Проект "Добренок"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

 Антипина Елена Михайловна

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryonok_proekt.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики

Методическая разработка


«Педагогический проект для детей дошкольного возраста с ОВЗ»

        «Добрёнок»

  Антипина Елена Михайловна

  учитель – логопед

 

2022

Введение

«Если ребёнка учат добру, в результате будет добро,

 учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок

не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать!»

 В.А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать правильную функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего  самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Актуальность

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Исходя из этого, актуальным является вопрос о духовно-нравственном воспитании детей в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.

В процессе духовно-нравственного воспитания проявляются такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Духовно-нравственное воспитание способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Это нельзя потрогать, это можно только прочувствовать, пропустить через свое сердце, душу. Правильно организованное духовно -  нравственное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, имеют решающее значение в становлении основ личности.

Новизна данной темы  состоит в том, что организация проекта предполагается в условиях детского сада, где происходит объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.

Актуальным остается вопрос о личности педагога, о его нравственно-духовной культуре. Может – ли педагог (воспитатель ДОУ) быть примером для своих воспитанников в отзывчивости и милосердии. Он олицетворяет для ребенка всё то новое и важное, что входит в его жизнь в дошкольном детстве. Чем выше духовно – нравственный уровень педагога, тем более эффективно педагогическое воздействие на детей.

Целеполагание

Согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,… обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,…подчиняется правилам и социальным нормам…»

С учетом того, что у воспитанников с ОВЗ (ОНР – 3 уровня) из – за речевого недоразвития выявляется недостаточность произвольной сферы, снижен познавательный процесс, низкий уровень саморегуляции, несоответствие словарного запаса возрастным нормам и т.д. Следовательно, приоритетное направление педагогического воздействия – это преодоление речевого недоразвития, приближение ребенка с ОНР к возрастным показателям.

Таким образом, мною определена основная цель проекта «Добрёнок» - удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и  формирование духовно – нравственного самосознания воспитанников и их родителей через участие в проекте.

Реализация проекта «Добрёнок» направлена на расширение определенных задач:

  • расширение  представления о духовно – нравственном воспитании у детей старшего дошкольного возраста, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
  • расширение и систематизация представлений детей о доброте и зле, милосердии и сострадании;
  • построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников;
  • овладение практическими навыками  всех участников образовательного процесса;
  • улучшение детско – родительских отношений, формирование у родителей более чуткого отношения к ранимой детской душе;
  • формирование духовного и нравственного сознания детей и взрослых;
  • формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном проекте;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, диалогического общения в процессе бесед, по итогам прочтения художественной литературы, просмотров мультфильмов и фильмов.
  • создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Срок реализации проекта – Февраль – май 2022 г.

Тип проекта: образовательно-творческий

I – этап  подготовительный,  Февраль

II – этап основной, март - май

III – этап заключительный, май

Основные мероприятия проекта

месяц

Этап работы

Содержание работы

Совместная деятельность педагогов с детьми

февраль

Подготовительный

Подготовка методического обеспечения проекта.

Изучение литературы, интернет – ресурсов.

Анкетирование воспитанников и родителей «Что такое  добро и милосердие?»

Подбор детской художественной литературы о добре, милосердии, отзывчивости,

Подбор мультфильмов и сказок о добре и зле, отзывчивости и жестокости

Разработка Акций.

Сбор материала для поделок.

Разработка занятий и дидактических игр.

Создание презентаций по темам художественной литературы и бесед.

Сбор материала для поделок.

Подбор художественной литературы и музыкальных произведений.

Промежуточные результаты:  Проведение анкетирования; подбор художественной литературы и мультфильмов про добро, милосердие, взаимопомощь, любовь ко всему живому. Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и дидактических игр. Разработка совместных операций с родителями.

март

Основной

Беседа  с родителями на тему «Милосердие - как вы понимаете?».

Просмотр видеороликов «о добре и милосердии».

Просмотр мультфильмов:

«Умка»», «Чебурашка и Крокодил Гена».

Прослушивание песен: «Дорогою добра», «Доброта».

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В. Осеева «Добрые слова»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»;  В. Катаев   «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», сказка «Три сына».  Е. Благинина «Подарок»;  А. Барто «Вовка – добрая душа». Г. Остер «Вредные советы»; Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»;  р.н. сказка «Ховрошечка»,  ненецкие сказки «Айога», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история»

Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?»

Акции: «Подари книгу», «Засветись», «Берегите братьев наших меньших», Операция: «Сбереги природу - не бросай батарейку», «Кормушка».

«Мы помощники» - организация игр с малышами, совместные игры.

Представление для детей с хороводными играми и плясками МБДОУ «Аленушка»  г.Ядрин.

Работа над лексико – грамматическим  строем речи в упражнениях «Назови ласково», «Хорошо плохо», «Составь предложение правильно», Подбери слово», «Я начну, а ты продолжи», «Наоборот», «Посчитай до пяти», «Оцени поступок», «Что доброго делают люди этой профессии».

«Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы»

Согласование

числительных с существительными игры:  «Доброе слово», «Куклу подарю», «Пожалуйста»,

« Что такое хорошо,  что такое плохо», «Разные поступки», «Добрые ладошки», «Волшебный стул».

Дидактические игры: «Оцени поступок», «Собери цветок», «Школа вежливости», «Дополни фигуру», «Мишка».

Упражнение

на развитие общей моторики, координации, развитие слухового и зрительного внимания Подвижные игры: «Доброе животное», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Лисонька, где ты», «Угадай мелодию», «Что звучит», «Найди такую же», «Чего не стало» и т.д. «Раз, два, три, четыре, пять».

Развитие связной речи: составление рассказов по серии сюжетных картин, описательных рассказов, пересказ сказок, заучивание маленьких стихов.

Обогащение  словарного запаса детей.

Промежуточные результаты: Проведение бесед, просмотр мультфильмов, прослушивание песен, чтение художественной литературы. Проведение Акции. Взаимодействие с детьми МБДОУ «Аленушка». Игры с малышами. Проведение операций «Не бросай батарейку», «Кормушка». Подготовка тематических буклетов.

апрель

Чтение художественной литературы:  В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья»; С.Маршак «12 месяцев», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок»,

сказка «Как светлячок друга искал», «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», отрывок из рассказа Н. Епишева «Добрый мальчик».

Беседа на тему: «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро».

Ведение книги доброты.

Просмотр мультфильмов:

 «Серая шейка»», «Кот Леопольд».

Прослушивание песен: «Дорогою добра», «Доброта», Барбарики «Что такое доброта»», Леопольд «Ярко светит солнце»

Акции: «Поздравляем с первым праздником весны»,  « Подарок маме и  бабушке», «Берегите воду», «Посади дерево», «Встречаем пернатых друзей», «Подарок ветерану».

Операция «Бумажный бум», «Скворушкам - скворечники», «Посади дерево и сбереги его».

«Мы помощники» - организация игр с малышами, совместные игры.

Передача  сувениров для БУ «Ядринский  КЦСОН» МТ и социальной защиты Чувашской Республики.

Промежуточные результаты: Проведение бесед, просмотр мультфильмов, прослушивание песен, чтение художественной литературы. Проведение Акции. Игры с малышами. Проведение операций «Скворушкам - скворечники», «Посади дерево», «бумажный бум». Изготовление  буклетов, маленьких сувениров для  БУ «Ядринский  КЦСОН». 

май

Заключительный

Подведение итогов проекта «Добрёнок»:  Создание альбома

«Кладец народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»; Создание книги «Добрые дела»;

Организация фото - выставки  «Наши добрые дела»

Создание буклетов к акциям,  поздравительных открыток, сувениров  и поделок.

Совместная деятельность с родителями к проводимым операциям «Скворушкам – скворечники», «Кормушка», «Бумажный бум» и т.д.

Рефлексия всех участников проекта (проведение  итогового анкетирования родителей и детей)

Игра-путешествие «Доброта спасет мир».

Занятие с элементами тренинга «Поделись своей добротой». Викторина – игра «добрым – быть здорово».

Ресурсное обеспечение

С целью реализации проекта «Добрёнок» было использовано следующее ресурсное обеспечение:

- мультимедийное оборудование,

- книжный фонд,

- посещение детской библиотеки г. Ядрина.

Ожидаемые результаты

Исходя из цели и задач проекта «Добрёнок», в ходе реализации комплекса разработанных мероприятий я планирую получить:

- долгосрочные ожидаемые результаты:

- формирование активной гражданской позиции сотрудников ДОО, воспитанников и их родителей,

- повышение духовно – нравственного сознания дошкольников,

- формирование у воспитанников духовно – нравственного сознания,

- создание благоприятной эмоционально-комфортной обстановки для взаимодействия детей и взрослых,

- развитие связной речи, грамматической стороны речи, расширение активного и пассивного словаря.

- краткосрочные ожидаемые результаты:

- создание «Литературной копилки» - произведения детской художественной литературы о добре, милосердии, отзывчивости.

-  создание альбома « Кладец народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи» 

- проведение акций,

- создание фото – выставки «Наши добрые дела»

- создание книги «Добрые дела».

Участники проекта:

- дети 5-7 летнего возраста  с ОНР (3 уровень речевого развития);

-  воспитатели;
- учитель-логопед;

- родители;

- социальные партнеры МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского района  г. Ядрина,  МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин, БУ «Ядринский комплексный центр социального обслуживания населения» МТ и социальной защиты Чувашской Республики.

Распространение результатов проекта

Презентация проекта на педагогическом совете дошкольной организации, на районном  методическом объединении;

Проведение акций с освещением на сайте МБДОУ http://www.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=4180    

Заключение

Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания  и организация деятельности с детьми в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Одна из глубинных человеческих потребностей - стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.

Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

Особое значение в духовно – нравственном воспитании дошкольников с нарушениями речи играет деятельностный подход, как например участие в акциях, совместной деятельности с родителями и младшими воспитанниками.

Вовлечение  и приобщение к воспитательному процессу в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

        Литература

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
  2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
  3. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 178с.
  4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
  5. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
  6. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
  7. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с
  8. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
  9. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
  10. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
  11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
  12. Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. - 239с.

Интернет – ресурсы

  1. https://nsportal.ru/ 
  2. http://www.maam.ru/login 
  3. https://infourok.ru/statya-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnika-2667570.html