Проект по социально-валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "В стране здоровой пищи"
проект (подготовительная группа)

Бороденко Милена Викторовна

Проект по социально-валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "В стране здоровой пищи"

  • Бороденко М.В воспитатель

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор муляжей овощей, фруктов и продуктов;
  • сбор плодов и трав для фито-чая;
  • подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
  • подбор пословиц, поговорок и загадок о пище, посуде и кухонной утвари.

2. Исследовательский:

  • изучение свойств муки, теста;
  • изучение вкусовых качеств продуктов;

3. Этап создания продукта по проекту:

  • получение соков из овощей и фруктов;
  • приготовление салатов (овощных, фруктовых, смешанных);
  • изготовление дидактической игры “Витаминный домик”;
  • оформление альбома семейных рецептов вкусной и здоровой пищи.

4. Заключительный:

  • обобщение результатов работы;
  • оформление выставки “Домашнее консервирование”, “Праздник поварского искусства”.

5. Защита проекта:

  • проводится в …;
  • в виде презентации альбома “Вкусные и полезные блюда наших бабушек”;
  • презентация новых блюд.                                                                          

 

 

Тематическое планирование по проекту «В стране здоровой пищи» (для подготовительной группы сада)

 

 

Тема занятия

Форма,

 методы,

средства

Характер познавательной деятельности /Характер содержания

 

Способ

подачи

информации

Ключевые понятия,

словарь

Мотивация

Дидактический материал, оборудование

1

Быт славян.

 

 

 

 

 

 

Подгруппа.

Словесный,

наглядный,

игровой.

Поисковый /

Описательный

Словесный, наглядный,

частично – практичес-кий, исследова-тельский.

Славяне; трапеза, каши, уха, мёд – пиво, колобки, тюря, ситный хлеб, калач; пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная, гречишная, гороховая и бобовая мука; бочки, кадки, лукошки, блюдо, ковш, чаша, горшок.

- развитие познавательного интереса к новой теме;

- получение

новой информации.

Репродукции: «Дом славян», «Кухонная утварь»,

«Посуда».

Старинная деревянная и глиняная посуда, берестяные туески, корзины.

Ручная мельница, сито. Русские народные сказки «Петушок и меленка», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Хлебные злаки, бобовые.

2

Кулинария Древней Руси.

3

Народная мудрость о питании (пословицы и поговорки о продуктах, еде, гостеприимстве).

Группа.

Словесный метод.

Репродуктив-ный , творческий
/ Теоретический

Словесный, наглядный.

 

«Хлеб - всему голова»,  «мужицкая еда», «не разумеет»,

«хлеб-соль».

- развитие познавательного интереса, памяти.

Книги: В.П.Аникина «Старинные русские пословицы и поговорки», Г.М.Науменко «Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно».

Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».

 

4

Классифицируем продукты животного и растительного происхождения.

Подгруппа.

Игровой метод.

Частично – творческий /

Описательный

Исследова-тельский.

Белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

- необходимость знаний для изучения последующих тем.

Д/игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде». Иллюстрации, плакаты.

 

5

Пища «полезная» и «вредная».

 

Группа.

Моделиро-вание

Поисковый/ Описательный

Исследова-тельский.

Полезный, вредный.

 

- обращение к личному опыту,

- развитие любознательнос-ти,

- саморазвитие.

 

Набор продуктов и иллюстраций. Д/игра «Хорошо – плохо».

6

Где живут витамины.

Экскурсия в аптеку (беседа по ОБЖ)

Подгруппа.

Словесный,

наглядный,

игровой.

Репродуктив-ный / Творческий

Словесный, наглядный, игровой.

Продукты животного и растительного происхождения.

 

- получение

новой информации.

 

Набор иллюстраций и муляжей продуктов, овощей, фруктов.

Д/игры: «Угадай по вкусу, по описанию»,

«Съедобное – не съедобное»,  «Витамины Е, Д, А – получается «еда».

7

Витамины и здоровье.

Дидактическая игра «Витаминный домик»

Группа.

Использование ТСО, видео,

моделиро-

вание

Познаватель-ный /

Теоретический

Игровой, исследова-тельский.

Витамины и их названия.

Витаминный, витаминосодержащий.

Иммунитет, цветущий вид.

 

- получение

новой информации,

- перенос знаний в новую ситуацию.

Дидактическая игра «Витаминный домик». Витамины в аптечной упаковке. Лимон, гранат, чёрная смородина и др. витаминоёмкие продукты.

8

Чтение авторского произведения - «Витаминная сказка».

Группа.

Словесный метод.

Творческий / Познаватель-ный

 

Словесный.

Полезный, вредный,

худой, хлипкий.

- возможность применения на практике,

- расширение кругозора.

 

И.А.Крупнова «Витаминная сказка», набор муляжей овощей и фруктов.

9

Продукты, которые не очень полезны здоровью: чипсы, батончики («Марс» и др.),  напитки («Пепси – кола») и др.

Группа.

Словесный, наглядныйметоды.

Поисковый / Эсперименталь-ный, исследовательский

Словесный, частично – практичес-кий

Сахаросодержа-щие продукты, избыток, красители.

- желание быть здоровым,

- обращение к личному опыту.

 

Набор продуктов и иллюстраций (о кариесе, различных нарушениях обмена веществ).

10

Играем в маркетолога: создание рекламы здоровой пище (задание для семьи дошкольника).

Семейные команды.

Словесный, наглядныйметоды.

Репродуктивно – творческий /

Творческий

Наглядный (иллюстра-тивный), словесный, игровой.

Полезно, вредно.

Реклама – пропаганда и агитация.

- интерес к практической деятельности,

- осуществление общественно – полезного дела.

 

Плакат / листовка.

11

1.Откуда хлеб пришёл?

 

2. Печём печенье.

Подгруппа.

Наглядный и практичес-кий методы.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Репродук-тивно - практичес-кий, исследова-тельский.

Злаки, плуг, борона, сеялка, мельница, комбайн, элеватор, Хлебзавод, пекарня, форма.

- развитие познавательного интереса,

- возможность применения на практике,

- обращение к личному опыту, - осуществление общественно – полезного дела

 

Плакаты «Путь хлеба к столу». Набор колосков и злаков, круп. Стихи, пословицы о хлебе. Мука, яйцо, соль, сахар, маргарин, изюм, формочки, разделочная доска, скалки, противень, скатерть, фартуки и колпаки.

12

Чтение детям сказки «Жила-была девочка» или «Крупеничка»

Группа. Словесный метод, эмпатия.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Словесный

Каравай, чулан, завет.

- развитие любознательности

Сказки. Набор колосков и злаков, круп, кофемолка. Стихи, пословицы о хлебе.

13

Откуда они родом? (география происхождения культурных растений)

Подгруппа.

Словесный, игровой, моделирование.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Игровой

Континенты: Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка.

- расширение кругозора,

- развитие познавательного интереса

Иллюстрации из книги «Культурные растения СССР», плакаты, глобус, карта мира.

Карточки с изображением культурных растений и плоские макеты материков.

 

14

Необычные блюда нашей семьи.

«Круглый стол» для детей и родителей

Познаватель-ный /Практический

Практичес-кий

Названия блюд.

Сытно, полезно, эстетично.

- воспитание гордости за членов семьи,

- утверждение личного статуса в группе,

- развитие интереса к практической деятельности.

 

Листовки с рецептами, готовые блюда.

15

Правила питания:

- разнообразие,

 - режим,

- сбалансированность,

- технология приготовления,

- настроение и эстетика.

Подгруппа.

Словесный,

игровой:

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Словесный

Режим, разнообразие, технология приготовления,

эстетика.

- желание быть здоровым,

- расширение кругозора

Логическая задача (цепочка): «Я не ем овощи и фрукты».

16

Культура поведения за столом. Чтение сказки П.И.Воробьёва «Капризка»

Группа. Моделиро-вание.

Репродуктивно – творческий /

Творческий

Игровой

Этикет, манеры.

- испытание игрового азарта,

- желание быть воспитанным

 

 

Книга Насонкина С.А. «Уроки этикета».

17

Посещение детского кафе

Группа.

Словесный метод, показ способов действий.

 

Репродуктив-ный /

Практический

Практичес-кий

Кафе, официант, сервировка, столовые приборы.

- желание быть воспитанным,

- возможность применения на практике полученных знаний

Посуда и приборы для сервировки стола

18

Экскурсия на луг «В гостях у Фармагнолиза».

 

Подгруппа.

словесный, наглядный,

практический методы.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Исследова-тельский.

Названия растений: тысячелистник, подорожник, ромашка, василёк, шиповник и др.

 

- получение информации,

- развитие познавательного интереса

Гербарий лекарственных растений. ОБЖ: «Внимание – ядовитые растения и грибы!».

Д/игра «Зелёная аптека».

19

Народное лечебное питание

«Круглый стол» для родителей

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Словесный

Целебный, лечебный.

- расширение кругозора,

- развитие любознательности.

Книги: В.Т.Лободин и др. «Как сохранить здоровье педагога». «Народный травник», «Лекарственные растения», «Книга о вкусной и здоровой пище».

 

20

Развлечение «Мы – ребята-поварята» (приготовление салатов и др. блюд)

Группа.

Конкурсы.

 

Репродуктивно – творческий /

Творческий

Игровой, практичес-кий

Соковыжималка, блендер

- саморазвитие,

- развитие интереса к практической деятельности,

- обращение к личному опыту.

 

Фартуки и колпаки, посуда и приборы для сервировки стола, соковыжималки, овощи и фрукты, оливковое масло.

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия;
  • работа проводится в организованное время и на занятиях кружка “Безопасность и Я” (во второй половине дня);
  • воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

  • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, творческой группой);
  • родителями воспитанников.

Практический выход:

  • презентация альбома “Вкусные и полезные блюда наших бабушек”;
  • викторина “Где живут витамины?”;
  • проведение “Праздника урожая”;
  • развлечение “Что нам осень подарила”;
  • поход участников проекта в детское кафе “Розовый слон”.

 

Приложения:

 

Дидактическая игра «Витаминный домик»

 

(автор В.Н.Кочергина, заместитель заведующей по ВМР, 

МДОУ ЦРР д/ сад № 26  г. Калининград)

 

         Из разноцветного картона вырезать квадраты (одинаковой величины) по числу основных витаминов (группы В, А, С, Д, Е, РР и др.) и прямоугольник. На лицевой стороне прямоугольника подписать: «Вода» - это будет «крыша». Квадрат «Минеральные соли» - будет «труба». Квадраты с надписями «Белки», «Жиры», «Углеводы» - «лягут» в «основание» дома. На остальных квадратах – надписи на лицевой стороне: «В», «А», «С», «Д», «Е» и т.д.

 

         На обратной стороне геометрических фигур подписать названия тех продуктов, которые содержат данные витамины, микроэлементы или питательные вещества:

А:  печень трески, морской окунь, сливочное масло, желток, морковь, тыква, салат листовой, помидор, абрикос, персик, шпинат, молоко, сливки, сметана.

В 1:  дрожжи, рис неочищенный, рожь, мясо, пшеница, горох, фасоль, желток.

В 2:  дрожжи, печень, почки, яйца, чай, кофе, какао, овощи.

В 6:  печень, почки, желток, мясо, горох, дрожжи.  

В12:  печень.

С:  шпинат, шиповник, лимон, чёрная смородина, капуста (и квашенная), лук, петрушка, апельсин.

Д:  рыбий жир, печень трески и камбалы, икра, печень, желток, молочные продукты.

РР:  дрожжи, арахис, неочищенный рис, печень, желток, крабы, креветки.

Калий:  шпинат, капуста, крапива, изюм, курага, виноград, картофель, бобовые, капуста.

Кальций:  молоко, творог, сыр, рыба.

Железо:  гранат, банан, желток, мясо, фрукты и овощи.

Магний:  печень, бобовые, горох, соя, овсянка, рожь.

Натрий:  поваренная соль.

Белки:  мясо, бобовые, злаки, рыба.

Жиры:  животные жиры, подсолнечное, кукурузное и хлопковое масло, арахис.

Углеводы:  фрукты, ягоды, овощи, картофель.

 

Ход игры

 

         Выстраиваем на плоскости модель дома. Педагог объясняет детям, что Домик – модель их здоровья, для которого необходимы все питательные вещества. Предлагает убрать любую деталь из «фундамента», «крыши» или самого «домика» и убедиться, что «домик» (т.е. здоровье) разрушится.

 

Дети делают вывод: все названные продукты необходимы для здоровья

 

Витаминная сказка

 

(дети старшей группы и И.А.Крупнова, педагог – организатор валеологической деятельности, МДОУ ЦРР д/ сад № 26 г. Калининград)

 

В одном царстве жили – были витаминки А, В, С и Д. Они жили дружно, но однажды поспорили:

- Я – самая главная, - сказала витаминка А, - без меня дети не будут хорошо видеть, будут медленно расти. А я помогаю расти, сохранять зрение, отвечаю за рост ногтей и волос. Меня много в печени, молоке, жирной рыбе и в желтке. Ещё меня встретите в оранжевых овощах и фруктах, в чернике.

- Нет, я  - главная витаминка, - сказала В, - ведь я поддерживаю работу сердца и нервной системы. Помогаю детям хорошо учиться, не уставать, не плакать без причин и спокойно засыпать. Скрываюсь я в горохе и бобах, хлебе, крупах, орехах, яйцах и мясе. Всё это любят ребята. А чтобы поддерживать хорошее настроение зимой – достаточно бананов, а летом – клубники.

         Витаминки Д и С не стали спорить. Они предложили посмотреть, что будет с ребятами, если они не будут есть сливочное масло, печень, сыр, рыбу, чёрную смородину, яблоки, красный перец, зелёный лук и капусту.

 И случилась беда: дети, которые не пили чай с шиповником, не ели апельсины, смородину и другие продукты, в которых «спрятались» витамины Д и С, стали часто болеть. Ведь витамин С, который живёт в продуктах – страж нашего здоровья, борец с микробами. А дети, которые не ели булки с маслом, варёные яйца, сыр к чаю, не принимали рыбий жир, стали часто жаловаться, что у них болят зубы, они медленно растут, слабее друзей.

         Думали, думали витаминки и решили, что все они нужны детям и без каждого из них может случиться беда с детским здоровьем.

 

Литература к проекту «В стране здоровой пищи»

 

1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., «Детская литература» , 1983.

2. Айдашева Г.А. Русские обряды (Зима. Весна. Лето. Осень). М., «Издательство Скрипторий 2000», 2004.

3. Вавилов Н.И. Пять континентов. Краснов А.Н. Под тропиками Азии. М., «Мысль», 1987.

4. Верзилин Н.М., Учитель ботаники. Ленинград, «Детская литература». 1984.

5. Вехов В.Н., Губанов И.А., Лебедева Г.Ф. Культурные растения СССР. М., «Мысль», 1978.

6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., Просвещение, 1985.

7.  Гурвич М.М. Как быть здоровым, или Семь правил домашней диеты. М., «Панорама», 1991.

8. Клёнская И.С. Чудесное зёрнышко. М., «Малыш», 1986.

9. Крупин В.Н.. Нынешний хлеб. М., «Малыш», 1988.

10. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Пб, «Детство-пресс», 1998.

11. Кузьмин Л.И. Жила-была девочка. М., «Малыш», 1988.

12. Лободин В.Т., Лавренова Г.В., Лободина С.В. Как сохранить здоровье педагога. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

13. Насонкина С.А. Уроки этикета. С-Пб, «АКЦИДЕНТ», 1997.

14. Науменко Г.М. Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. М., «Детская литература», 1991.

15. Носов Н.Н. Про репку. М., «Малыш», 1990.

16. Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. М., «Детская литература», 1977.

17. Полуянов И.Д. Деревенские святцы. М., «Технологическая школа бизнеса», 1998.

18. Попов С.В. Валеология в школе и доме. С-Пб., «Союз», 1998.

 

19. Тюриков В.И. Как Шермат себе рубашку вырастил. Ташкент, «Еш гвардия», 1982.

20. Ушинский К. Как рубашка в поле выросла. М., «Малыш», 1986.

21. Юсупов Н. Голубь и пшеничное зерно. М., «Детская литература», 1988.

22. Делу время, потехе час. М., «Детская литература», 1975.

23. Русская народная сказка «Крупеничка».

24. Журнал «Начальная школа» № 13/05 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект по социально-валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "В стране здоровой пищи"

  • Бороденко М.В воспитатель

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор муляжей овощей, фруктов и продуктов;
  • сбор плодов и трав для фито-чая;
  • подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
  • подбор пословиц, поговорок и загадок о пище, посуде и кухонной утвари.

2. Исследовательский:

  • изучение свойств муки, теста;
  • изучение вкусовых качеств продуктов;

3. Этап создания продукта по проекту:

  • получение соков из овощей и фруктов;
  • приготовление салатов (овощных, фруктовых, смешанных);
  • изготовление дидактической игры “Витаминный домик”;
  • оформление альбома семейных рецептов вкусной и здоровой пищи.

4. Заключительный:

  • обобщение результатов работы;
  • оформление выставки “Домашнее консервирование”, “Праздник поварского искусства”.

5. Защита проекта:

  • проводится в …;
  • в виде презентации альбома “Вкусные и полезные блюда наших бабушек”;
  • презентация новых блюд.                                                                          

 

 

Тематическое планирование по проекту «В стране здоровой пищи» (для подготовительной группы сада)

 

 

Тема занятия

Форма,

 методы,

средства

Характер познавательной деятельности /Характер содержания

 

Способ

подачи

информации

Ключевые понятия,

словарь

Мотивация

Дидактический материал, оборудование

1

Быт славян.

 

 

 

 

 

 

Подгруппа.

Словесный,

наглядный,

игровой.

Поисковый /

Описательный

Словесный, наглядный,

частично – практичес-кий, исследова-тельский.

Славяне; трапеза, каши, уха, мёд – пиво, колобки, тюря, ситный хлеб, калач; пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная, гречишная, гороховая и бобовая мука; бочки, кадки, лукошки, блюдо, ковш, чаша, горшок.

- развитие познавательного интереса к новой теме;

- получение

новой информации.

Репродукции: «Дом славян», «Кухонная утварь»,

«Посуда».

Старинная деревянная и глиняная посуда, берестяные туески, корзины.

Ручная мельница, сито. Русские народные сказки «Петушок и меленка», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Хлебные злаки, бобовые.

2

Кулинария Древней Руси.

3

Народная мудрость о питании (пословицы и поговорки о продуктах, еде, гостеприимстве).

Группа.

Словесный метод.

Репродуктив-ный , творческий
/ Теоретический

Словесный, наглядный.

 

«Хлеб - всему голова»,  «мужицкая еда», «не разумеет»,

«хлеб-соль».

- развитие познавательного интереса, памяти.

Книги: В.П.Аникина «Старинные русские пословицы и поговорки», Г.М.Науменко «Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно».

Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».

 

4

Классифицируем продукты животного и растительного происхождения.

Подгруппа.

Игровой метод.

Частично – творческий /

Описательный

Исследова-тельский.

Белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

- необходимость знаний для изучения последующих тем.

Д/игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде». Иллюстрации, плакаты.

 

5

Пища «полезная» и «вредная».

 

Группа.

Моделиро-вание

Поисковый/ Описательный

Исследова-тельский.

Полезный, вредный.

 

- обращение к личному опыту,

- развитие любознательнос-ти,

- саморазвитие.

 

Набор продуктов и иллюстраций. Д/игра «Хорошо – плохо».

6

Где живут витамины.

Экскурсия в аптеку (беседа по ОБЖ)

Подгруппа.

Словесный,

наглядный,

игровой.

Репродуктив-ный / Творческий

Словесный, наглядный, игровой.

Продукты животного и растительного происхождения.

 

- получение

новой информации.

 

Набор иллюстраций и муляжей продуктов, овощей, фруктов.

Д/игры: «Угадай по вкусу, по описанию»,

«Съедобное – не съедобное»,  «Витамины Е, Д, А – получается «еда».

7

Витамины и здоровье.

Дидактическая игра «Витаминный домик»

Группа.

Использование ТСО, видео,

моделиро-

вание

Познаватель-ный /

Теоретический

Игровой, исследова-тельский.

Витамины и их названия.

Витаминный, витаминосодержащий.

Иммунитет, цветущий вид.

 

- получение

новой информации,

- перенос знаний в новую ситуацию.

Дидактическая игра «Витаминный домик». Витамины в аптечной упаковке. Лимон, гранат, чёрная смородина и др. витаминоёмкие продукты.

8

Чтение авторского произведения - «Витаминная сказка».

Группа.

Словесный метод.

Творческий / Познаватель-ный

 

Словесный.

Полезный, вредный,

худой, хлипкий.

- возможность применения на практике,

- расширение кругозора.

 

И.А.Крупнова «Витаминная сказка», набор муляжей овощей и фруктов.

9

Продукты, которые не очень полезны здоровью: чипсы, батончики («Марс» и др.),  напитки («Пепси – кола») и др.

Группа.

Словесный, наглядныйметоды.

Поисковый / Эсперименталь-ный, исследовательский

Словесный, частично – практичес-кий

Сахаросодержа-щие продукты, избыток, красители.

- желание быть здоровым,

- обращение к личному опыту.

 

Набор продуктов и иллюстраций (о кариесе, различных нарушениях обмена веществ).

10

Играем в маркетолога: создание рекламы здоровой пище (задание для семьи дошкольника).

Семейные команды.

Словесный, наглядныйметоды.

Репродуктивно – творческий /

Творческий

Наглядный (иллюстра-тивный), словесный, игровой.

Полезно, вредно.

Реклама – пропаганда и агитация.

- интерес к практической деятельности,

- осуществление общественно – полезного дела.

 

Плакат / листовка.

11

1.Откуда хлеб пришёл?

 

2. Печём печенье.

Подгруппа.

Наглядный и практичес-кий методы.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Репродук-тивно - практичес-кий, исследова-тельский.

Злаки, плуг, борона, сеялка, мельница, комбайн, элеватор, Хлебзавод, пекарня, форма.

- развитие познавательного интереса,

- возможность применения на практике,

- обращение к личному опыту, - осуществление общественно – полезного дела

 

Плакаты «Путь хлеба к столу». Набор колосков и злаков, круп. Стихи, пословицы о хлебе. Мука, яйцо, соль, сахар, маргарин, изюм, формочки, разделочная доска, скалки, противень, скатерть, фартуки и колпаки.

12

Чтение детям сказки «Жила-была девочка» или «Крупеничка»

Группа. Словесный метод, эмпатия.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Словесный

Каравай, чулан, завет.

- развитие любознательности

Сказки. Набор колосков и злаков, круп, кофемолка. Стихи, пословицы о хлебе.

13

Откуда они родом? (география происхождения культурных растений)

Подгруппа.

Словесный, игровой, моделирование.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Игровой

Континенты: Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка.

- расширение кругозора,

- развитие познавательного интереса

Иллюстрации из книги «Культурные растения СССР», плакаты, глобус, карта мира.

Карточки с изображением культурных растений и плоские макеты материков.

 

14

Необычные блюда нашей семьи.

«Круглый стол» для детей и родителей

Познаватель-ный /Практический

Практичес-кий

Названия блюд.

Сытно, полезно, эстетично.

- воспитание гордости за членов семьи,

- утверждение личного статуса в группе,

- развитие интереса к практической деятельности.

 

Листовки с рецептами, готовые блюда.

15

Правила питания:

- разнообразие,

 - режим,

- сбалансированность,

- технология приготовления,

- настроение и эстетика.

Подгруппа.

Словесный,

игровой:

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Словесный

Режим, разнообразие, технология приготовления,

эстетика.

- желание быть здоровым,

- расширение кругозора

Логическая задача (цепочка): «Я не ем овощи и фрукты».

16

Культура поведения за столом. Чтение сказки П.И.Воробьёва «Капризка»

Группа. Моделиро-вание.

Репродуктивно – творческий /

Творческий

Игровой

Этикет, манеры.

- испытание игрового азарта,

- желание быть воспитанным

 

 

Книга Насонкина С.А. «Уроки этикета».

17

Посещение детского кафе

Группа.

Словесный метод, показ способов действий.

 

Репродуктив-ный /

Практический

Практичес-кий

Кафе, официант, сервировка, столовые приборы.

- желание быть воспитанным,

- возможность применения на практике полученных знаний

Посуда и приборы для сервировки стола

18

Экскурсия на луг «В гостях у Фармагнолиза».

 

Подгруппа.

словесный, наглядный,

практический методы.

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Исследова-тельский.

Названия растений: тысячелистник, подорожник, ромашка, василёк, шиповник и др.

 

- получение информации,

- развитие познавательного интереса

Гербарий лекарственных растений. ОБЖ: «Внимание – ядовитые растения и грибы!».

Д/игра «Зелёная аптека».

19

Народное лечебное питание

«Круглый стол» для родителей

Познаватель-ный /Теоретичес-кий

Словесный

Целебный, лечебный.

- расширение кругозора,

- развитие любознательности.

Книги: В.Т.Лободин и др. «Как сохранить здоровье педагога». «Народный травник», «Лекарственные растения», «Книга о вкусной и здоровой пище».

 

20

Развлечение «Мы – ребята-поварята» (приготовление салатов и др. блюд)

Группа.

Конкурсы.

 

Репродуктивно – творческий /

Творческий

Игровой, практичес-кий

Соковыжималка, блендер

- саморазвитие,

- развитие интереса к практической деятельности,

- обращение к личному опыту.

 

Фартуки и колпаки, посуда и приборы для сервировки стола, соковыжималки, овощи и фрукты, оливковое масло.

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия;
  • работа проводится в организованное время и на занятиях кружка “Безопасность и Я” (во второй половине дня);
  • воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

  • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, творческой группой);
  • родителями воспитанников.

Практический выход:

  • презентация альбома “Вкусные и полезные блюда наших бабушек”;
  • викторина “Где живут витамины?”;
  • проведение “Праздника урожая”;
  • развлечение “Что нам осень подарила”;
  • поход участников проекта в детское кафе “Розовый слон”.

 

Приложения:

 

Дидактическая игра «Витаминный домик»

 

(автор В.Н.Кочергина, заместитель заведующей по ВМР, 

МДОУ ЦРР д/ сад № 26  г. Калининград)

 

         Из разноцветного картона вырезать квадраты (одинаковой величины) по числу основных витаминов (группы В, А, С, Д, Е, РР и др.) и прямоугольник. На лицевой стороне прямоугольника подписать: «Вода» - это будет «крыша». Квадрат «Минеральные соли» - будет «труба». Квадраты с надписями «Белки», «Жиры», «Углеводы» - «лягут» в «основание» дома. На остальных квадратах – надписи на лицевой стороне: «В», «А», «С», «Д», «Е» и т.д.

 

         На обратной стороне геометрических фигур подписать названия тех продуктов, которые содержат данные витамины, микроэлементы или питательные вещества:

А:  печень трески, морской окунь, сливочное масло, желток, морковь, тыква, салат листовой, помидор, абрикос, персик, шпинат, молоко, сливки, сметана.

В 1:  дрожжи, рис неочищенный, рожь, мясо, пшеница, горох, фасоль, желток.

В 2:  дрожжи, печень, почки, яйца, чай, кофе, какао, овощи.

В 6:  печень, почки, желток, мясо, горох, дрожжи.  

В12:  печень.

С:  шпинат, шиповник, лимон, чёрная смородина, капуста (и квашенная), лук, петрушка, апельсин.

Д:  рыбий жир, печень трески и камбалы, икра, печень, желток, молочные продукты.

РР:  дрожжи, арахис, неочищенный рис, печень, желток, крабы, креветки.

Калий:  шпинат, капуста, крапива, изюм, курага, виноград, картофель, бобовые, капуста.

Кальций:  молоко, творог, сыр, рыба.

Железо:  гранат, банан, желток, мясо, фрукты и овощи.

Магний:  печень, бобовые, горох, соя, овсянка, рожь.

Натрий:  поваренная соль.

Белки:  мясо, бобовые, злаки, рыба.

Жиры:  животные жиры, подсолнечное, кукурузное и хлопковое масло, арахис.

Углеводы:  фрукты, ягоды, овощи, картофель.

 

Ход игры

 

         Выстраиваем на плоскости модель дома. Педагог объясняет детям, что Домик – модель их здоровья, для которого необходимы все питательные вещества. Предлагает убрать любую деталь из «фундамента», «крыши» или самого «домика» и убедиться, что «домик» (т.е. здоровье) разрушится.

 

Дети делают вывод: все названные продукты необходимы для здоровья

 

Витаминная сказка

 

(дети старшей группы и И.А.Крупнова, педагог – организатор валеологической деятельности, МДОУ ЦРР д/ сад № 26 г. Калининград)

 

В одном царстве жили – были витаминки А, В, С и Д. Они жили дружно, но однажды поспорили:

- Я – самая главная, - сказала витаминка А, - без меня дети не будут хорошо видеть, будут медленно расти. А я помогаю расти, сохранять зрение, отвечаю за рост ногтей и волос. Меня много в печени, молоке, жирной рыбе и в желтке. Ещё меня встретите в оранжевых овощах и фруктах, в чернике.

- Нет, я  - главная витаминка, - сказала В, - ведь я поддерживаю работу сердца и нервной системы. Помогаю детям хорошо учиться, не уставать, не плакать без причин и спокойно засыпать. Скрываюсь я в горохе и бобах, хлебе, крупах, орехах, яйцах и мясе. Всё это любят ребята. А чтобы поддерживать хорошее настроение зимой – достаточно бананов, а летом – клубники.

         Витаминки Д и С не стали спорить. Они предложили посмотреть, что будет с ребятами, если они не будут есть сливочное масло, печень, сыр, рыбу, чёрную смородину, яблоки, красный перец, зелёный лук и капусту.

 И случилась беда: дети, которые не пили чай с шиповником, не ели апельсины, смородину и другие продукты, в которых «спрятались» витамины Д и С, стали часто болеть. Ведь витамин С, который живёт в продуктах – страж нашего здоровья, борец с микробами. А дети, которые не ели булки с маслом, варёные яйца, сыр к чаю, не принимали рыбий жир, стали часто жаловаться, что у них болят зубы, они медленно растут, слабее друзей.

         Думали, думали витаминки и решили, что все они нужны детям и без каждого из них может случиться беда с детским здоровьем.

 

Литература к проекту «В стране здоровой пищи»

 

1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., «Детская литература» , 1983.

2. Айдашева Г.А. Русские обряды (Зима. Весна. Лето. Осень). М., «Издательство Скрипторий 2000», 2004.

3. Вавилов Н.И. Пять континентов. Краснов А.Н. Под тропиками Азии. М., «Мысль», 1987.

4. Верзилин Н.М., Учитель ботаники. Ленинград, «Детская литература». 1984.

5. Вехов В.Н., Губанов И.А., Лебедева Г.Ф. Культурные растения СССР. М., «Мысль», 1978.

6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., Просвещение, 1985.

7.  Гурвич М.М. Как быть здоровым, или Семь правил домашней диеты. М., «Панорама», 1991.

8. Клёнская И.С. Чудесное зёрнышко. М., «Малыш», 1986.

9. Крупин В.Н.. Нынешний хлеб. М., «Малыш», 1988.

10. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Пб, «Детство-пресс», 1998.

11. Кузьмин Л.И. Жила-была девочка. М., «Малыш», 1988.

12. Лободин В.Т., Лавренова Г.В., Лободина С.В. Как сохранить здоровье педагога. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

13. Насонкина С.А. Уроки этикета. С-Пб, «АКЦИДЕНТ», 1997.

14. Науменко Г.М. Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. М., «Детская литература», 1991.

15. Носов Н.Н. Про репку. М., «Малыш», 1990.

16. Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. М., «Детская литература», 1977.

17. Полуянов И.Д. Деревенские святцы. М., «Технологическая школа бизнеса», 1998.

18. Попов С.В. Валеология в школе и доме. С-Пб., «Союз», 1998.

 

19. Тюриков В.И. Как Шермат себе рубашку вырастил. Ташкент, «Еш гвардия», 1982.

20. Ушинский К. Как рубашка в поле выросла. М., «Малыш», 1986.

21. Юсупов Н. Голубь и пшеничное зерно. М., «Детская литература», 1988.

22. Делу время, потехе час. М., «Детская литература», 1975.

23. Русская народная сказка «Крупеничка».

24. Журнал «Начальная школа» № 13/05 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Страна Здоровья" совместно с родителями

Программное содержание:привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом ,вести здоровый образ жизни,- доставить детям и их родителям удовольствие от совместных занятий физкульту...

Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Будь здорова, Земля!»

Введение новых педагогических технологий в эколого-природоведческое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы от технократической к гумманистической. Все эт...

Конспект развлечения по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Страна Здоровья»

Конспект развлечения по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Страна Здоровья»...

Конспект развлечения по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Страна Здоровья»

Конспект развлечения по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Страна Здоровья»...