Статья на тему "Сказка как метод обучения детей игре в шахматы"
статья (средняя группа)

Римма Ивановна Конакова

Сказки - это своеобразный язык общения между взрослыми и детьми и еще один эффективный метод обучения детей шахматам. Читая сказку, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в фантастический мир сказки про шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки – это своеобразный язык общения между взрослыми и детьми и еще один эффективный метод обучения детей шахматам. Читая сказку, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в фантастический мир сказки про шахматы.

Сказка «Шахматный Теремок».

Цель: познакомить детей с шахматными фигурами.

Задачи: Обогащать словарный запас слов детей.

Воспитывать чувства коллективизма. Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки.

Оборудование: домик, напольная шахматная доска и шахматные фигуры, музыкальный центр.

Предварительная работа: Знакомство с шахматной доской и  шахматными фигурами.

Мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто может жить в теремке?

Дети: Герои сказки: «Теремок»

Воспитатель: А если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то каких героев можно поселить в него?

Дети: шахматные фигуры

Воспитатель: Давайте представим, что волшебник заколдовал героев «Теремка» и превратил их в шахматные фигуры, чтобы получилось тогда?

Дети: «Шахматный теремок»

Воспитатель: Было бы интересно посмотреть такую сказку, а вы сможете показать?

Дети: покажем сказку новую, интересную.

Ход мероприятия.

Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые!

 Почетные и молодые!

Женатые и холостые.

Сейчас начнется представление.

Всему саду на удивление.

Мы расскажем вам сказку старинную,

Ни шибко короткую, но и не шибко длинную.

Как на горке, на крутой стоит терем расписной.

Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.

Кто там по полю бежит

И сухой травой шуршит?

Это маленькая пешка

Ищет на зиму домишко.

ПЕШКА:

Это что за теремок?

Есть крылечко и порог…

Посмотрю - ка я поближе…

Посмотрю - ка я выше, ниже…

До чего же дом хорош!

Лучше дома не найдешь.

Пойду позову:

Эй, хозяева, ау!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ни ответа, не привета

И хозяев, значить нету!

Воспитатель:

Пешка вымыла крылечко.

Затопила жарко печку.

Подметает пешка пол,

Накрывает пешка стол.

На зеленую опушку

Прискакал волшебный белый конь.

КОНЬ:

Это что за теремок?

Из трубы идет дымок!

Подскачу - ка я поближе,

Посмотрю - ка я выше, ниже…

Подойду и позову:

Эй, хозяева, ау!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

 

Я - пешка маленькая, да удаленькая. А ты кто?

КОНЬ:

Я волшебный черный конь.

В перебежках знаю толк,

Вихрем мчуся по лугу,

Посмотрите, как  скачу.

Хочешь тоже научу? И – го - го

Воспитатель

 Поселились пешка и конь в теремке

Стали жить да поживать

И друг другу помогать.

Вдруг откуда не возьмись

К теремочку ладья приплыла.

ЛАДЬЯ:

Это что за теремок?

Подойду - ка я поближе,

Посмотрю - ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

ПЕШКА:

Я пешка маленькая, да удаленькая. А ты кто?

КОНЬ:

Я волшебный черный конь.

Вместе: А ты кто?

ЛАДЬЯ:

Я - ладья упрямая и хожу лишь прямо

Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок

Стою на самом краю, путь откроют - пойду.

Вместе: А что ты умеешь делать?

ЛАДЬЯ:

Я умею делать гимнастику, хотите и вас научу?

Знают все, что физкультура

Сильной делает фигуру.

Выходите по порядку

На веселую зарядку!

Мы сначала потянулись, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развели, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашли (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать (погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

Воспитатель:

 Вот живут они втроем: ладья, волшебный белый конь, пешка маленькая, да  удаленькая.

Тут по полю мимо слон шагал.

В слух о чем - то размышлял.

Увидал он теремок
и решил заглянуть на огонек.

СЛОН:

Это что за теремок

Из тубы идет дымок.

Подойду - ка я поближе,

Посмотрю - ка выше, ниже.

Жаркий выдался денек,

Может здесь найду воды глоток.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

ПЕШКА:

Я пешка маленькая, да удаленькая.

КОНЬ:

Я волшебный черный конь.

ЛАДЬЯ: Я ладья, стройна как статуя.

Вместе: А ты кто?

СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

Пустите меня в теремок жить.

ВМЕСТЕ: А что ты умеешь делать?

СЛОН:

Буду верно вам служить,

Буду терем сторожить.

Воспитатель:

Вот живут они в теремочке, теремке

Сделав дело, отдыхают смело.

Вдруг по лугу ферзь идет,

Песни весело поет.

ФЕРЗЬ:

Я шагаю, я шагаю,

Песни славно распеваю.

 И надеялся в пути

Я приют себе найти.

Это что за теремок?

Подойду - ка я поближе,

Посмотрю - ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

ПЕШКА:

Я пешка маленькая, да удаленькая.

КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя

СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

Вместе: А ты кто?

ФЕРЗЬ:

Я -  ферзь могучий, в своей стране я самый лучший

Вместе: А что ты умеешь делать?

ФЕРЗЬ:

Играть на музыкальных инструментах.

Воспитатель

Стали шахматные фигуры с ферзем жить.

Вместе терем убирают,

И друг другу помогают.

Вдруг откуда не возьмись

Появился на лугу белый король.

Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:

 КОРОЛЬ

Я с доскою в руках

На высоких каблуках

Я прошел хороший путь,

Надо где-то отдохнуть.

Это что за теремок?

Подойду - ка я поближе,

Посмотрю - ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

пешка: Я пешка маленькая, да удаленькая.

КОНЬ:

Я волшебный черный конь.

ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя

СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

ФЕРЗЬ:

Я ферзь могучий, в своей стране я самый лучший

Вместе: А ты кто?

КОРОЛЬ:

Я -  король,

самая главная фигура в шахматной стране.

Вместе: А что ты умеешь делать?

КОРОЛЬ:

Я умею играть в шахматы.

Хотите и вас научу?

Вместе: Хотим

Воспитатель:

Вшестером теперь живут,

Вместе песенки поют.

Подметают и стирают,

Варят кашу и кисель.

Вот такая карусель.

Хорошо у них мы видим,

В тесноте, да не в обиде.

Песня про дружбу из мультфильма «Крошка Енот».

После песни все артисты берут шахматные доски в руки, делают зрителям поклон и уходят.

Воспитатель: Вот такая сказка получилась у нас, надеюсь, вам понравилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков...

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...

Дидактические игры и игровые задания для обучения детей игре в шахматы.

Представлена подборка игр и игровых заданий для обучения детей игре в шахматы....

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...