Консультация-семинар для педагогов "Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
консультация

Скопинцева Анастасия Михайловна
Игровые методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skopintseva_a.m._noyabr_2022_g.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация - семинар для педагогов

Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель

Скопинцева А. М.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»

В.А. Сухомлинский

 (Слайд 2)

Главной целью образовательного процесса в детском саду по ФГОС является обеспечение благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Именно игра помогает сделать любой образовательный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

(Слайд 3) Использование игровых методов и приёмов при проведении совместной образовательной деятельности по ФЭМП одна из актуальных проблем современности, потому что игра:

 Самая привлекательная форма деятельности дошкольников;

 Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

 Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации;

 В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

(Слайд 4) При ФЭМП используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (показ, инструкция, пояснение, указание и разъяснение, вопросы к детям, ответы детей, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование, экспериментирование, контроль и оценка).

 Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

Игра   как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование при проведении совместной образовательной деятельности отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.)

  1. (Слайд 5) Дидактические игры  и упражнения по формированию элементарных математических представлений (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) условно разделены на несколько групп:

Игры с цифрами и числами

Игры путешествия во времени

Игры на ориентировки в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Более подробно все эти виды игр раскроет нам позднее наша коллега.

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

  1. (Слайд 6) Сюжетно-ролевые игры Благодаря сюжетно-ролевым играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. (Уважаемые коллеги, приведите пожалуйста примеры? Какие математические знания можно закреплять, например, в игре «Зоопарк?»)

Например: в игре «Магазин» - пересчитывают предметы, записывают свои подсчеты, измеряют ткань, ленты, веревочки, и др.; в игре «Зоопарк» - строят клетки определенной высоты, ширины и т.д.

  1. (Слайд 7) Театрализации. (Как вы думаете, для развития каких знаний мы можем использовать, например настольные театры?) Для пространственной ориентации - настольные театры, для закрепления счета - пальчиковые игры, считалки, стихи и потешки и др.
  2. (Слайд 8) Подвижные игры с математическим содержанием – помогают закреплять навыки счета и количества, знания формы, величины, ориентировке в пространстве. (Приведите пожалуйста примеры?)

Например, игра «Найди свой домик»

Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник. ««В этом домике живут все круги», — говорит воспитатель, — в этом — все квадраты, а в этом — все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

Игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь — машину найдешь, налево пойдешь — зайчика найдешь. Куда пойдешь?» Ребенок показывает и называет направление. Идет в это направлении и берет игрушку.

  1. (Слайд 9) Занимательные вопросы и задачи-шутки, загадки, головоломки, логические упражнения и логические концовки, считалки

При проведении совместной образовательной деятельности по ФЭМП дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Для решения их необходимо проявить находчивость, смекалку.

Дети могут не отвлекаться, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки и другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. С помощью таких заданий формируем важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатываем усидчивость, развиваем конструктивные умения.

Задачи-шутки для детей 6-7 лет

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.) Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

 Занимательные загадки

Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения дошкольников. При знакомстве с числами  можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.) Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.) На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

(Слайд 10) Задачи в стихотворной форме

Ежик по лесу шел. На обед грибы нашел: два под березой, один у осины. Сколько их будет в плетеной корзине?

Под кустом у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?

Для закрепления навыков обратного счета можно использовать считалки. Например: Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, в прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, кто из нас пойдет искать.

Логические концовки.

Если два больше одного, то один. (меньше двух). Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши). Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки). Если правая рука справа, то левая. (слева). Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).

Во время занятий по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.

  1. (Слайд 11) Формированию элементарных математических представлений могут помочь физкультминутки, пословицы и поговорки. 

Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

Например, Декабрь год кончает, зиму начинает. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один отрежь. Семь пятниц на неделе.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

  1. (Слайд 12) Деятельность в режимных моментах

(Коллеги, а как в режимных моментах можно проводить ФЭМП?)

  • Расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек;
  • Прием пищи: попросить детей разложить ложки (вилки, хлеб и пр.), перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом. Напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.;
  • Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети  выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу. Определяют, сколько ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация).
  • Подготовка к образовательной деятельности: попросить детей разложить необходимое оборудование, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;
  • Прогулка: упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, тропинки, кусты, птиц, животных. Наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения. Экскурсия «Посчитаем деревья/кусты/цветы», «Кто соберет больше листочков?» и пр.;

Приемы, используемые при ФЭМП

(Слайд 13) Во всех видах игр применяются сочетания разнообразных приемов.

  1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. К этому приему предъявляются следующие требования:

— четкость, расчлененность показа способов действия;

— согласованность действий со словесными пояснениями;

— точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

— активизация восприятия, мышления и речи детей.

  1. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.
  2. Пояснения, разъяснения, указания. Они должны быть конкретными, короткими и образными. Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.
  1. Вопросы к детям. Наиболее значима серия вопросов: от более простых (описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий), к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.

Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Основные требования к вопросам как методическому приему:

— точность, конкретность, лаконизм:

— логическая последовательность;

— разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

—оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

— давать детям время на обдумывание;

—количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

— следует избегать подсказывающих вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок.  В отдельных  случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах.

Ответы детей должны быть:

— краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

— самостоятельными, осознанными;

— точными, ясными, достаточно громкими;

— грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии). Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

  1. Сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения. В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д. Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.
  1. Моделирование Широко используются модели при формировании
  • временных представлений (Какие?): модель частей суток, недели, года, календарь;
  • количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.
  1. Экспериментирование — это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).
  2. Контроль и оценка. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Эти приемы кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им, формируют эмоциональную отзывчивость.

Применение игровых методов и приемов повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, внимания, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

(Слайд 14) Главное никогда не стоит забывать о самом важном принципе работы с детьми дошкольного возраста: РАЗВИТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕСТОРОННИМ, ГАРМОНИЧНЫМ И РАДОСТНЫМ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей по теме:«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...