"Как организовать взаимодействие с родителями", О.И.Соболева, МБДОУ № 41
консультация

Психологическое сообщество «СТАРТ»

Представлены способы организации с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация специалиста

Как организовать взаимодействие с родителями

Каждый педагог знает, как нелегко вести беседу с родителями трудных учащихся (воспитанников). Если родители реализуют оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они формулируют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать своего ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто в школу приходят родители, выражающие наступательную позицию: «Школа должна воспитывать, а не мы!», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный». Иногда приходят родители с желанием получить помощь: «Ребенок нас не слушает, помогите нам!», «Мы растерянны, не знаем, что делать».

В любом из этих случаев педагог должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?

Организация равноправного взаимодействия

(Рекомендации разработаны на основе анализа исследований зарубежных специалистов в области человеческих отношений" Зиберт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов, - г М.: Экономика, 1990; Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. — М.: 1988; Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. — М.: Дело, 1991.)

  1. Способность к общению – профессиональное качество учителя (воспитателя).

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

  1. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

В практике нередко бывает, что педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Ни о каких совместных действиях здесь и речи не может быть: родители начинают жалеть своего ребенка, обвинять учителя (воспитателя), который в беседе с ними проявил себя несимпатичным человеком. Постарайтесь понять чувства отца или матери своего ученика (воспитанника), более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу (детский сад) родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом к сотрудничеству.

  1. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Надеюсь, вы разделяете мнение, что воспитание ученика (воспитанника) основывается на совместных усилиях школы (детского сада) и семьи. (Если только школа занимается трудным ребенком, а в семье он получает негативный опыт, усилия учителей будут безрезультативными.)

объединить усилия педагога и членов семьи ребенка можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

  1. Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. Вдругом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его обращенность только на свои проблемы. Покажите, что в содержании его психологического «я»  входят не только моменты его личной жизни, но и жизни его ребенка как его духовного продолжения.в третьем – укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он безусловно может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.

  1. Покажите родителю свое хорошее отношение/симпатию по отношению к его ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его.согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе дисциплины и последнем двоечнике.(Кроме того, недисциплинированно часто себя ведут активные, инициативные и самостоятельные дети, склонные к лидерству.) когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя, и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

  1. Не стремитесь вочтобы то ни стало отстоять собственную позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель (воспитатель) докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка. Другими словами, основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать, какой у них плохой ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.

  1. Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать поменяла место работы (ушла с работы) и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или, отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно надеяться всерьез на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседе с учителем (воспитателем) мгновенно изменят свой стиль жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них уже ничего не получится.

Гораздо лучше, если педагог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложат привлечь к своим занятиям ребенка. Посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними делами: чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире и т.д.

  1. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика (ребенка).

Не «переходите на личности». Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях, и стороны разойдутся врагами. В итоге педагог окончательно лишится поддержки родителей и ему ничего не остается, как прибегнуть к административным мерам.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводы учебы и дисциплины ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

  1. «Не верьте генетике».

Не следует понимать данный совет буквально. Речь идет о следующем. К сожалению, педагоги говорят так: «Разве этот ученик ( будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители..». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей значительно.Но это влияние не безгранично. Каждый учитель (воспитатель), опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот. В чем дело? Дело в том, что отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его характера и способностей, действует на него как внушение. Если к ребенку с самого начала относятся как к ребенку из «плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И, наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.

Поэтому надо верить в силу воспитания! Не отказывайте ребенку из «плохой семьи» в вашем заботливом внимании! Боритесь за него, доверяйте ему, цените его!

  1. Мы вместе против проблемы, а не противдруг друга.

Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдёт более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» - воспитательной или учебной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.

Источник: Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения  коррекционные программы. - М- Новая школа,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как организовать дистанционное взаимодействие с родителями"

В данной статье представлены пять способов общения с родителями посредством интернета, плюсы и минусы разных способов общения. Узнайте, как общаться с помощью мессенджеров, блогов, сайта детского сада...

Памятка для педагогов "Способы эффективного управления стрессом", О.И.Соболева, МБДОУ №41

Представлены различные эффективные методки, дыхательные упражнения, медитативные техники, на расслабление, на эмоциональную саморегуляцию и др....

Рекомендации для педагогов по профилактике психосоматических проявлений, О.И.Соболева, МБДОУ № 41

Представлены способы саморегуляции, управление дыханием, самонастрой....

"Эффективные принципы взаимодействия с родителями", Н.А.Негода, МБДОУ № 20

Представлены 5 различных способов взаимодействия с родителями....

Семинар-практикум «Ресурсы стрессоустойчивости личности», О.И.Соболева, МБДОУ № 41

Семинар направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов....

"Эффективные принципы взаимодействия с родителями", Н.А.Негода, МБДОУ №20

Представлены принципы взаимодействия с родителями....