Технология «говорящих стен» как форма реализации образовательного потенциала пространства старшей группы дошкольной организации
методическая разработка

Маматуллина Лилия Рахимчановна

материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «говорящих стен» как форма реализации образовательного потенциала пространства старшей группы дошкольной организации

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» [5]. В настоящее время поддерживается идея классика отечественной педагогики в том, что вещи, в данном случае развивающая предметно-пространственная среда, является одним из важных компонентом дошкольного образования.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы» [7, с. 19].

Одной из современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы является технология «говорящих стен».

Широкое использование данной технологии связано с активным использованием в конце XX начале XXI века сети Интернет. Большое количество людей стали использовать виртуальные стены (в т.ч. соцсети, по сути своей также являющиеся своеобразными стенами, привлекающими внимание к тексту фотографиями и иллюстрациями) [3]. В онлайн-формат перешли доски объявлений, инфо-стенды, что дало возможность не только более массовых прочтений, но и ускоренной реакциицелевой аудитории[3].

Термин «говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее в одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное специалистами, меняется при непосредственном участие неспециалистов, учеников, детей и взрослых. У зрителей появилось право на активное взаимодействие с элементами экспозициимоделирование собственного маршрута по экспозиции (т. о. экспонаты, начинают говорить с каждым зрителем доступным ему и рассчитанным только на него, его опыт, его интересы и т.д. языком) [3].

Таким образом, если раньше «говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то в теперь «говорящие стены» становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты [4].

«Говорящие стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия[4], выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе и дошкольного.

В методической литературе «говорящие стены» называют методикой (Могильникова С.В., Беленькая Е.С., Язькова Е.В. и др.), формой образовательной деятельности (Поденщикова С.Н.), методическим приемом практического метода обучения, формой организации развивающей предметно-пространственной среды (Ляленкова В.В.,Шепицина Е.И. и др.).

Считаю, что все определения правильные и зависят от формы использования «говорящих стен» в дошкольном образовании.

Так, некоторый иллюстративный материал, расположенный в коридоре, спальне, подсобных помещениях носит только информативный характер и меняется очень редко. К примеру списки к маркировке мебели, памятки, напоминания. Данный материал относится к одной из форм развивающей предметно-пространственной среды и не несет, в основном, никакой образовательной нагрузки.

В статье речь идет об использовании «говорящих стен» как образовательной технологии. В педагогической науке имеются различные подходы к определению сущности, структуры и содержания образовательных технологий (В.П. Беспалько, Е. Бершадский, И.П. Волков, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов, Н.Н. Михайлова и др.) [2].

В данной работе используется определение, указанное в исследовании И.В. Чумаковой, С.А. Гайдуковойи Е.Г. Свистуновой: «Образовательная технология - целостный проект образовательного процесса, системно определяющий структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (педагога и воспитанника), имеющий целью достижение планируемых результатов (минимальных) с поправкой на индивидуальные особенности его участников и воплощение этого проекта на практике [8].

Суть образовательной технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок, имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой дидактический материал. Для этого на стенах групповой комнаты и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, технические средства образования (ТСО), игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Отсюда целью использования «говорящих стен» в работе с детьми старшего дошкольного возраста является создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с требованиями образовательной программы детского сада.

Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил.

Во-первых, при оформлении экспозиций «говорящих стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.

Во-вторых, должна присутствовать систематическая обновляемость содержания экспозиций «говорящих стен». «Говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом. При этом, практический опыт показал, что места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится), а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (не чаще 1-2 раз в месяц для материалов по образовательным областям и 1 раза в год для материалов, отражающих систему работы организации в целом).

В-третьих, для «говорящих стен» работает правило «красного угла» (угол, куда прежде помещали иконы в избе) [4]. Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного (первичного, при входе в помещение) внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тема обсуждена, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания), оптимальнее перемещать ее против часовой стрелки, влево от «красного угла». Угол около двери (к нему оказывается лицом выходящий из помещения человек) называется также «углом рефлексии». Здесь можно разместить элементы «говорящих стен», связанные с саморефлексией участников образовательного процесса. Например, оценкой своего эмоционального настроя в конце дня.

В-четвертых, к размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.А именно:

  • изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
  • используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
  • при выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков; большого количества красного, темно-зеленого, синего, белого и черного цветов. Лучше использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;
  • оформление стен и обстановка в группе должны быть приближены к домашним, поэтому элементы канцелярского и офисного стиля не подойдут;
  • не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше);
  • четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
  • целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей стене»;
  • учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное);
  • важно качество иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный)[1].

Опыт использования образовательной технологии показал, что на стенах желательно располагать экспозиции по всем образовательным областям, указанным в стандарте дошкольного образования [7] (Таблица 1).

Таблица 1

Материалы и оборудование технологии «говорящих стен» по образовательным областям

 

Образовательная область

Название экспозиции

Описание экспозиции

Социально-коммуникативное развитие

Фиолетовый лес (технология развивающих игр В.В. Воскобовича)

Используемый материал: ковролиновый коврик, закрепленный на стене; элементы к картинкам развивающих игр В.В. Воскобовича [1]

Познавательное развитие

Геометрические фигуры

Большой пластиковый лист с наклеенными по контуры фигурами разного цвета, на которых можно рисовать мелками или фломастерами (маркерами)

Цифры

Написанные цифры с возможностью их перемещения

Речевое развитие

Страна правильной речи

Картина по сказке или пейзажная с «окном», где расположен кармашек на Ф3 (или А4) для размещения иллюстраций или тематических картин по нужной теме [ 6, с. 419]

Художественно-эстетическое развитие

Ноты

Нотный стан с кармашками для нот разной длительности на каждой из строк. Рядом кармашек А4 для тематических картин и портретов композиторов

Постеры (3 шт.) достижений детей

Магнитная доска с фотографиями детей с магнитами для прикрепления работ детей. Стенд для выставки поделок из глины, пластилина, бросового и природного материала др.

Физическое развитие

Олимпийские игры

В спортивном уголке:ковролиновый коврик, закрепленный на стене; общепринятый значки для видов спорта

 

Педагогом и детьми обговариваются правила пользования «говорящими стенами». Правила позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования экспозиций и возможном партнерстве в самостоятельной образовательной деятельности.

Таким образом, использование образовательной технологии «говорящих стен» способствует возможности дошкольной организации предоставлять каждому ребёнку равные возможности виспользовании средств дошкольного образования для построение образовательной деятельности на основе их индивидуальных особенностей и потребностей [7, с. 2].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воскобович, В.В., Вакуленко Л.С. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». – СПб.: ООО «Развивающие игры В.В. Воскобовича», 2017. – 176 с.
  2. Демичева, Н.В. Педагогические технологии: понятие, сущность, основные подходы [Электронный ресурс] // SuperInf.ru.URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175. (дата обращения: 24.10.2020).
  3. Клочкова, М. Социальные сети: публично – о личном [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. URL: https://www.fontanka.ru/2014/12/12/090/. (дата обращения: 23.10.2020).
  4. Кудрявцева, Е.Л., Шершун, С.В. «Говорящие стены» (Образовательное пространство как арт-субъект в диалоге культур) [Электронный ресурс] // DOCPLAYER.URL: https://www.fontanka.ru/2014/12/12/090/. (дата обращения: 23.10.2020).
  5. Макаренко, А.С.Книга для родителей [Электронный ресурс] // Труды классиков природосообразной педагогики. URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Makarenko/Makarenko_A_Book_for_Parents/Makarenko_A_Book_for_Parents.html (дата обращения: 20.10.2020).
  6. Мониторинг в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс] // ФГОС и проф. стандарты. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos (дата обращения: 21.10.2020).
  8. Чумакова, И.В., Гайдукова, С.А., Свистунова, Е.Г. Современные образовательные технологии деятельности педагога при реализации ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2017. – 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды Д...

Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС

Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС...

Статья « Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС».

Статья « Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС»....

Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации

Введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответств...