Выставка репродукций русской живописи «Мир профессий».
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Юлия Гарриевна

Выставка репродукций русской живописи «Мир профессий» размещена на лестницах ГБДОУ перед входом в наши группы. Выставка представлена тремя разделами:

  • Первый раздел (первая лестница ГБДОУ) называется «Профессии и труд взрослых»;
  • Второй раздел выставки посвящен советскому плакату «Педагогические плакаты» (вторая лестница ГБДОУ).
  • Третий раздел выставки посвящен картинам, на которых изображены «Дети, обучающиеся различным видам творческой деятельности» (третья лестница ГБДОУ):

Выставка подготовлена нами в рамках работы по ранней профориентации детей старшего возраста, а также для родителей и коллег.

Выставка так же сопровождалась виртуальным интернет-аналогом и подробными релизами в группе детского сада в социальных сетях в ВКонтакте.

Ссылки на релизы о выставке:

https://vk.com/public185959688?w=wall-185959688_2627

https://vk.com/public185959688?w=wall-185959688_2628

https://vk.com/public185959688?w=wall-185959688_2674

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx46.15 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к Выставке репродукций русской живописи «Мир профессий».

Выставка репродукций русской живописи «Мир профессий» размещена на лестницах ГБДОУ перед входом в наши группы «Знайки» и «Говорушки». Выставка представлена тремя разделами:

  • Первый раздел (первая лестница ГБДОУ) называется «Профессии и труд взрослых»;
  • Второй раздел выставки посвящен советскому плакату «Педагогические плакаты» (вторая лестница ГБДОУ).
  • Третий раздел выставки посвящен картинам, на которых изображены «Дети, обучающиеся различным видам творческой деятельности» (третья лестница ГБДОУ):

Выставка подготовлена нами в рамках работы по ранней профориентации детей старшего возраста, а также для родителей и коллег.

Выставка так же сопровождалась виртуальным интернет-аналогом и подробными релизами в группе детского сада в социальных сетях в ВКонтакте.

Ссылки на релизы о выставке:

https://vk.com/public185959688?w=wall-185959688_2627

https://vk.com/public185959688?w=wall-185959688_2628

https://vk.com/public185959688?w=wall-185959688_2674

         Ранняя профориентация в дошкольном образовании – это не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, которая обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Согласно ФГОС, мы работаем на уровне «формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества», «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе» (пункт 2.6 образования).

ФГОС определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства (пункт 4.6)

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

Основные задачи трудового воспитания, согласно Примерной Программы Воспитания.

  1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Для достижения целей и решения задач ранней профориентации, перечисленных выше, в дошкольном образовании применяются различные педагогические технологии:

  • Технология макетирования
  • Технология музея
  • Проектные технологии
  • Игровые технологии
  • Цифровые технологии

Мы остановились на использовании технологии музея. Безусловно, мы понимаем, что в педагогической музейной технологии именно мини-музею принадлежит ведущая роль. Но, мы в этом году уже создали с детьми два мини-музея «Мир динозавров» и «Город мастеров». Поэтому решили остановиться на идее создания тематической выставки репродукций русской живописи «Мир профессий» для детей, родителей, коллег. Подчеркиваем, что мы сделали не только виртуальную интернет выставку, а реальную с настоящими картинами.

Мы планировали, достигая целей и решая задачи ранней профориентации, также учить детей понимать живопись и в целом знакомить с таким малознакомым детям, на наш взгляд, типом музея, как музеем, посвящённому изобразительному искусству и правилам поведения в нем.

Получилась многоцелевая задумка: Профориентация + Живопись + Музей

Такой подход на наш взгляд - очень актуален.

Актуальность выставки:

1.   Картины с изображением людей труда, детей обучающихся ремеслу — это не только источник знаний о профессиях взрослых, но что важнее, наглядный воспитательный образец для дошкольника и пример напряжения физических, умственных и нравственных сил в решении трудовых задач взрослыми и детьми в истории нашей страны. Что безусловно важно в контексте трудового воспитания дошкольников, который должен вернуться на прежний уровень значимости, как это было в предыдущие годы.

2. Мы воспитываем юных петербуржцев, а Петербург – это неоспоримо центр музеев изобразительного искусства, картинных галерей, различных художественных арт-пространств.  

3. Живопись воспитывает художественный вкус, эстетическую взыскательность, понимание подлинного искусства.

Но где же живопись в группах детских садов? Ее очень мало или совсем нет. Возможно, это проблема оснащения. Наша выставка репродукций русской живописи отчасти решает эту проблему, т.к. любой воспитатель может снять картину со стены и провести занятие. Наша выставка – это вклад в копилку возможностей всего детского сада.

Теперь непосредственно о содержании выставки репродукций русской живописи «Мир профессий».

  • «Профессии и труд взрослых» (первая лестница, первая часть) вошли репродукции:

"Няня детского сада Нина", П.Г. Григорьев – Савушкин, 1964г.

"Возвращение к жизни". С.Г. Григорьев, 1961 – 1964 г. г.

«Музыкальное утро. Памяти педагога С.Д. Осиповой», Мелихов Г.С., 1980

«Текстильщицы», Дейнека А. А., 1927

«Парикмахер», М.Ф. Ларионов, 1907

"Крестьяне", З.Е. Серебрякова, 1914

"Булочник", Б.М. Кустодиев 1920

"Торговка овощами", Б.М. Кустодиев 1920

Для решения задач ранней профориентации мы отбирали картины жанровой живописи и портреты. Первый принцип отбора, на который мы опирались – это содержание картины, ответ на вопрос: что изображено?

Созданный художником образ профессии должен быть понятен нашим детям. Идея, тема произведения, должны быть близки социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отражающие гуманные отношения людей: забота, внимание, чуткость, радушие, доброта, отзывчивость. Конечно, также учитывались возрастные особенности детей, уровень интеллектуального и эмоционального-эстетического развития.

При отборе картин, также мы учитывали средства выразительности, отвечая на вопрос: как изображено? Т.к. имеет значение и колористическое и композиционное решение художника.

В выставку были включены как картины реалистичного стиля, так и картины других направлений живописи. Мы включили, например, картину А.А. Дейнека «Текстильщицы», которая отличается манерой исполнения: ритмичным изображением линий, обобщенностью, стилизованностью.

Мы изначально старались подбирать картины из коллекции «Государственного Русского музея», чтобы подчеркнуть наш особый уникальный региональный компонент. Безусловно, так и получилось: большинство картин – это картины Государственного Русского музея.

  • Второй раздел выставки посвящен советскому плакату. Мы подобрали ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЛАКАТЫ советского времени. Яркие, креативные, не утратившие актуальности и сегодня плакаты для детей и их родителей!

Воспитывай в себе любовь к труду! Делай сам! Помогай родителям! Становись летчиком! Мечтай о создании космических кораблей! Трудись!

            Золотые слова! Нам хотелось выступить своеобразной агитбригадой! Актуализировать, подчеркнуть важность трудового воспитания дошкольников, напомнить родителям об этом!

  • Третий раздел выставки посвящен картинам, на которых изображены «Дети, обучающиеся различным видам творческой деятельности»: игре на музыкальных инструментах, рисованию, балету. В эту часть выставки вошли репродукции:

«Девочки-сильфиды» (Балет "Шопениана"), Серебрякова З.Е., 1924

«Мальчик с балалайкой», Заболотский П.Е., 1835г.

«Маленькая балерина», Волегов В., 2009г.

«Девочки у рояля», Серебрякова З.Е., 1922

«Мальчик со скрипкой», Макаров И.К., 1886

«Маленькая художница», Евгений Балакшин

«Портрет сына художника за мольбертом», Тропинин В.А., 1820-е

Идею использовать в работе по ранней профориентации с детьми именно полотна, на которых изображены дети, обучающиеся творческой деятельности мы подчерпнули у В.И. Савченко в ее пособии «Детям о творческих профессиях».

Мы надеялись, что дошкольникам будут близки эти произведения, ведь они отражают мир их сверстников. Возможно, картины помогут нашим детям рассказать о своих творческих устремлениях и мечтаниях о профессии. И безусловно, это также посыл нам взрослым: педагогам и родителям с целью обратить внимание на задатки, способности конкретного ребенка!

По сути, предлагаемые полотна знакомят детей и взрослых с творческими профессиями, для овладения которыми обучение необходимо начинать с детства: скрипач, балерина, художник и даже балалаечник. Но, также, возможно, что эти дети обучаются будущей профессии!

Итак, подведем итог: выставка репродукций русской живописи «Мир профессий» — это

  1. Великолепная коллекция наглядных материалов.
  2. Прекрасная возможность охватить всех участников образовательного процесса: воспитанников, их семьи, коллег.
  3. Дополнительная возможность вынести диалог по проекту за пределы детского сада в социум посредством интернета.
  4. Любая форма работы с детьми по картине – это дверь, за которой много дорог – беседа о конкретной профессии, о героях, изображённых на картине, беседы об истории создания картины и художнике, о музее, где хранится картина, беседы об истории нашей страны и многое другое.  

Ни одна наглядно-дидактическая сюжетная картинка не дает таких возможностей.

В заключении о непосредственной работе с детьми…

С представленной выставкой и ее отдельными картинами мы знакомили детей в рамках тематической Профориентационной недели в ходе культурных практик.

Ранняя профориентация должна носить, на наш взгляд, событийный контекст, а не прямое обучение. Событие – это то, что происходит, оставляет глубокий эмоциональный след…И мы использовали формат «экскурсии в музей, на выставку», но также «художественной гостиной», предполагающей свободное общение воспитателя и детей на предложенном художественном материале в группе.

Музейное пространство открывает широкие возможности для знакомства с миром профессий прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей.

Литература:

  1. В.И. Савченко, «Детям о творческих профессиях», СПБ, «Детство-Пресс»
  2. Р.И. Чумичева «Дошкольникам о живописи», Москва «Просвещение», 1992г.
  3. Н.А. Курочкина, «Знакомим детей с живописью», «Портрет», СПБ, «Детство-Пресс»
  4. Н.А. Курочкина, «Знакомим детей с живописью», «Жанровая живопись», СПБ, «Детство-Пресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи" в подготовительной группе.

Рассказать детям о Великой Отечественной войне, что она была освободительная, велась во имя мира, процветания благополучия нашей Родины; о том, как героев войны воспевали в своих произведениях художни...

Презентация "Образ Преподобного в русской живописи"

Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы э...

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ Женские образы в русской живописи

Материал педназначен для педагогов, и  может быть использован на педчасах, как консультация или Педагогическая Гостиная. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема ...

"Осень в русской живописи"

Предлагаемое интегрированное занятие помогает детям увидеть осень во всём её великолепии и понять: всё, что мы видим, чувствуем, о чём переживаем, можно передать разными средствами:словами, красками и...

Мужской портрет в русской живописи

Презентация Мужской портретв русской живописи состоит из 14 слайдов1 ый слайд - это заголовок. В презентации представленымужские русских художников. Это такие портреты, как: "Портрет А.С. Пу...

Презентация «Женский портрет в русской живописи»

Первый слайд -это заголовок. В презентации представлены женские портреты  русских художников. Это такие портреты, как: «Портрет неизвестной в розовом платье» (Ф.С.Рокотов), «Пор...

Знакомство с репродукциями русского художника И.И.Шишкина.26.01.22г.

Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина. Учить их воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы,  которую изобразил художник, формировать представление о выразительных сре...