КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов ДОУ "Технология эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй" | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35–95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
«ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ
С СЕМЬЁЙ»
Подготовила и провела:
Мишакина О.Д.
20 марта 2018 года
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Главная цель педагогов дошкольной организации – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должно лежать сотрудничество. Успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
В современных дошкольных учреждениях используются разнообразные формы сотрудничества с семьей. Главное – донести до родителей знания.
Коллективные формы работы с родителями
Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями,
где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к
родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:
- собрание должно быть целенаправленным;
- отвечать запросам и интересам родителей;
- иметь четко обозначенный практический характер;
- проводиться в форме диалога;
- не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в
воспитании.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с
родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и
деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают»
определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В
процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются
проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Одной из эффективных форм повышения педагогической культуры
родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы
в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На
конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования,
представители медицинской службы, учителя начальных классов, педагоги-психологи и т. д.
Живой интерес со стороны родителей вызывают тренинги. Тренинговые
игровые упражнения и задания помогают дать оценку взаимодействия с
ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним,
заменять нежелательные на конструктивные. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является
индивидуальная работа с каждым из родителей. Преимущество такой
формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с
родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с
детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути
совместного взаимодействия с ребенком.
Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма
установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом,
матерью, другими членами семьи.
Беседы должны соответствовать определенным требованиям:
- быть конкретными и содержательными;
- давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания
детей;
- пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
- повышать чувство ответственности за воспитание детей.
В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Педагог должен помнить о ряде требований: беседа в утренние часы менее продолжительна, чем беседа в вечерние часы и касается в основном самочувствия ребёнка, его настроя на пребывание в детском саду. В вечерние часы воспитатель может отметить особенности поведения ребёнка в течение дня, его успехи или неудачи. Если необходимо обсудить серьёзные вопросы, то место и время беседы оговариваются заранее. Присутствие ребёнка в ситуации обсуждения детских проблем, ошибок в семейном воспитании нежелательно. Цель и тема беседы с родителями продумывается педагогом заранее; на их основе составляется план, подбираются соответствующие вопросы. Не следует начинать беседу с постановки проблемы, и тем более с предъявления родителям претензий по поводу плохого поведения их ребёнка, даже если это является главным вопросом предстоящего разговора. Лучшее сначала расположить родителей к разговору, настроить на контакт. Педагог должен не только говорить сам, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются
консультации, тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед. Педагог стремиться дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Значительную роль во взаимодействии педагога с родителями имеет
наглядная пропаганда. Целенаправленное и систематическое применение
наглядных средств способствует ознакомлению родителей с задачами,
содержанием, методами воспитания в детском саду, оказанию практической
помощи семье.
Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей.
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две
части:
- материалы информационного характера (правила для родителей,
распорядок дня, объявления различного характера)
- материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и
семье.
В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.
Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для
ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том,
чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым,
чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные
выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные
игрушки, детские книги, альбомы и т. д.
К информационным листкам относятся и Памятки для родителей.
Информационные Папки–передвижки формируются по тематическому
принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители
ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном материале, ответить на возникшие вопросы, выслушать
предложения и т. д.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включать элементы беседы с родителями.
Очень актуальны «Дни открытых дверей». Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребёнку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников и досугов как «Встреча Нового года», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. В ходе совместных мероприятий родители становятся полноправными участниками праздников и тематических вечеров (обмениваются идеями, практическими советами, осуществляют пошив костюмов и т. п.). Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, вселяет доверие, уверенность, решает многие проблемы.
Анкетирование и тестирование. – выстраивание подлинного доверия и партнёрства с семьёй на основе диалогической стратегии
сотрудничества воспитателей и родителей; в связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью; создание условий для активного участия родителей в жизнедеятельности ребёнка в детском саду на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Как определить, насколько эффективна работа с родителями в воспитании
и развитии личности ребенка? Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- заинтересованность родителей к содержанию
образовательного процесса с детьми в дошкольной организации, в конкретной
группе;
- возникновение дискуссий по инициативе самих родителей;
- ответы на вопросы родителей ими самими;
- приведение родителями примеров из собственного опыта, увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его
внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: консультация для педагогов. Тема "Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком".
Аннотация к методической разработке:Консультация для педагоговТема: "Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком"Автор-составитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории Моисеенко О...
консультация для воспитателя "Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи"
консультации для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»
Консультация для воспитателей «Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»...
Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....
Проект: « Эффективное взаимодействие с семьёй ».
Проект "Эффективное взаимодействие с семьёй"...
Консультация для воспитателей «Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»
Предназначена для проведения в ДОУ....
Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия с семьёй"
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...