Проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина?»
проект (старшая группа)

Жерлова Светлана Ивановна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина?»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 по нравственно-патриотическому воспитанию:

«С чего начинается Родина?»

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.

Д.С. Лихачев

(В. Степанов)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

        Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.

 Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства.

 Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей.

Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.

         Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

        Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства - такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства.

         Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т. д.

        С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней и у детей.

        Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

         Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном крае, об отдельных республиках и нашей многонациональной Родине. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их село, район, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству советских людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы.

Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

ЗАДАЧИ:

Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе, районе, в котором они живут.

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.

Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам

Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Тематические блоки по реализации проекта:

 «Наша дружная семья»(семья. д\сад)

«Детский сад – второй дом»

«Моя малая Родина» (село, район)

 «Широка страна моя родная»

Проект предусматривает то, что в процессе освоения ребенком содержания этих тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Специально организованное обучение

Расширение образовательного пространства в социуме

Предметно-развивающая среда:

- создание мини-музея;

- сбор фотоматериалов;

- методические материалы;

Совместная деятельность педагога с детьми:

- экскурсии, наблюдения;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций;

- игры;

- праздники, развлечения;

- детское художественное творчество.

-реализация детских проектов

Совместная работа с родителями:

- Создание модели проекта «Наша клумбочка» и его реализация;

- Обустройство детской площадки;

- Оформление фотовыставки на тему: «С чего начинается Родина?» см. Приложение

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Практические:

- создание развивающей среды;

- экскурсии и наблюдения;

- оформление уголков в группах для нравственно-познавательного развития;

Словесные:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- наблюдения.

Наглядные:

- выставки, конкурсы;

- сбор фотоматериалов;

- рассматривание иллюстраций;

- ознакомление с художественными образами искусства;

- информационные стенды;

- личный пример взрослых.

Задачи:

- формировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе, районе в котором они живут;

- воспитывать уважение к членам семьи, сотрудникам детского сада;

- знакомить с трудом взрослых;

- воспитывать уважение к их труду;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- рассказать детям о столице России, ее символике.

№ п\п Тема Содержание

1. Наша дружная семья (семья, дом, д\сад) Продолжается работа по расширению представлений детей о семье. Семья-это все, кто живет вместе с ребенком. Беседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объяснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что дети делают для других членов семьи, какие обязанности выполняют. Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра, а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры и упражнения: «Сколько мам (пап) в твоей семье? » «Мамины помощники» (какие обязанности лежат на маминых плечах, какие службы призваны помочь ей, «Порадуем бабушку»

        В средней группе продолжается работа по ознакомлению с д\садом. Следует обратить внимание на то, что в д\саду много групп. Посетить их, познакомиться с воспитателями, нянями, детьми и пригласить их к себе в группу. Можно посетить самых маленьких детей и предложить детям сравнить, чем различаются группа малышей и средняя группа. Детям (по очереди) можно давать поручения сходить в медицинский или методический кабинет, выполнить поручения. Им надо систематически напоминать, как зовут сотрудников д\сада, как надо приветствовать взрослых, как попросить о чем-либо. Продолжить знакомство с профессиями. Нужно подвести их к выводу: в детском саду много сотрудников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо. Можно поздравлять их с праздником, днем рождения, юбилеем.

Необходимо продолжать работу по формированию симпатии к сверстникам, учить быть внимательными, называть сверстников по имени, помогать друг другу.

Освоить понятие: Я - воспитанник д\сада.

2. «Моя малая родина» Учить детей называть село и район, в котором они живут. Необходимо совершать целевые прогулки по территории детского сада, улице, где расположен д\сад (если это безопасно). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, а в селе мало. Учить правильно вести себя на улице, различать проезжую часть дороги, тротуар. Обращать внимание на  дома, проезжую часть дороги, тротуар. Учить называть детей свой домашний адрес, объяснить, как важно знать свой адрес.

Знакомить с окружающей природой села  (река, растительность, животный мир)

3. Широка страна моя родная.  Рассказать детям о России. Учить называть президента нашей страны, главный город страны, познакомить с государственными символами (герб, флаг).

 Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию

Группа (средняя группа)

месяц

Тема

Содержание занятий

Связь с другими предметами

май

«Наша дружная семья»

Познавательное занятие: «Моя семья», рассматривание картины, беседа о членах семьи

 Знакомство с окружающим миром и социальным окружением, Развитие речи

Игра « Назови себя ласково»

Развитие речи

«Тарелочки для всей семьи»

лепка

Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»

Развитие моторики

Д/и «Мама, папа, я  - дружная семья»

Развитие мышления, внимания

май

«Наша дружная семья»

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Родительское собрание

Сюжетно-ролевая игра «семья»

июнь

«Детский сад – второй дом»

Познавательное занятие «детский сад», рассказ о работниках детского сада и их обязанностях.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Детский сад – второй дом»

«Экскурсия по помещениям д/с»

Д/и «Найди всему свое место»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

«Мой любимый детский сад»

Рисование

«Мой красивый детский сад», изучение флоры на территории детского сада

Экскурсия по территории детского сада ( на улице)

«Наша клумбочка»

Труд в природе, уход за созданной своими руками клумбой с подсолнушками.

Июль

«Моя малая родина»

Познавательное занятие «Мой дом и улица», рассказ о том, что у каждого есть дом и адрес по которому они живут.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Игра: «Назови свой домашний адрес»

 

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Большой дом и маленький»

Конструирование

Д/и «Правила безопасного поведения пешеходов на дороге»

Знакомство с селом, его улицами, тротуаром и дорогой

Экскурсия за территорию детского сада

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»

«Наша клумбочка»

Труд в природе, уход за созданной своими руками клумбой с подсолнушками.

Август

«Моя малая родина»

Познавательное занятие о достопримечательностях района        

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Природа нашего края (знакомство с флорой и фауной)

Экскурсия  на луг

«Бабочки»

Рисование

Подвижные игры: «Жуки, бабочки, кузнечики»

Физическое воспитание

«Наша клумбочка»

Труд в природе, сбор урожая и семян.

Сентябрь

«Моя малая родина»

 Познавательное занятие «Осень»

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Эксурсия в лес. Знакомство с флорой и фауной родного края

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Животные нашего леса»

Конструирование. Поделки из природного материала

 «Осенний лес»

Рисование

Подвижнее игры: «К такому дереву беги», «С какого дерева листок»

Физическое воспитание

Октябрь

«Широка страна моя родная»

«Широка страна моя родная» Познавательное занятие: «Наша родина – Россия» (знакомство с  картой России, столицей Москвой, символикой, столица и т. д.)

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Что мы Родиной зовем?»

Чтение стихотворения В. Степанова

«Флаг»

Рисование

«Наша клумбочка»

Труд в природе. Уборка участка от сухих веток и листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"

- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему и прошлому России. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...

Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Нравственно - патриотическое вооспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....