактические игры для детей 2-6 лет...

Картотека дидактических игр на тему "Космос"

Хотела поделиться с коллегами найденным в интернете, но на мой взляд очень интерестным материалом, который мне пригодился в работе....