Проект "Культурное наследие".
проект (подготовительная группа)

Мишанова Анастасия Владимировна

 проект культурное наследие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_isskustvo.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема: «Народное искусство и культурное наследие»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: короткосрочный

Возраст детей: средняя группа.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: В современном мире дети получают очень мало информации о русской народной культуре, быте. Детям нынешнего поколения, следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры. Мне очень хотелось бы, чтобы наши дети выросли любящими свою Родину, свой народ и свою культуру: русские народные танцы, песни, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Ведь всё это способствует воспитанию дисциплины, приучают быть детей честными и справедливыми. Использование народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общих ценностей, для дошкольников особенно актуально в настоящее время. Приобщение ребёнка к культуре, народным традициям с ранних лет, помогает заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, её истории.

      Среди воспитанников и их родителей был проведен опрос о культуре и традициях русского народа. На основании опроса было выявлено, что и дети, и их родители недостаточно знакомы с данной темой. Тем самым было решено изучить глубже тему проекта «Народное искусство и культурное наследие».

Проблема: недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.

Цель проекта: создать условия для формирования понятия основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей России и культурой нашей Родины, русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества

Задачи проекта: 

  • Продолжать знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях).
  • Создать условия для реализации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове, Русской народной игрушке).
  • Совершенствовать умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • Получение знаний об истории русского жилища – избы, об её быте
  • Обогащение и расширение словарного запаса.
  • Пополнение в группе предметно–пространственной среды по теме.
  • Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.
  • Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.
  • Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.
  • Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

Полученные результаты:

  • Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;
  • Познакомились с русскими народными играми, пословицами, поговорками, народными пословицами и поговорками.
  • Расширили словарный запас по теме.
  • Расширились понятия о народном искусстве.
  • Совместно с родителями в группе организована выставка – музей «Предметы народного быта».

Образовательный проект «Народное искусство и культурное наследие»

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

      В первом этапе мы определяем тему проекта, ставим цель, формируем задачи, составляем план работы.

      Для начала рассматриваем с детьми иллюстрации по декоративно-прикладному искусству, презентации. Пополнили и обогатили группу наглядными пособиями, подобрали художественную литературу, глиняные игрушки, раскраски, дидактические и настольно-печатные игры.

2 этап – основной

Содержание проекта:

Физическое развитие: Подвижные игры: «Волк», «Гуси, гуси», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», хороводные игры: «Каравай», «Карусели».

Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Роспись разделочной доски по мотивам городецкой росписи», «Роспись горшка по мотивам хохломской росписи».

Задачи: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; активизировать творческое воображение; развивать эстетический и художественный вкус; развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции; воспитывать интерес к народной культуре; расширить знания о разнообразии народных росписей; способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к народным промыслам, гордость за наших мастеров; закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги и лепки; воспитывать интерес к народной культуре.

Речевое развитие:

Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».

Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Чтение русских народных сказок: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь,

соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

Задачи: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы; знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа; продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество. Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Познавательное развитие:

Образовательная деятельность: «Народная культура и традиции», «Быт русской избы», «Народные промыслы».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Дидактическая настольная игра – «Наша родина»,

Задачи: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе, предметах быта. Обогащать словарный запас названиями предметов быта. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Закрепить знания детей о народных промыслах. Упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла.

Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная»,

«Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина».

Задачи: Развивать образное восприятие песен. Знакомить с народными музыкальными

инструментами (Балалайка, ложки, гусли). Обучать игре на ложках.

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания

дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Задачи: Вызвать желание принять участие в оформлении мини – музея «Предметы народного быта».

3 этап – заключительный

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Основные принципы реализации проекта:

- индивидуализации

- доступности

- наглядности

Работа велась одновременно по трём направлениям:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Обогащение предметно-развивающей среды

В работе с детьми использовались следующие методы:

- беседы с детьми

-дидактические игры

- чтение художественной литературы

- наблюдение

- слушание музыки

- показ изображений

Работа с родителями:

- анкетирование «знаете ли вы обычаи и традиции своего народа?»

- консультации: «фольклор и дети», «читаем детям сказки»

Приложение

Физическое развитие: подвижные игры

«Зайцы и волк»

Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.

Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

«У медведя во бору»

Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; учить бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: выбирается «медведь», который садится в стороне на стульчик. Остальные дети ходят вокруг него, «собирают грибы-ягоды» и приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит,

И на нас рычит.

С последним словом медведь встаёт со стула, дети разбегаются, «медведь» их ловит. Далее выбирают нового «медведя».

«Карусели»

Задачи: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.

Ход игры: сейчас мы будем кататься на карусели - говорит воспитатель. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два…(пауза),

Вот и кончена игра.

Под эти слова карусель сначала медленно движется в одну сторону, потом темп речи и движений ускоряются, на слова «побежали» карусель меняет направление движения и кружится быстрее. Потом темп движений постепенно замедляется, и на слова «Вот и кончена игра» все останавливаются.

«Волк»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «Волка».

Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель вместе с детьми в это время произносит текст:

Ходит, бродит серый волк

В зайцах точно зная толк

Как поймает, да как схватит

Убегай скорей дружок

«Гуси-гуси»

Цель:

-Развивать ловкость, быстроту реакции.

-Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли.

-Согласовывать слова с игровыми действиями.

-Вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в игре.

Ход игры:

Воспитатель хлопает в бубен, зазывает детей на игру.

Воспитатель: Дети, вы играть любите? (да)

Сегодня мы с вами будем не ребятами, а «Гусятами». Покружились, покружились и в «Гусей» мы превратились! (Дети кружатся, им надевают эмблемы с изображением гуся, воспитатель – маску «Гусыни»)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в игру «Гуси-гуси» (выбираются дети, исполняющие роли волка и пастуха, те дети на которых нет эмблем «Гуся»);

Воспитатель: Здесь у нас будет наш дом гусей (обозначаю лентой);

на этом крае (группы) будет место пастуха (обозначаем макетом). Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг.

Основная часть:

Воспитатель: Я ребята «мама-гусыня», а вы мои «Гусята»

Воспитатель: Сейчас нас пастух выгонит на луг гулять.

Пастух: «Кыш-кыш-кыш (пастух похлопывает в ладоши- выгоняет гусей на луг, они пасутся).

-Вышли «Гуси» погулять, свои лапки поразмять (дети идут по кругу)

-По лужку гуляли, лапки поднимали (дети идут, поднимая колени высоко).

1,2,3,4,5 на носках идем гулять. (Ходьба на носках)

-А теперь, гусята мы идем на пятках. (Ходьба на пятках)

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Пастух: Так летите.

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать.

После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.

По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.

«Каравай»

Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех, ну а Дашу больше всех.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из педагогического наследия Я.Корчака

У ребенка творческое одиночество, самостоятелен его труд и стремление к познанию – через радость и грусть, любовь и гнев. Это долгий путь, на котором он сам и везде, несмотря ни на что, ищет, ошибаетс...

План мероприятий, посвященный Году историко – культурного наследия РТ

План мероприятий, посвященный Году историко-культурного наследия Республики Татарстан...

Народное и культурное наследие народов мира. Развлечение "Откуда мы родом?"

Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности)....

Формирование у дошкольников гражданских чувств через ознакомление с многонациональным наследием России.

« Любя своих детей, учите их любить окружающих людей, не научите - будете плакать на старость лет - вот одна из самых мудрых истин…..»Сухомлинский В.А....

Информация для родителей "Наследие ученого Александра Теплоухова"

Есть в Пермском крае один княжеский  уголок, из которого можно сделать уголок для туристов. Ведь поселок Ильинский настолько уютный, он поражает своей какой-то невероятной чистотой. А как в ...

"Луховицкий историко-краеведческий музей - неотъемлемая часть культурного наследия луховичан".

Музеи - неотъемлемая часть культурного наследия, они охватывают практически все сферы жизни человека. Это искусство, наука, история, география, природа. Приобщать к посещению музеев необходимо детей н...