Открытое занятие "Картины из лоскутков ткани" в технике пэчворк без иглы -2018год
план-конспект занятия

Tурусина Вера Александровна

Цель: Создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.

Задачи: Закрепить знания детей о истории возникновения техники Кинусайга (пэчворк ббез иглы).

Совершенствовать навыки работы по изготовлению ккартин на пенопласте с использованием лоскутков ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_tehnike_kinusayga.docx958.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области

«Истринский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

     G:\открытые занятия\фото итогового занятия кинусайга\20180425_202938.jpg                                      G:\открытые занятия\фото итогового занятия кинусайга\20180425_194354.jpg

ИТОГОВОЕ    ОТКРЫТОЕ   ЗАНЯТИЕ    ПО   ПРОГРАММЕ   «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

   

                                           G:\открытые занятия\фото итогового занятия кинусайга\20180425_203210.jpg

Специалист   по реабилитационной работе  в социальной сфере

Турусина  Вера   Александровна

Апрель 2018 год

«Картины из лоскутков ткани» в технике  пэчворк без иглы

Цель: Создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять знания детей о истории возникновения техники Кинусайга;
  • Совершенствовать навыки работы по изготовлению картин на пенопласте  с использованием лоскутков ткани.
  1. Развивающие:
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать коммуникативные способности, логическое мышление, творческие способности, воображение, художественный вкус;
  1. Воспитывающие:
  • Формировать эстетическое восприятие;
  • Формировать умение организовывать рабочие место и соблюдать правила безопасного использования инструментов;
  • Вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном  творчестве.

Форма работы: групповая.

Методы и приемы: 

  • Беседа,
  • Вопросы,
  • Показ образца,
  • Объяснения.    

Оборудование и материалы: эскиз будущей работы, ножницы, канцелярский нож. маникюрная пилка, цветные лоскуты тканей, отделочная тесьма, пуговицы,  нитки, тесьма, пенопласт, карандаш, линейка.

Ход занятия

  1. Организационный момент

      Ведущий:           Добрый день ребята и уважаемые гости.

Ребята давайте для начала  по приветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы показать свои знания и умения, свои творческие способности.

Ведущий:  Но для начала я прочитаю вам стихотворение и вы мне скажите о какой технике в нем говорится.

Друг за другом лоскуточки

Уложили мы в рядочки

Без иголки и без нитки

Получаются картинки

Ну, смекни и угадай-ка

Что за чудо?   (Кинусайга)

Ведущий:  Кинусайга – это искусство создания красивых картин из лоскутков.

Откуда пришла это техника к нам? (Япония)

Кинусайга или , как ее называют в России? (пэчворк без иглы).

А как вы думаете почему стали называть «пэчворк без иглы»? (потому что  лоскутки не надо сшивать)

               Японцы славятся своей способностью возводить  любую деятельность в ранг  искусства.   Оригами, икебана, камзаши  и многие другие виды творчества прошли поэтому пути.  То же самое произошло с техникой Кинусайга : желание повторно использовать довольно дорогую ткань  старого кимоно , превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

А  основательницей этой техники была самая известная мастерица и законодательницей современного стиля кинусайга считается художница Маэно Такаши. В своих работах она использовала разную по фактуре ткань: вискозу, хлопковую ткань, шелк.

Ведущий: Давайте вспомним   История техники Кинусайга.

Кимоно – традиционная японская одежда,  в середине 19 века считающая  в Японии национальным костюмом.  Японцы надевают кимоно до сих пор. Кимоно шьется из натурального шелка  и стоит очень дорого. Старые кимоно никогда не выбрасывали , а шили из них  мелкие вещи. А из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения жилища.

Ведущий:   Расскажите как же  мастер изготавливал картины в Японии?

Мастер изготавливал эскиз рисунка на бумаге, чтобы потом можно было изобразить его на доске из дерева. После того, как рисунок был на дощечке, делают  по его контуру прорези, глубиной 2 мм. Разрезают не большие лоскутки и вставляют в прорези, после чего крепились на изнанке.

Ведущий:   Техника Кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя сейчас  для создания картин используют не дорогие ткани. А вместо  деревянных дощечек  берется обычный пенопласт.

  • Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;
  • Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера  добавляли с своим картинам  различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.

  1. Ведущий:   Как сделать картину в технике пэчворк без иглы.

Что нужно подготовить для работы:

  1. Кусок пенопласта толщиной не мене 1 см.
  2. Ткань(лоскутки) подходящих цветов.
  3. Ножницы.
  4. Канцелярский нож.
  5. Инструмент для заправки ткани в пенопласт (можно взять пилочку или деревянную палочку).
  6. Рисунок.
  7. Копировальную бумагу.
  8. Линейку.
  9. Карандаш.

Ведущий:  Давайте расскажем как мы приступили к работе, что мы сначала сделали?

С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на  лист пенопласта.  С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной 2 мм. Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки. Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью пилки. Срезаем лишние края. И так заполняем весь рисунок.  Делаем рамку.

Ведущий: Чтобы приступить к работе давайте вспомним правила безопасности при работе с острыми предметами.

«Техники безопасности при работе с ножницами»

  1. Резать ножницами только над своим рабочим местом.
  2. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
  3. При работе не держи ножницы концами вверх.
  4. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
  6.  Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
  7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Молодцы правила техники безопасности повторили.

Динамическая пауза

Чтобы снять напряжение глаз мы с вами проведем гимнастику для глаз.

Движение глазами без движений головой:

- Зажмуривание глаз и расслабление (3-5 раз).

- Вверх-вниз (3-5 раз).

             -влево – вправо (3-5 раз).

            -нарисовать круги глазами (влево и вправо по 2 круга).

            - нарисовать глазами горизонтальную восьмерку.

             - нарисовать глазами вертикальную восьмерку.

Глаза закрыть. Отдых 10—15с.

            Теперь приступаем к выполнению работы.

  1. Практическая часть:

                Изготовление картины детьми.

               Оказание помощи при работе.

                    Подведение итогов.

  Ведущий: Сегодня вы познакомились с одной из видов технологий лоскутного мастерства - кинусайга, получив определенный знания, умения и навыки на занятии, вы можете продолжить эту работу самостоятельно, и научить других детей или взрослых. Спасибо за проделанную работу и проявленные творческие способности. На этом мастер – класс закончен.

Спасибо за работу.

А теперь в станем в круг: игра «Встретимся опять»

Все дети встают в круг, протягивают вперед руку (получается пирамида из ладошек) и говорят «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять».

Список используемой литературы

  1. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики//М.Максимова, М.Кузьмина: М.- «ЭКСМО -Пресс», 1998. – 109с.
  2. Художественное лоскутное шитьё: учебно – методическое пособие для  учителя. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил. («Школа и производство» Библиотека журнала». Вып. 21.)
  3. Дамские рукоделия. Пэчворк - искусство вдохновения - http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329\
  4. Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 - http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/ 
  5. Лоскутное шитье. От истоков до современности // - http://www.museum.ru/N20175 
  6. гимнастика для глаз. Источник: https://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-shkolnikov

                               G:\открытые занятия\фото итогового занятия кинусайга\20180425_153108.jpg

                                           

                                     C:\Users\Вера\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180406_172445.jpg

                                     G:\открытые занятия\фото итогового занятия кинусайга\20180425_154711.jpg

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект «Вместе с родителями мастерим, лоскутки ткани в куклу превратим»

Очень часто стала замечать, что детей старшего возраста заинтересовывают знания  о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и те...

Мастер-класс по теме : "Кинусайга – пэчворк без иглы": "Пасхальная курица"

Представляю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов  по  изготовлению панно из цветных лоскутков ткани на пенопласте (в технике кинусайга)....

Программа краткосрочной образовательной практики «Панно в технике пэчворк без иглы» (художественно – эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. Кинусайга – средство развития мелкой моторики рук. Развивает точность, координацию движения пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, творческие спосо...

Конспект занятия по ООД Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) в технике пэчворк Тема: «Лоскутная мозаика. Золотая рыбка»

учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористки и техники безопасности при работе с острой палочкой....

Здравствуй лето! (коллективная аппликация из лоскутков ткани)

Тема: Здравствуй, лето!(Коллективная аппликация из лоскутков ткани). Принимали участие 8 детей.Цель: развивать и воспитывать худ.эст.вкус, эстет.восприятие, видеть цветовую гамму, познавательный ...

Конспект НОД по образовательной области художественно-эстетическое развитие в подготовительной групп на тему: «Весенние цветы» (в технике \'\'Кинусайга пэчворк \'\'без иглы)

Цель : Познакомить  с   новой техникой изображения ‘’Кинусайга – пэчворг’’ без иглы.Задачи:Познакомить детей с частями цветов;Развивать представление детей...