Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"
консультация

Ципко Екатерина Александровна

Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с детьми, им нужна наша помощь.

Но прежде чем мы поговорим с вами о профилактической работе по данной проблеме, хотелось бы осветить вопрос, что же такое жестокое обращение, и что оно в себя включает.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"

Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с детьми, им нужна наша помощь.

Но прежде чем мы поговорим с вами о профилактической работе по данной проблеме, хотелось бы осветить вопрос, что же такое жестокое обращение, и что оно в себя включает.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  1. физическое,
  2. сексуальное,
  3. психическое насилие,
  4. пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психологической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

-отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Жестокое обращение подразумевает не только побои, пинки, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения ребенком, ранящие его душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Причины усиления тенденции жестокого обращения с детьми.

Исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей. В российских деревнях и селах до сих пор сохранилось исторически сложившееся положительное отношение к телесным наказаниям детей («За одного битого двух небитых дают»). При этом для родителей в качестве аргумента в их пользу достаточно того, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Социальные факторы.

Смена ценностных ориентиров стала причиной появления у многих людей чувства неуверенности в себе, тревоги и роста общей агрессивности. Это, в свою очередь, нанесло серьезный урон внутрисемейным отношениям, их стабильности. Неблагоприятная экономическая ситуация, резкая разница в уровне жизни населения. Впервые россияне столкнулись с таким хорошо известным в других странах явлением, как безработица.

Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в завышенных ожиданиях по отношению к своему ребенку или эмоционально жестоком обращении с ним.

Неблагополучная ситуация в семье:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, а также вернувшегося из мест лишения свободы;

- постоянные конфликты между супругами;

- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции.

Работа воспитателя по профилактике жестокого обращения с детьми.

Общеизвестно, что лучше не допустить какого-либо заболевания, чем иметь дело с запущенной болезнью. Однако порой мы пренебрегаем мерами профилактики и в случае возникших психолого-педагогических проблем довольно часто начинаем бить тревогу лишь тогда, когда эти проблемы становятся чересчур очевидными. Это непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Для ее решения необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Для того чтобы воспитатели могли взаимодействовать с родителями, они должны быть подготовлены к этой деятельности.

Предлагаем начать ее с самоанализа. Как оценить готовность воспитателя к работе с родителями? На доске записаны личные цели педагогов, отражающие их взаимодействие с родителями. Полученное разнообразие ответов иллюстрирует различие в исходных намерениях. Приведем варианты таких ответов:

- «Хочу, чтобы родители понимали, что я тут делаю с их детьми».

- «Хочу, чтобы улучшились отношения детей моей группы с их родителями».

- «Хочу, чтобы мне помогли, трудно все тащить на себе».

- «Хочу помогать родителям в решении их проблем с детьми».

- «Хочу, чтобы начальство от меня отстало».

Вопрос воспитателям, какой вариант они считают самым приемлемым. Очевидно, что наиболее оптимальной (ориентированной на интересы ребенка) является позиция воспитателя, содержащаяся во втором ответе, ибо все остальные являются в той или иной степени «Я-центрированными» и не отражают установки на сотрудничество.

Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться с людьми.

Как можно взаимодействовать с родителями? Перечислим самые общие формы участия родителей в работе дошкольного учреждения:

- помощь родителей детскому саду в целом (сбор материалов для занятий с детьми, разработка содержания игротеки и т. п.);

- участие в ежедневной работе группы (присутствие родителей в группе в период адаптации ребенка к детскому саду; помощь в повседневной работе педагога с детьми, при проведении экскурсий, в театрализованной деятельности и т. п.);

- участие родителей в принятии решений (создание родительского комитета).

Рекомендации специалистов педагогическому персоналу при необходимости краткосрочного контакта с запросом родителей о помощи придерживаться следующих правил:

- избегайте скоропалительных решений, поскольку родитель, обращающийся за помощью, возлагает на вас роль эксперта, и вы рискуете оказаться единственным ответственным за решение поставленной проблемы;

- вслушивайтесь в то, что говорится, нередко родителю бывает необходимо просто выговориться, поэтому важно убедить собеседника, что вы понимаете то, что он говорит («Если я не ошибаюсь, вы считаете, что...»), а не навязывать свое мнение («У вас явно проблема с...»);

- обговаривайте любое предложение простые фразы «Я предлагаю вам...» или «Сделайте то-то...» обычно оказываются бесполезными, поскольку следует обговорить несколько возможных вариантов решения проблемы, предоставив выбор самому родителю;

- соблюдайте конфиденциальность даже не оговаривая это особо, родитель, как правило, ожидает, что обсуждение волнующих его вопросов останется в тайне.

Как изучить семью? Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, опросы (беседы, анкетирование, интервью» тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.). Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.

Содержательную информацию о психологическом климате семьи педагог может получить также из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек» и т. д. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, изображение состава семьи (полный, уменьшенный, увеличенный). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования, спонтанные реакции детей и т. д.

Для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка, педагог может воспользоваться проективными методиками. Например, можно предложить детям разрешить следующие ситуации:

  1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
  2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
  3. Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  4. Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
  5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?

Распространенными методами изучения семейной микросреды дошкольников являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.

Как транслировать родителям положительный образ их ребенка? Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями родителя в отношении поведения ребенка в детском саду.

Поэтому демонстрация воспитателем своего доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителя каждого ребенка, показать и рассказать, чему ребенок научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности снять родительскую тревожность являются важнейшими основаниями в построении доверительных отношений между воспитателем и родителем. Такая работа является отражением общих гуманистических установок в общении взрослого с ребенком.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителя образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Назовем характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

- признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

- индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей обеспечения наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

- использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

- широкий спектр используемых тактик общения (создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения);

- определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:

- Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.

- Профилактика жестокого обращения с детьми:

- Трансляция родителям положительного образа ребенка;

- Работа по коррекции детско-родительских отношений;

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие? Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны. Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Для этого важно наличие не какого-то одного признака, а сочетание нескольких признаков:

  • ребенок плохо развивается его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок демонстрирует изменчивое поведение оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;
  • у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне;
  • ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
  • ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны;
  • для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
  • к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка необязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на этого ребенка, но и на его родителей.

Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия? Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения.

Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

- Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.

- Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

- Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан.

- Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

 - Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

К кому обращаться за помощью: полиция, юридические консультации службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

Консультация для родителей  «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. Дети, с которыми плохо...

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми, что это такое?"

Родители познакомятся с определением "Жестокого" обращения с детьми". Узнают, какие существуют формы жестокого обращения с детьми. Какие законодательные акты являются защитой прав и достоинств ребенка...

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"

Консультация раскрывает основные формы жестокого обращения с детьми. Помогает найти способы открыть ребенку свою любовь, а также защитить его права и достоинства в законодательных актах....

Консультация для родителей: "Жестокое обращение с детьми: что это такое"

В консультации описаны основные формы жестокого обращения сс детьми, указаны законодательные акты о защите прав и достоинств ребенка....

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями правопор...

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"

Данная консультация направлена на предотвращение насилия в семье....