Методика использования малых форм фольклора для развития у дошкольников диалогических умений
методическая разработка (средняя группа)

Вахрушева Елена Михайловна

В статье представлена методическая разработка по возможности развития диалогических умений младших дошкольников в процессе использования малых форм фольклора с учетом индивидуальных особенностей, специфики предметного окружения и усовий в ДОУ с целью наиболее полной реализации требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_ispolzovaniya_malyh_form_folklora.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования малых форм фольклора для развития у дошкольников диалогических умений

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.

Программа детского сада предусматривает обучение детей всем сторонам речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

В статье представлена методическая разработка по возможности развития диалогической умений  младших дошкольников в процессе использования малых форм фольклора с учетом индивидуальных особенностей, специфики предметного окружения и условий в ДОУ с целью наиболее полной реализации требований ФГОС.

Мы предположили, что использование малых форм фольклора станет эффективным средством развития диалогических умений детей младшего дошкольного возраста при следующих условиях:

- подборе произведений, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

- систематическом включении произведений фольклора в педагогический процесс;

- организации эффективного взаимодействия с родителями.

Чтобы проверить это положение, мы разработали методику использование малых форм фольклора для развития у дошкольников диалогических умений, которая потом была проверена на практике.

  1. Подобрать произведения малых фольклорных жанров для детей младшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
  2. Разработаль план проведения занятий с использованием подобранных произведений для совершенствования диалогических умений детей.
  3. Организовать проведение занятий по совершенствованию диалогических умений с помощью малых фольклорных жанров. При этом обеспечить индивидуальный подход, особенно для детей с низким уровнем диалогического общения.

Одновременно требуется проводить работу по вовлечению родителей в данный процесс. Все это, по нашему мнению, должно способствовать созданию у детей   интереса к речевому общению и его развитию.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, надо создать  соответствующую развивающую среду. В групповое пространство включить элементы русского фольклора: уголок ряженья, предметы народного быта, различные виды театров, подобрать художественную литературу по возрасту, яркие иллюстрации к  потешкам и сказкам,  обновить картотеки.

Далее требуется составить план обучения диалогическим умениям детей, который включал бы в себя непосредственно образовательную деятельность по развитию речи и чтению художественной литературы - 2 раза в месяц, совместную деятельность вне НОД  и самостоятельную игровую деятельность.

Фольклорный жанр рекомендуется применять на протяжении всего дня в процессе прогулок, утренней гимнастики, трудового воспитания и др. Например, появление в группе появился персонажа, который  приходит на многие режимные моменты: во время умывания, одевания, приема пищи, отдыха. Персонаж в игровой форме задает вопросы, сообщает  о чем либо, рассказывает потешки, прибаутки, сказки, побуждает  детей к выполнению действий в речевой форме.

Особая роль в работе по развитию диалогической речи отводится художественной литературе, поэтому встречи с ней должны быть ежедневными, как на занятиях, так и в совместной деятельности. Интересными для обыгрывания детьми являются короткие диалогические миниатюры потешек и прибауток. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных представлений. В игре дети, общаясь, оперируют не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными, ребята передают не только знакомый сюжет, но и строят новые диалоги между персонажами.

Также работа по развитию диалогической речи ведется  на занятиях по развитию речи. Требуется разработать конспекты занятий с использованием малых форм фольклора.  Использование детьми форм диалогического взаимодействия возможно также в  подвижных играх с готовыми диалогическими текстами.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры:  «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «Этот пальчик в лес ходил» и др.  Все это способствует развитию моторики рук, выработке умения проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Небылицы-перевертыши помогают положительно настроить детей в любом деле,  будь то  игра или занятие,  ведь они удивительным образом учат и ссориться и мириться, потому что ссоры детей обычное дело!  Также можно использовать пословицы и поговорки.  «Поспешишь - людей насмешишь»,  «Терпи, казак, атаманом станешь».

Так как  в загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь, примеры такой речи можно использовали в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. При загадывали детям загадки обязательно выставлять на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними.

Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка, поэтому требуется уделять большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовать различные методические и игровые приёмы,  игровое упражнение.

Опыт показывает, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание.

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их ещё называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры.

Малые жанры детского фольклора неотъемлемая часть развития речевого этикета ребенка дошкольного возраста. Детям нравится слушать колыбельные, как в аудио записи, так и  вживую. Дети, играя с куклами, успешно повторяют за воспитателем слова колыбельной. Забавляя, потешая ребенка, воспитатель приглашает  поиграть и пропеть колыбельную. Дети как бы учатся у взрослого в совместной игре бытовому этикету, тем самым развивая диалог со взрослым.

Большое внимание необходимо  уделять  индивидуальной работе с детьми с низким и средним уровнем диалогической речи, применяя такие приёмы обучения, как динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме. Индивидуальная работа проводится в режимных моментах, на прогулке, в свободной деятельности и большее внимание уделять таким детям в непосредственно образовательной деятельности.  

 Также дети могут участвовать в проведении народных праздников,  таких как  Рождественские колядки и Масленица, что позволяет приобщать их к национальным традициям. Детям было очень интересно узнавать, как отмечали праздники раньше как соблюдались обычаи и традиции. Так день за днем дети училатся образной русской речи, что составляет основу речевого этикета. В народных праздниках нет зрителей и исполнителей, каждый присутствующий в любой момент может стать активным участником действия, на таких мероприятиях происхоит общение детей разных возрастов.  

Работа по развитию речи невозможна без тесного взаимодействия с семьями воспитанников.

Для просвещения родителей по данной теме мы надо создать условия для демонстрации произведений малых форм фольклора в родительском уголке, где выставлять тексты потешек, с которыми знакомились дети в группе, также были бы оформлены брошюры и папки передвижки, в которых рекомендуется родителям шире использовать образцы народного творчества в собственной речи и показать,  как можно это сделать.  

Чтобы вовлечь родителей в совместную деятельность  с детьми и развить диалогические и творческие умения, рекомендуется провести совместный фольклорный досуг.

На самом досуге родители должны быть как в роли  зрителей, так и  в роли участников. Главным показателем успешности досуга является эмоциональная окрашенность атмосферы.

 На итоговом родительском собрании можно подготовить и  показать презентацию по итогам работы по развитию диалогических умений посредством малых форм фольклора и обсудить результаты.

Применение данной методики показало, что после целенаправленной систематической и планомерной работы с использованием малых форм фольклора в группе все дети повысили свой уровень по развитию диалогических умений.

Полученные положительные результаты доказывают, что включение педагогов, родителей и детей в работу по развитию диалогических умений в процессе использования малых форм фольклора помогает более эффективно осуществлять развитие диалогических умений у детей. Следовательно, можно рекомендовать данную методику для применения нашим коллегам в детских садах общеразвивающего типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками

Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками           1.Фольклорные праздники - развлечения.2.Рисование ладошкой и пальч...

Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.

Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...

Опыт Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребёнка.

Впервые с данной проблемой я столкнулась при анализе протоколов обследования речевого развития (приложение №1). Было обращено внимание на некоторые критерии, которые, по моему мнению, требуют усиленно...

Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.

Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....