«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
статья

«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Анализ психолого – педагогической литературы

Прежде чем приступить к работе над конкретной темой «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников», я изучила и проанализировала научно – методическую и психолого педагогическую литературу по теме: «Театрализованная деятельность в детском саду».

«Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева. «Театрализованные игры дошкольников» Л. В. Артемова.

«Театрализованная деятельность в детском саду» А. Е. Антипина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatralizoannoy_deya-ti.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Анализ психолого – педагогической литературы

Прежде чем приступить к работе над конкретной темой «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников», я изучила и проанализировала научно – методическую и психолого педагогическую литературу по теме: «Театрализованная деятельность в детском саду».

«Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева. «Театрализованные игры дошкольников» Л. В. Артемова.

«Театрализованная деятельность в детском саду» А. Е. Антипина.

Таким образом, изучив психолого - педагогическую литературу я пришла к выводу, что используя данный материал в практике своей работы, можно повысить интерес к театрализовано - игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Цель: Повышение интереса детей к театрально - игровой деятельности.

Задачи в работе с детьми:1. Развивать умения взаимодействовать с партнёром. 2. Пробуждать интерес к театрально - игровой деятельности.3 Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

4. Формировать интерес и потребности в чтении. 5 Развивать умение слушать произведение внимательно, не отвлекаясь.

6Формировать умение понимать содержание произведения, давать им элементарную оценку; умение рассматривать иллюстрации, воспроизводить по ним текст; умение пересказать сказку. Свою практическую работу я построила следующим образом:

1 .Работа с детьми (совместная деятельность педагога и детей). 2. Работа с родителями. 3. Работа с воспитателями. 4. Создание развивающей среды.

В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников». При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва.Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми), я включала театрализацию во все виды детской деятельности.

Работая над темой опыта, внесла изменения в предметно - развивающую среду: оформила «Театральный уголок». Изготовила пособие для театрализованных игр «Волшебный теремок», обновила театр шапок и настольный театр. Вместе с родителями позаботились о том, чтобы в театральном уголке появились новые перчаточные и пальчиковые герои. Пополнила книжный уголок красочно иллюстрированными русскими народными сказками, предусмотренными программой.

Разработала рекомендации и консультации для родителей и воспитателей.

Методы применяемые в работе с детьми:1 .Игровые. 2. Наглядные. 3. Словесные.

Приёмы применяемые в работе с детьми:

1 .Чтение художественнойлитературы. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Дидактическая игра 4. Театрализованные игры и драматизация. 5. Танцевальное и песенное творчество 6. Литературные игры и викторины. 7. Художественное творчество. 8. Подвижные игры.

Первые спектакли, которые мы поставили были «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.

Участвуя в театрализованных играх, дети стали участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дало им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно с театрализованной игрой я прививаю им устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

В работе с родителями по данной теме необходимо решить задачи, которые я поставила перед собой:1 .Раскрыть перед родителями роль повышения интереса детей к театрально -игровой деятельности.2. Установить преемственность в работе с семьёй.3. Искать пути естественного включения семьи в процессе воспитания ребёнка.

Проделанная мною работа способствовала развитию у детей интегративных качеств:

«Любознательный, активный»:проявляют интерес к различным видам игр; любят слушать новые сказки, с большим интересом рассматривают иллюстрации в книгах, участвуют в обсуждениях; пытаются петь, подпевать, двигаться под музыку.

«Эмоционально отзывчивый»:умеют проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим; делают попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь; эмоционально - заинтересованно следят за развитием действий в играх драматизациях и кукольных спектаклях; пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.«Способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками»:умеют в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками; умеют делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.

Работа с родителями:

1 .Индивидуальные беседы, консультации. 2. Родительские собрания в форме мастер классов. 3. Стендовые консультации и рекомендации. 4. Привлечение к оформлению развивающей среды группы. 5  Детско  - родительские выставки рисунков. б. Анкетирование.

Работа с педагогами:

1. Педагогические советы. 2. Открытые мероприятия. 3. Консультации и рекомендации. 4. Семинары – практикумы.

Результаты педагогической деятельности

Благодаря проделанной работе:•дети освоили невербальные свойства общения (жесты, мимика, движения) ;*речь детей стала более связной, выразительной; расширился их словарный запас;*дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;*

стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;*у детей появился интерес к театру, русской народной сказке, книге, к искусству вообще.

 Наблюдая положительную динамику проводимой работы, считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми. В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром, больше привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу .В театрально-игровой деятельности происходит и социально- личностное развитие- дети сочиняют и разыгрывают сказки вдвоем, втроем, то есть возникает необходимость слушать друг друга, проявлять согласованность действий с партнерами, При сочинении сказок можно задавать нужные темы, например, о нормах и правилах взаимоотношений людей. Интерпретируя свои представления в сказках и историях, показывая эти истории малышам, дети лучше усваивают эти правила(представления о доброте, честности, отрицательное отношение к  лживости ,жестокости справедливости правила(представления

Занятия в театре кукол состоят из нескольких этапов. На первом я предлагаю детям посмотреть несколько сценок разыгрываемых мной. Затем дети выбирают героя и учатся говорить и, одновременно двигать ручками. Они могут просто поздороваться, назвать себя. После знакомства с ширмой, детям предлагается представить своего героя (придумать имя, похвалить себя, например: «Здравствуйте, я-Лягушка-Веселушка, зеленая как елка, прыгучая как кузнечик, люблю петь песни на болоте» (Настя Б.) Поощряется подбор образных характеристик. Зрители с удовольствием откликаются и наиболее активные дети поддерживают диалог. Затем ребенок придумывает диалог с двумя куклами, стараясь передать голосом, интонацией и движениями характеры своих героев. Ребенку проще сначала одному говорить за двоих. Одновременно дети учились навыкам кукловождения- кто говорит, тот и двигается, нельзя «выскакивать из-под земли» (исключая волшебников, надо постепенно выходить сбоку.

На втором этапе идет работа в парах. Дети выбирают кукол и разыгрывают диалоги-импровизации. Иногда они повторяют сценки, разыгранные мной, но постепенно начинают придумывать свои, включая песенки, отражая события своей жизни. Это очень важный этап – детям необходимо научиться прислушиваться к партнеру, реагировать на его слова, вести диалог. В группе созданы условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей и, наблюдая за ними, могу отметить, что интерес детей к театрально-игровой деятельности становится все более устойчивым.

На третьем этапе мы готовимся к спектаклю. Подготовка строится обычно по следующей схеме: дети объединяются в группы по 2-3 ребенка, выбирают героев и придумывают сказку.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т. д.

Все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [1; 5].

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.) . С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Поэтому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями. Таким образом, в режиссерской игре ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержаниережиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов, возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

На протяжении дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.) .

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер [20; 286]. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы – би-ба-бо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.

Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная предэстетическая деятельность. Ее главными признаками являются, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций, она обобщенно не отражает действий воображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное имитирование: наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной игры-драматизации является то, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он сам на себя берет, но и то, ка он это делает, открывает, на сколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия других людей.

Характерным для игр-драматизаций является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно показывает, что эти два вида отношений ребенка нетождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут появляться (и явно, и открыто) весьма неблагополучные взаимоотношения [26; 6].

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Развитие проблемы театрализованных игр дошкольников рассматривала Л. В. Артемова, замечая, что все ныне существующие практические рекомендации к театральным играм сводятся в основном к разработке сценариев по литературным произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли. Автор также считает, что дети редко участвуют в изготовлении атрибутов, декораций для спектаклей. Так как пантомима является ведущим изобразительным средством, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержания реплик, это дает простор для творческого преобразования сюжета [1; 37].

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание) .

 Психолого - педагогические условия развития театрализованной деятельности у старших дошкольников

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых– Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Н. Карпинской, Л. Фурминой и другими, было установлено:

1) Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина) [44; 14]. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

2) Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно- образной выразительности (Кофман) [22].

3) В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях:

на первом – дети коллективно воспроизводят текст сказки;

на втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.) ;

на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т. п. [12; 8].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Буклет для родителей о театрализованной деятельности: содержание, этапы формирования зрительской культуры, условия....

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Цели, задачи, материалы педагогического опыта, диагностики,мониторинг....

“РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ”

Свобода действий в этом направлении дает детям безграничные возможности. В игре они развивают воображение, тренируют память, мышление, активизируют словарь, улучшают речь....

Опыт работы на тему " Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников"

В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей и диагностике детского дарования уже в дошкольные годы. ...

«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

quot;Театрализация-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя он познает окружающий мир."...

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Роль театрализованной деятельности  в развитии дошкольников...