Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.
рабочая программа (старшая группа)

Пакина Эльвира Александровна

Меропрития по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятия по формированию: «Основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста». Тематическое планирование.

                                                 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;

- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

                                                                                        Блок  «Здоровье»

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Что такое здоровье?

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

 - Дать сведения  о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания,  физического развития.

Октябрь

О правильном питании

- Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Ноябрь

Чтобы нам не болеть

- Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Декабрь

Тело человека и личная гигиена

- Познакомить  детей со строением  тела человека,

- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,

- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

 - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.  

Январь

Спорт для здоровья

- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

- Познакомить с некоторыми видами спорта.

Блок  «Безопасность»

Месяц

Тема

Задачи

Февраль

Безопасное поведение в быту

- Формировать представление   детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

- Закрепить  правила безопасного поведения в быту.

Март

Ребенок и другие люди

- Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,

- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни,  на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.

Апрель

Пожарная безопасность

- Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,

- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Май

Ребенок на улицах поселка

- Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,

- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,

- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

 Цель: Продолжать формировать у детей  навыки охраны жизни и здоровья, значения  для здоровья человека: режима дня, правильного  питания,  физического развития.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце»

Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М., 2005, с.8

Г.К. Зайцев  Уроки Айболита СПб, ,1995

В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями

С.Е. Шукшина    Я и мое тело(с. 32,33)

Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб, 1998,1999

Т.А. Шорыгина   Беседы о здоровье. (методическое пособие) М.,2005

Ситуации

Что я знаю о своем здоровье

Как правильно есть.

Самые полезные продукты.

Пора ужинать.

Общение

Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться?

Что нужно человеку для жизни?

Как сделать свой сон полезным

Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной.

Художественная литература

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы.

Дидактические и развивающие игры

«Съедобное-несъедобное»

«Полезная и вредная еда»

«Подбери пару»

Творческие игры

С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями»

Развлечения

«Добрый доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О  правильном питании»

Задачи.  Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть

вопрос о культуре питания, продолжать формировать  представления о столовом этикете.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Поговорим о еде»

Л.В.Артемова   Окружающий мир в дидактических играх дошкольников (с.78)

План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду  по программе «Детство» СПб, 2006, с.97

Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2006г., с. 46,47,49

Журнал.  Ребенок в детском саду. 2006, №6,    2007, 1, с.45

Ситуации

Помоги Федоре

Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда

Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет?

Общение

Откуда хлеб на столе

Хлеб всему голова

Культура поведения за столом

Как мы делали салат.

Что мы любим кушать.

Мои любимые овощи (фрукты).

Художественная литература

Н.Егоров «Огородный светофор»

Дидактические и развивающие игры

«Что лишнее?» (иллюстрации посуды,  продукты питания)

«Накрой куклам стол»

«Вырастим яблоки» (14, 83)

«Что делают из муки»

Творческие игры

С\р  «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты,

«Осенняя ярмарка»

 «Дары природы»

Экскурсия

В магазин

Развлечения

«Осень в гости к нам пришла»

 «Осенняя сказка»

«Дошкольное воспитание» 1991, № 8, с 109;1998, №10, с.127

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов,

о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.  

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Чтобы быть здоровым»

«Как устроено наше тело»

Н.С. Голицына, М.М. Шумова   Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с.36

Шукшина С.Е.   Я и мое тело, М.,2004,с. 26

Голицына Н.С.   Твои возможности, человек, с. 8

Н.Н. Авдеева и др.  Безопасность  СПб,2002,

с.84 – 95

Ситуации

Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя;

Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа?

Какое наше тело: хрупкое или прочное?

Общение

Для чего человеку необходимо сердце?

Что ты знаешь о строении своего тела?

Чистота и здоровье.

Моя кожа.

Зачем мы дышим?

Покажи,  где находится головной мозг?

Художественная литература

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту»,

З.Александрова «Купание»,

В.Катаев «Цветик – семицветик»,

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,

Загадки, потешки.

Дидактические и развивающие игры

«Опасно-неопасно»

«Правила гигиены»

«Таня простудилась»

«Моя внешность»

Творческие игры

С\р «Поликлиника»

Экскурсия

В прачечную

Развлечения

«Быть здоровыми хотим»

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.  Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым,

закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Айболит в гостях у детей»

Н.С. Голицына, М.М. Шумова  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.60

План – программа  образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство», с.184

Ситуации

Угадай настроение (по модели)

В нашем доме больной.

Первая помощь при укусе и царапине.

Определи и назови выражение глаз.

Общение

Как сделать самомассаж.

Как улучшить свое настроение.

Чтобы не болели уши и горло.

Правила поведения в случае заболевания.

Как уберечься от порезов и ушибов.

Художественная литература

Шкловский Е. «Как лечили мишку»,

«Осторожно – лекарство»,

«Как вести себя во время болезни»

Дидактические и развивающие игры

«Если кто-то заболел»,

«Кому что нужно?»

Творческие игры

С\р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника»

Развлечения

«День здоровья»

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55

Ситуации

Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой.

Какие виды спорта вам нравятся?

Каким видом спорта хотели бы заниматься?

Чем полезен тот или иной вид спорта?

Общение

Кто спортом занимается.

Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде.

Мой любимый вид спорта. Почему?

Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой?

Художественная литература

Загадки.

З. Петрова  Стихи.

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта».

«Назови спорт по показу»

Творческие игры

Физкультурные занятия в детском саду.

Экскурсия

В музей

Развлечения

Игра на воздухе.

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«В мире опасных предметов»

Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15

Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет

Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002,

с. 54-60

Ситуации

Что будет, если встанешь на подоконник.

Почему нельзя брать нож?

Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны?

Ножницы, катушки – это не игрушки.

Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях?

Общение

Я знаю, что можно, что нельзя.

Безопасность в нашей группе.

В мире опасных предметов

Таблетки – не конфетки.

Почему нельзя играть на кухне?

Художественная литература

Маршак С.Я.  «Пожар»,

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Дидактические и развивающие игры

«Источники опасности»,

«Игра дело серьезное»

«Нарисуй отгадку»,

«Если возник пожар»

Творческие игры

С\р  «Семья», «Детский сад», «Больница»

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей  от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести

себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Если чужой приходит в дом»

Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88

Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет

Ситуации

Ты потерялся.

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Общение

Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Как позвонить в милицию?

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса»,  «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Похитители и находчивые ребята».

«Куда убежать, если за тобой гонятся»

Творческие игры

«Семья», «Транспорт», «Магазин»

Развлечения

«Самый большой друг»

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности,

о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов,

систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Если в доме случится пожар»,

«Знай и соблюдай»

Н.А. Арамина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М,2007,с.20

Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998

Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности

К.Ю. Белая и др.   Как обеспечить безопасность дошкольника М.2001, с.14,

О.А.Скоролупова   Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18

Ситуации

Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар?

Спички не тронь – в спичках огонь.

Почему в лесу нельзя жечь костры

Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара?

Общение

Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки?

Почему дети не должны играть на кухне?

Художественная литература

С.Маршак  «Пожар», «Кошкин дом»;

Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;

Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

К.Чуковский «Путаница»;

С.Михалков «Дядя Степа»;

Е.Хоринская «Спичка-невеличка»,

Б.Житков  «Дым»

Дидактические и развивающие игры

«Четвертый лишний»;

«Если возник пожар»,

«Опасные соседи»,

«Кому, что нужно для работы»,

«Горит, не горит»

Творческие игры

С\р «Пожарная машина», «Больница»

Развлечения

«Огонь наш друг, огонь наш враг».

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Безопасность на дорогах»

Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.,2007

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»

Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,

Извекова Н.А. и др.  Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008

Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,с.13

Журнал.  Ребенок в детском саду. 2007, №1, с.33

Ситуации

Всем ребятам надо знать, как по улице шагать.

Если ты на улице потерялся

Для чего нужны правила дорожного движения?

Опасности зимней дороги.

Общение

Где нужно переходить улицу?

Для чего нужен светофор?

Зачем нужны дорожные знаки?

Как вести себя в транспорте?

Художественная литература

Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»;

Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»;

Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»;

Загадки.

Дидактические и развивающие игры

«Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак»,  «Правила движения»,

«О чем говорит светофор?»,

«Красный и зеленый»,

«Пройдись, не ошибись».

Творческие игры

С\р «Уличное движение», «Автобус»,  «Нам на улице не страшно».

Экскурсия

По улице поселка

Развлечения

Кукольный спектакль «Незнайка на улице поселка»

Досуг «В стране дорожного движения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников

Консультация  для воспитателей на тему: Формирование здорового образа жизни дошкольников...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»

«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но, пожалуй, наиболее значимым можно признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это не только отсут...

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ 3 до 7 лет «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

   Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справитьс...

Доклад на педагогическом совете "Формирование основ здорового образа жизни дошкольников как один из компонентов здоровье сберегающей технологии"

В докладе содержится материал о формах работы по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни...