Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
план-конспект занятия

Ицкевич Оксана Александровна
Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые. Расскажем, какие методы и приемы для этого использовать. В статье – конспект образовательной деятельности и памятка для воспитателей.
Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности. Предлагаем методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_vzroslyh.doc491.5 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя»

Комплектуем методический кабинет

Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых

Вера Хренова
заместитель заведующего по ВОР МДОУ Тереньгульский детский сад «Солнышко» р. п. Тереньга Ульяновской области

Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые. Расскажем, какие методы и приемы для этого использовать. В статье – конспект образовательной деятельности и памятка для воспитателей.

Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности. Предлагаем методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых.

Уточните знания детей о труде взрослых

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников:

 расширить представление детей о профессиях;

 сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;

 мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;

 развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях

Создайте условия

Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых.

Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых

1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.

3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям

Используйте разнообразные методы и приемы

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

  • наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
  • практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
  • игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.

В приложении 1 представлено содержание трудового воспитания по разным образовательным областям.

Сформировать знания о труде воспитатель может в процессе ООД. Подберите для занятий соответствующие картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме «Профессии», разработайте конспекты или воспользуйтесь готовыми. Пример конспекта ООД представлен в приложении 2.

Знания дошкольники усваивают в образной форме. Разучите с ними пословицы и поговорки о труде, орудиях труда, побуждайте использовать в речи название профессий, проведите работу по расширению словарного запаса, научите составлять описательные рассказы о профессиях.

Не забудьте использовать в работе литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затронут эмоции детей.

Дошкольники лучше познают окружающий мир в процессе деятельности. Они заинтересуются трудом взрослым, только если сами смогут принять в нем посильное участие. Почувствовав радость от процесса и результата труда, воспитанники охотнее будут выполнять свои небольшие обязанности в детском саду и семье.

Удовлетворить эту потребность помогут экскурсии, в процессе которых дети имеют возможность увидеть сам процесс труда и его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых, непосредственно соприкоснуться с трудом. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу.

В приложении 3 представлена памятка воспитателю о том, как правильно проводить экскурсии.

Важное направление – знакомство с трудом работников детского сада. В отличие от экскурсий за пределы ДОО воспитатель может организовать наблюдение за трудом медсестры, повара, дворника в пределах детского сада неоднократно. Это сформирует у дошкольников представления о трудовой деятельности, позволит им непосредственно принять участие в трудовом процессе.

В качестве итоговых мероприятий организуйте тематический досуг «Творческие профессии», оформите презентацию «Проект профессии», плакаты, создайте видеоролик. Можно организовать выставку (в т. ч. виртуальную) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий, провести фестиваль чтецов «Профессии». Подобные методы сделают дошкольников более раскрепощенными в общении, самостоятельными в деятельности.

Организуйте сотрудничество с семьями детей

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.

Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.

Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям.

Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.

Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.

Четыре направления взаимодействия с родителями:

1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;

2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;

3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;

4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье

Подводите итоги и оценивайте результаты работы

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

Приложение 1

Содержание трудового воспитания по разным образовательным областям

Приложение 2

Конспект ООД
«Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: рассказать детям о разных профессиях посредством произведений художественной литературы.

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
  • расширять представления о видах труда, различных профессиях, их социальной значимости;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь посредством чтения стихов, загадок, пословиц и поговорок.

Оборудование: мяч; мультимедийный экран, карточки с изображением профессий, орудий труда, компьютерная игра «Профессии».

Предварительная работа:

  • провести экскурсии, целевые прогулки, чтобы познакомить дошкольников с особенностями труда взрослых, многообразием профессий;
  • организовать дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • приобрести или изготовить совместно с детьми и родителями необходимое для занятия оборудование;
  • прочитать произведения художественной литературы по теме;
  • предложить отгадать загадки и разучить с детьми стихотворения о профессиях;
  • познакомить их с пословицами и поговорками о труде.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, что вы обычно делаете в детском саду?

Дети: Играем, рисуем, лепим, узнаем много нового и интересного.

Воспитатель: Правильно, но вы кое-что забыли. Что вы еще делаете? (Дети вспоминают и высказывают предположения.) В детском саду вы еще трудитесь. А как, мы узнаем в игре.

Игра с мячом «Как я тружусь»

Воспитатель кидает детям по очереди мяч и спрашивает: «Как ты трудишься в детском саду?» Каждый дошкольник отвечает: «Поливаю цветы, накрываю на стол, убираю игрушки». Воспитатель повторяет игру с несколькими детьми.

Воспитатель: Сейчас вы посещаете детский сад, потом пойдете в школу, а закончив ее, приобретете профессию и будете работать, как ваши папы, мамы. У меня есть картинки с изображениями разных профессий. Попробуйте угадать каких.

Игра «Да – нет»

Воспитатель вынимает одну картинку, но не показывает ее детям. Дошкольники должны угадать, человек какой профессии изображен на ней. Для этого они задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

  • Он носит белый халат?
  • Он пользуется половником?
  • Он стрижет ножницами?

Когда дети угадывают профессию, на экране появляется соответствующее изображение. Воспитатель задает вопрос: «Что было бы, если бы не было этой профессии?» Дети по очереди высказывают свое мнение, и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы! Каждая профессия важна. Давайте убедимся в этом.

Физкультминутка

Воспитатель проговаривает текст и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Воспитатель:
Много профессий на свете у нас!
О них поговорим сейчас:
Вот швея рубашки шьет,
Повар варит нам компот,
Самолет ведет пилот –
На посадку и на взлет.
Доктор ставит нам уколы,
И охранник есть у школы.
Каменщик кладет кирпич,
А охотник ловит дичь.
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец.
Чтоб профессию иметь,
Надо много знать, уметь.
Хорошо, дружок, учись
И, конечно, не ленись!

Игра «Ты покажи, а мы угадаем»

Один воспитанник с помощью мимики и жестов показывает человека определенной профессии. Остальные дети угадывают ее.

Воспитатель: Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорят про них: «Маленький, да удаленький», «Хороша дочка, коли хвалит мать да бабушка». А вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Игра с мячом «Что я знаю о труде»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному воспитаннику. Тот ловит его и говорит пословицу или поговорку о труде. Рядом стоящий ребенок объясняет ее смысл.

Пословицы и поговорки о труде

  • Есть терпенье, будет и уменье.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Дело мастера боится.
  • Делу время – потехе час.
  • Сделал дело – гуляй смело.

Воспитатель:
А теперь отгадайте загадку:
Кто с вами считает и читает,
Рисует и играет,
На прогулку ходит
И гимнастику проводит?

Дети: Воспитатель.

Воспитатель: Правильно. Моя профессия – воспитатель. Я воспитываю детей, учу играть, трудиться и познавать мир. Как вы думаете, что мне нужно для работы?

Дети: Книги, игрушки, картинки

Воспитатель: А вы кем хотите стать, когда вырастете? Что вам будет нужно для работы?

Дети по очереди рассказывают, кем они хотят стать,
чем заниматься, когда вырастут, и что им будет нужно для работы.

Приложение 3

Памятка воспитателю,
как проводить экскурсию с детьми в рамках трудового воспитания

Для чего проводить экскурсию

Цель экскурсии в рамках трудового воспитания – сформировать у детей представления о труде взрослых. Основные методы – фронтальные наблюдения, беседы.

Ведет экскурсию воспитатель. Он же организует беседу с работником, труд которого наблюдают дошкольники.

Как подготовиться к экскурсии

  • Сформулируйте цель экскурсии, отберите программное содержание.
  • Определите место экскурсии, выберите наилучший путь к нему – неутомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При этом учитывайте физические возможности детей. Продолжительность пути до выбранного места в одну сторону не должна превышать в старшей и подготовительной к школе группах 40–50 минут. При этом учитывайте особенности дороги, погоду.
  • Даже если вы хорошо знаете место экскурсии, за 1–2 дня до мероприятия осмотрите его. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения.
  • Побывав на месте будущей экскурсии, определите нужные объекты, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, места для коллективных и самостоятельных наблюдений, отдыха детей.
  • Чтобы экскурсия была интересной, подготовьте стихи, загадки, пословицы, игровые задания.
  • Перед экскурсией сообщите детям ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Напомните правила поведения на улице. Попросите надеть удобную, в соответствии с погодой и сезоном, одежду и обувь.

Как провести экскурсию

  • Разместите детей так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения.
  • Используйте разнообразные приемы, которые возбуждают умственную активность и поддерживают интерес к наблюдению.
  • Включите в содержание экскурсии непродолжительное посильное участие детей в труде взрослых. Например, дошкольники могут покормить животных, принести небольшое оборудование.
  • Предложите индивидуальные задания.
  • Разнообразьте экскурсию игровыми упражнениями и заданиями, которые сформируют у дошкольников яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.
  • Организуйте многократное восприятие объектов в разных условиях, чередуйте задания при небольшом объеме содержания.
  • Делайте пояснения по ходу наблюдений.

Как закрепить полученные знания

То, что дети наглядно увидели во время экскурсии, интерпретируйте в различных видах деятельности:

  • проведите занятия с обязательными итоговыми беседами;
  • закрепите полученные знания в ходе режимных моментов;
  • проведите сюжетно-ролевые игры на тему экскурсии;
  • организуйте самостоятельную деятельность детей;
  • попросите отразить полученные впечатления в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах;
  • организуйте труд детей с учетом полученного опыта.

Примечание. Если экскурсия понравилась детям, они надолго запомнят ее и захотят отразить полученные впечатления в творческой деятельности, играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями".

Данная консультация окажет помощь родителям старших дошкольников в игровой форме в сформировать положительное отношение к труду взрослых. Существует множество словесных игр для расширения словарного з...

Консультация для воспитателей "Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями"

Данная консультация поможет педагогам ознакомиться с методами ознакомления с профессиями, которые приемлемы для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»

Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослыхЧтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как т...

«Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых» По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

В статье  прописаны принципы, которые помогут  сформировать у детей позитивное отношение к  труду взрослых, использование  разнообразных методов  и приемов в работе...

Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду взрослых

Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду взрослых...