Исследуем, удивляемся, узнаём.
статья (младшая группа)

Мамистова Анна Алексеевна

 

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_malahova_n.v._mamistova_a.a.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малахова Нина Владимировна, Мамистова Анна Алексеевна

Воспитатель филиала ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» п. Придорожный «Детский сад «Волжская жемчужина»

Исследуем, удивляемся, узнаём.

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремятся собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы встретились с вами, чтобы поделиться опытом, и надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Радуется даже самому маленькому открытию. Желание ребёнка познавать, изучать, необходимо поддерживать с самого раннего возраста. Именно поэтому мы активно внедряем в образовательную и самостоятельную деятельность опытно-экспериментальную деятельность с младшей группы. Возраст трёх лет - возраст почемучек, у нас есть уникальная возможность научить ребят находить ответы на свои вопросы самостоятельно, проявляя инициативу.

 Тему для экспериментов мы выбираем с учетом интересов детей, а также   в соответствии с тематикой и событийностью. Ведь поэкспериментировать можно в любой ситуации, самое главное найти проблему, задачу, загадку. А у юных почемучек вопросов всегда больше чем ответов.    

Например, на прогулке мы можем внимательно рассмотреть цветок через лупу или как бы «случайно» обнаружить грибы на своей площадке.

А порыбачив в нашем чудо-озере, мы определили свойства предметов, тонет-плавает.

В самостоятельной деятельности, играя в песочнице, дети определяют свойство песка, и экспериментируют с песком.

Мы стараемся, чтобы каждый последующий эксперимент был продолжением предыдущего.

Например, изучая свойства снега и рассматривая снежинки через лупу, мы знакомим детей с тем, что вода замерзает на холоде, а в тепле тает и испаряется.

Далее проводим различные эксперименты с водой, такие как «Домик для капельки», «Окрашивание воды», «Изменение формы воды» «Круговорот воды», «Природные явления» и т.д.

Перемолов зерно на нашей мельнице, и получив муку, мы исследуем свойства муки, определяем, что мука не впитывает воду, что на муке можно рисовать, преобразуем муку в тесто.

Часто в группе создаём проблемные ситуации, чтобы дети самостоятельно нашли выход и помогли решить проблему.

 В течение недели у нас обязательно проводится несколько экспериментов. Например, на «Неделе здоровья» мы знакомились с микробами, живущими на наших ладошках. Когда знакомились с перелетными птицами, проведя опыт, мы увидели, почему перья птичек не намокают.

  В процессе организации детского экспериментирования лучше придерживаться определенной структуры:

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

 С детьми младшего дошкольного возраста эта структура не всегда реализуема, поэтому на помощь приходят различные игры, забавы, которые помогают направлять внимание детей на проведение опытно-экспериментальной деятельности.

Таким образом, использование в образовательной и самостоятельной деятельности игр-экспериментов позволяет научить детей находить ответы на свои сложные вопросы, учит рассуждать, делать выводы на основе исследований.

Дети уже с младшего дошкольного возраста учатся пользоваться инструментами для лабораторных исследований.

Опыты, эксперименты - все это удивительно, увлекательно, необычно. А все, что увлекает легче, быстрее и дольше запоминается.

Список литературы

 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. -336 с.

Выготский Л.Н. Воображение и творчество в детском возрасте. – Издательство «Перспектива», 2020 г., 125 с.

Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2005. – 224 с.

 Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет», Издательство: Сфера, 2018, 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Узнаём город лучше.

Перед тем как войти в бурное море, мы ведь сначала походим босиком по тёплому песку, потрогаем ладошками ласковые волны. Мир истории, архитектуры, искусства  Санкт-Петербурга(поистине уникального...

Как мы осень узнаём

Закреплять представление о характерных признаках осени, развивать позновательный интерес, память, речь, внимание....

"Всё о мире узнаём"

Консультация для воспитателей...

Презентация: "Узнаём о народных мастерах из Городца"

Презентация. Мастер-класс для воспитателей....

Тема "Узнаём друг друга лучше"

Представляю вашему вниманию методическую разработку  заседания "Клуба Общения" для родителей старшей группы ДОУ. Деятельность Клуба расчитана на два года. это первое, ознакомительное заседание, к...

ННОД "Как мы Осень узнаём?"

Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств и познавательный интерес к окружающему миру....

Родительская гостиная «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»

Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ....