Художественное моделирование и конструирование в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
статья

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_konstruirovanie_i_modelirovanie.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Цель:  активизировать знания воспитателей о художественном конструировании в ДОУ

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, используя определенные средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Конструкторы - это наборы различных по форме, размеру, цвету, материалу элементов (объемных или плоскостных), которые, как правило, имеют четкую геометрическую форму (куб - квадрат, призма - треугольник, брусок - четырехугольник и др.) и скрепляются с помощью штифтов, крючков, винтов, ворсистой поверхности и др.

Конструктор несложно сделать самим, например вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных цветов. Главные условия - универсальность элементов конструктора и легкий способ крепления деталей. Детали такого конструктора (разнообразные по цвету, форме, величине геометрические фигуры - сенсорные эталоны) должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания, передавать структурные, функциональные признаки конструируемого объекта и выражать свое отношение к изображаемому моменту.

Художественное конструирование из плоских элементов универсального конструктора происходит на стендах, обтянутых светлой тканью разных тонов. Геометрические фигуры представляют собой готовое изобразительное средство. Их изобразительные возможности заданы формой, цветом, величиной деталей, которые могут стать средством изображения как целого предмета, так и его части, при этом адекватность передачи образа не утрачивается. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Соединение деталей с поверхностью фонового стенда обеспечивается его ворсистой текстурой. Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты. Для каждого возраста необходим определенный комплект фоновых стендов и деталей. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету и величине геометрические фигуры и их сегменты, которые входят в комплект конструктора.

В конструировании по художественному типу дети сначала овладевают действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего определенный класс предметов. Постепенно дети переходят к более точному и полному (по форме и составу элементов) конструированию характерных, выразительных изображений, согласуя свои действия со смыслом изображаемого эпизода. Выразительность образа достигается единством изобразительных и композиционных средств: универсальных для всех видов искусства, типичных для данного вида деятельности и характерных для конкретной работы и его автора.

Смысловой контекст детской конструктивной деятельности придают сюжеты знакомых им сказок. Это делает деятельность эмоциональной и значимой для ребенка. Сказки позволяют лучше понять и передать смысл конкретного образа, опираясь на опыт конструирования обобщенного графического изображения. Дети постепенно преобразуют обобщенный образ в выразительный, наделяя его характерными признаками.

Процесс обучения детей художественному конструированию строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления.

1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

2.  Развитие художественных способностей.

3.  Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора.

Вводить ребенка в мир художественного конструирования можно с 2—3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств. Логику конструктивной деятельности ребенок «открывает» вместе с взрослым на занятиях в подгруппе сверстников (раз в неделю) в процессе экспериментирования, моделирования и художественного конструирования.

Три направления в обучении детей младшего дошкольного возраста художественному конструированию конкретизируются следующими задачами.

1.   Развитие  познавательных  и творческих способностей предполагает формирование действий экспериментирования с элементами конструктора; «опредмечивания» заданного признака реального объекта; выбора заместителей по заданному признаку (форма, величина, цвет) - замещения геометрическими фигурами различных объектов или их частей - в процессе практического конструирования; достраивания и преобразования сюжетных и пейзажных композиций путем включения в них новых объектов.

2. Развитие художественных способностей включает формирование у детей умений адекватно использовать изобразительный «язык» в конструктивной деятельности; владеть изобразительными (точка, линия, цвет, свет, форма, фон и др.) и композиционными (симметрия, асимметрия и др.) средствами для построения изображения объекта и передачи собственного отношения к действительности.

3. Развитие собственно конструктивных способностей, технических умений, навыков работы с деталями конструктора предполагает обучение детей построению схематических, динамичных и характерных образов и разнообразных композиций; преобразованию и видоизменению конструкции (в высоту и длину путем надстраивания и изменения размера конструкторского материала); точному соединению элементов конструктора (при построении изображения), их размещению в пространстве (в горизонтальной и вертикальной плоскостях, чередуя разные фигуры и их положения) и активному заполнению всей рабочей поверхности стенда.

Художественное конструирование в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, апплицированием, рисованием, но не приравнивается к ним.

Приемы конструирования из плоских деталей конструктора просты, доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют сконструировать изображение любого содержания.

К художественному конструированию относятся :

-конструирование из плоских элементов конструктора;

     -конструирование из бумаги;

     -конструирование из природного материала.

 Деятельность художественного конструирования проходит сложный путь развития: от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию преднамеренных изображений.

Дети овладевают сначала действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего структуру определенного класса предметов. Постепенно они отходят от упрощенной передачи формы и строения изображаемого объекта и переходят к конструированию предметов и сюжетных композиций.

В процессе конструирования дети осуществляют точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать (выделяют главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение, изучают и используют в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур) и овладевают способами построения изображения.

Дети работают с уже заданными по цвету элементами конструктора, которые позволяют построить не только радостные и яркие по цвету изображения, но и из реальной жизни (реалистические).

Если на первых порах обучения детей художественному конструированию фон (его цвет) как средство изобразительной деятельности выбирается произвольно, то постепенно они переходят к осознанному выбору фона будущей постройки и используют его для достижения большей выразительности.

У детей развивается композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом. Смысл человеческих отношений, переживаний ребенок может постичь при ознакомлении с художественной литературой, а пережить в процессе конструирования по мотивам знакомых произведений.

Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрических фигур входит в комплект конструктора.

 Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных, творческиххудожественных и конструктивных способностей на четырех этапах работы:

1. Ознакомление детей с функциональным назначением конструкторского материала.

Сначала дети экспериментируют по своему желанию; затем даются задания «Что-то достроить…»

2. Это совместная конструктивная деятельность. Этот этап направлен на развитие воображения и обучения детей преднамеренному произвольному характеру действий по построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные). Сначала в двух позициях (средняя группа, а затем уже с трех пространственных позиций (старший возраст).

3. Реализация опыта конструирования различных изображений разной степени трудности. Ребенок, с одной стороны, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов и, сопереживая им, начинает испытывать эстетические чувства и использовать средства художественной выразительности.

4. Идет переход от конструирования предметных образов, к воссозданию сюжетной композиции – по мотивам знакомых сказок, по собственному замыслу.

Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать свой замысел, контролировать его осуществление.

 И так как по мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов необходимо в перспективе своей деятельности расширить тематику, увеличить арсенал используемого материала и объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Что положительно скажется как на развитии детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности по творческому художественному конструированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудовани...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Моделирование развивающей предметно0пространственной среды в соответствии с ФГОС...

Педагогический совет: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО»

Цель: Активизировать действия педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их ...

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...

Презентация по теме "Реализация технологии ТИКО – конструирования в ДОУ в соответствии с ФГОС"

В работе с детьми всегда актуальны поиски новых подходов и методов для обучения.Одной из таких новых технологий является ТИКО-конструирование....

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...