ИОМ
методическая разработка (средняя группа)

Екатерина Олеговна Горюнова

Рабочая программа с ребенком с нарушением речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_s_narusheniem_rechi.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАг. УЛАН-УДЭ

1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81

2корпус: 670011,г. Улан-Удэ, МКР 142,здание 5,  телефон 8(3012)37-84-45,8(3012)37-84-05

ОГРН 1020300903688, ИНН 0323099702, КПП 032301001 БИК 048142001 ОКАТО 81401368000

электронный адрес: det-sad84@mail.ru

Рассмотрено и принято                                      Утверждено:

на педагогическом совете № 1        Заведующий МБДОУ Д/с №84

«____»__________2022г.               «Снегурочка» г.Улан-Удэ

Протокол педсовета № 1              ___________ Налетова Н.И

От «____»___________2022г.          «_____»_____________2022г.

Индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося с

 нарушением речи

 дошкольного возраста в условиях ДОУ

2022– 2023 учебный год

Составила:  Горюнова Е.О

                

г.Улан-Удэ

2022г


                Содержание индивидуального образовательного маршрута

  1. Пояснительная записка.
  2. Общие сведения о ребёнке.
  3. Мониторинг развития интегративных качеств.
  4. Характеристика основных направлений развития по разделам программы.
  5. Тематическое планирование по неделям на учебный год.
  6. Работа с родителями.

1. Пояснительная записка.

Данный индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями речи

В разработке ИОМ участвовали специалисты ДОУ.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим нарушение речи.

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;

- способствовать усвоению образовательной программы дошкольного образования;

- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;

- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.

 2. Общие сведения.

 Ф.И.О. ребёнка: Максим Евгеньевич

 Дата рождения:12.03.2018

Домашний адрес: ул. Медицинская

Дата поступления в МБДОУ:

2.1 Краткие сведения о семье.

Ребёнок проживает с Мамой

Состав семьи: неполная,

Социальная характеристика семьи: благополучная (владеет культурой воспитания, мать морально устойчива, осведомлены об интересах ребёнка, поведении в детском саду)

Жилищные условия: отдельная квартира

Материальное положение семьи: малообеспечены.

Воспитанием ребёнка занимаются: мама

Мама: (Ф.И.О.); Надежда Алексеевна

Образование: Средне-специальное

Место работы: ООО Купель

2.2. По результатам комплексного психолого – медико - педагогического обследования установлен статус обучающего с задержкой речевого развития)

Заключение:

Парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.

Познавательная деятельность формируется не по  возрасту.

Реализуемая программа дошкольного образования  не усваивается.

Общее недоразвитие речи 1 уровня.

По результатам комплексного психолого – медико – педагогического обследования установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации: обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями речи.

3. Мониторинг развития интегративных качеств

                    МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Имя, фамилия ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое

развитие

Любознательность активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность

управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Дата проведения мониторинга

сен

май

сен

май

Сен

май

сен

Май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

Ребёнок

н

с

н

с

Н

с

с

С

н

с

н

с

н

с

н

с

4. Характеристика основных направлений развития по образовательным областям.

Актуальный уровень развития ребёнка по образовательным областям

Задачи педагога

Методы и формы работы

Планируемый результат

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности

- В играх со сверстниками не проявляет самостоятельность, творческое воображение и инициативу, не выполняет игровые правила и нормы, не согласовывает собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Формировать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный замысел с замыслами сверстников;

- умение договариваться, планировать и обсуждать совместные действия.

Косвенное воздействие:

- через игру, сказку, песню, музыку;

- использовать опыт хорошо играющих детей;

- привлечение к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей;

- обогащение социального опыта через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы).

Проявляет интерес к играм.

Навыки самообслуживания

- Не следит самостоятельно за чистотой одежды и обуви, не замечает и не устраняет непорядок в своем внешнем виде;

- не убирает за собой (постель после сна, игрушки после игры);

- не готовит материалы к занятиям, после занятия не убирает свое рабочее место.

Учить самостоятельно:

- следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе;

- аккуратно убирать за собой постель;

- своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

- Наглядный: картинки

алгоритмы, иллюстрации, демонстрация педагогом, мультфильмы;

- словесный: сопровождение демонстрации объяснениями, напоминание, чтение, оценка выполнения действия детьми;

- игровые, практические: сюрпризные ситуации, развлечение с игрушками, практические упражнения (многоразовое повторение), использование пособий, эксперименты, моделирование (задействование символов, знаков, предметов заместителей).

Стремится следить за своим внешним видом, одеждой обувью;

- помогать взрослому и товарищу в подготовке к занятиям;

- активен в самообслуживании.

Формирование основ безопасности

- Затрудняется называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии;

- имеет слабые представления о способах поведения в опасных ситуациях;

- не умеет обращаться за помощью к взрослым.

- Закреплять называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии;

- учить обращаться за помощью к взрослым;

- уточнять и расширять представления о способах поведения в опасных ситуациях.

- Наглядный: картинки, иллюстрации, демонстрация педагогом, мультфильмы; 

просмотр познавательных фильмов, мультфильмов;

мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать).

Словесный: отгадывание загадок; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; чтение художественной литературы.

- Игровой: игры 

(дидактические, подвижные, ролевые);

игровые тренинги;

«минутки безопасности»;

моделирование заданных ситуаций;

театрализованные представления;

- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения.

Знает называет и свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии;

- обращается за помощью к взрослому и товарищу;

- имеет представления

о способах поведения в опасных ситуациях.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

- Не устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями;

- не находит части целого множества, и целое по известным частям;

- не делит предметы на несколько равных частей;

- не сравнивает целый предмет и его часть;

- не измеряет длину предметов, отрезков прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер;

- не понимает зависимость между величиной меры числом.

Учить:

- делить предметы на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, используя условную меру;

-правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых));

- устанавливать соотношение целого и части, размера частей;

- находить части целого и целое по известным частям;

- измерять длину, ширину, высоту предметов, отрезки прямых линий с помощью условной меры;

- измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предмета) зависит от величины условной меры.

Использование дидактического материала; выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; использование сформированных представлений и основных действий в быту, игре, труде, в разнообразных видах деятельности.

Дидактические игры. (предметные, настольно-печатные, словесные)

При оказании стимулирующей, направляющей, словесной помощи педагога может:

- устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями;

- находить части целого множества, и целое по известным частям;

- делить предметы на несколько равных частей;

- сравнивать целый предмет и его часть;

- измерять длину предметов, отрезков прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.

Ознакомление с миром природы

- Не проявляет инициативу и творчество в познании природы;

- не умеет называть характерные признаки времен года и не соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;

- не устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Поддержать интерес ребенка к миру природы, создать условия для проявления инициативы и творчества;

- формировать желание самостоятельно добывать знания;

- учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

- соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;

- устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян).

- Наглядный: рассматривание альбомов растительного и животного мира, картин, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, познавательных видеофильмов.

- Практический: дидактические игры (о предметах, явлениях природы, растениях животных, на обобщение и классификацию);

предметные игры (с природным материалом); подвижные игры природоведческого характера;

опыты;

самостоятельный и совместный труд в центре природы;

самостоятельное и совместное ведение дневника наблюдения за погодой, оформление альбомов, лепбуков о временах года, подбирать картинки, фотографии, детские рисунки).

- Словесный:

словесные игры («Кода это бывает?», «Летает, бегает, прыгает и др.»);

беседы, рассказы, чтение художественной литературы.

Старается проявить инициативу и самостоятельность.

При оказании стимулирующей, направляющей,

словесной помощи педагога может:

- назвать характерные признаки времен года и соотнести с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;

- устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Образовательная область «Речевое развитие»

Общее недоразвитие речи 1 уровня:

- нарушение звукопроизношения: ламбдацизм, ротацизм, сигматизм шипящих и аффрикат;

- недостаточно сформирован лексико-грамматический строй речи;

- не сформированы

навыки связной речи;

- не сформирован звуковой анализ и синтез.

- Обогащать словарный запас ребенка и побуждать интересоваться смыслом слова;

- учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове;

- упражнять в согласовании слов в предложении;

- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;

- учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

- составлять рассказы о предметах, по набору карточек с последовательно развивающимся действием;

- упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности;

- учить делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части;

- выделять последовательность звуков в простых словах.

- Работа по сюжетным и предметным картинкам, с наборами картинок с последовательно развивающимся действием карточками-логопедками из серии «Вундеркинд», со схемами предложений, слоговыми схемами, со схемой звукового анализа.

- Игры и упражнения на обогащение словаря;

- на формирование лексико-грамматического строя речи («Распутай слова», «Мой, моя, мое, мои» и др.);

- на формирование навыков связной речи («Подбери картинку», «Где начало рассказа» и др.);

Заучивание стихов; чтение небольших рассказов и сказок, проговаривание чистоговорок.

Дыхательная и артикуляционная гимнастики.

При оказании стимулирующей, направляющей, словесной помощи педагога

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

Рисование

- Не может создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции;

- не умеет использовать разные материалы и способы создания изображений.

- Формировать умение передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветного решения;

- расширять набор материалов.

- Рассматривание альбомов «Городецкая роспись», «Дымковская», «Каргопольская игрушка» и др.;

- экспериментирование с различным материалом (гуашевыми, акварельными красками, сухой и жирной пастелью, угольным карандашом, гелиевой ручкой);

 - игры с природным материалом;

- игры и упражнения («Составь букет», «Угадай на что похоже», «Составь натюрморт» и др.).

Старается создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции;

- может использовать разные материалы и способы создания изображений.

Лепка

Не использует для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее;

 - не передает форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;

- не умеет обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

- Учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее;

- передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;

- обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Повторение основных приемов лепки (разминание, ощипывание, скатывание и др.);

- рассматривание «Филимоновской», «Богородской» игрушек;

- чтение сказок, рассказов, стихов;

- игры «Гончарная мастерская», «Мастерская скульптора»;

- Применяет разные приемы в лепке предметов, объектов;

- может лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения;

- старается обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Образовательная область «Музыкальное развитие» (по рекомендации музыкального руководителя)

Пение

- Не поет самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него

- Учить петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

- Слушание музыкальных произведений;

- пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок;

- заучивание песен;

- упражнения на развитие слуха и голоса.

- Музыкотерапия, беседы. - - - Музыкально-дидактические игры.

Поет коллективно.

Музыкально-ритмические движения

Не выполняет танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг, с приседанием, пружинящий и др.).

- Способствовать дальнейшему развитию танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

- Игры на музыкальных инструментах;

- упражнения на основе танцевальных движений и координацию движений (с предметами);

- музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма («Веселые подружки», «Передай ритм» и др.).

Старается выполнять танцевальные движения.

Образовательная область «Физическое развитие» 

- Не умеет выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

- Учить выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

- Упражнения для выполнения основных движений под разные музыкальные инструменты;

Старается выполнять.

5. Тематическое планирование по неделям на учебный год (праздников, событий, проектов и т.д.)

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

3

«Урожай»

4

«Краски осени»

Октябрь

1

«Животный мир» (птицы, насекомые)

2

«Я – человек»

3

«Народная культура и традиции»

4

«Наш быт»

Ноябрь

1

«Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Транспорт»

3

«Здоровей-ка»

4

«Кто как готовится к зиме»

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2

«Город мастеров»

3

«Новогодний калейдоскоп»

4

«Новогодний калейдоскоп»

Январь

1

Рождественские каникулы

2

3

«В гостях у сказки»

4

«Этикет»

Февраль

1

«Моя семья»

2

«Азбука безопасности»

3

«Наши защитники»

4

«Маленькие исследователи»

Март

1

«Женский день»

2

«Миром правит доброта»

3

«Быть здоровыми хотим»

4

«Весна шагает по планете»

Апрель

1

«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Встречаем птиц»

3

«Космос», «Поможем нашей планете»

4

«Волшебница вода»

Май

1

«Праздник весны и труда»

2

«День победы»

3

«Мир природы»

4

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

6. Работа с родителями:

Консультации:

  • «Возрастные особенности детей 3-4 года»; 
  • «Развитие речи ребёнка 3-4 года»;
  • «Развитие речи через игру»;
  • «Игры с мамой на кухне»;
  • «Как воспитать любознательного ребенка»:
  • «Ножницы – это не страшно»;
  • «Развитие творческих способностей у ребенка»,
  • «Что я знаю о птицах», «Что я знаю о животном и растительном мире»;
  • «Как рассказать ребенку о истории семьи и ее традициях»;
  • «Азбука безопасности для детей и родителей».

Папки-передвижки:

  • «Алгоритм одевания зимой (весной, летом, осенью)»;
  • «Безопасность на дороге», «Пожарная безопасность», «Основы безопасности

собственной жизнедеятельности».

Беседы:

  • «Здоровье детей после выходных»;
  • «Профилактика простудных заболеваний»;
  • «Режим – это важно для ребенка».

Подборка дидактических игр по образовательным областям «Играем дома».