Исследуем, удивляемся, узнаём.
статья (младшая группа)
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Малахова Нина Владимировна, Мамистова Анна Алексеевна
Воспитатель филиала ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» п. Придорожный «Детский сад «Волжская жемчужина»
Исследуем, удивляемся, узнаём.
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремятся собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы встретились с вами, чтобы поделиться опытом, и надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Радуется даже самому маленькому открытию. Желание ребёнка познавать, изучать, необходимо поддерживать с самого раннего возраста. Именно поэтому мы активно внедряем в образовательную и самостоятельную деятельность опытно-экспериментальную деятельность с младшей группы. Возраст трёх лет - возраст почемучек, у нас есть уникальная возможность научить ребят находить ответы на свои вопросы самостоятельно, проявляя инициативу.
Тему для экспериментов мы выбираем с учетом интересов детей, а также в соответствии с тематикой и событийностью. Ведь поэкспериментировать можно в любой ситуации, самое главное найти проблему, задачу, загадку. А у юных почемучек вопросов всегда больше чем ответов.
Например, на прогулке мы можем внимательно рассмотреть цветок через лупу или как бы «случайно» обнаружить грибы на своей площадке.
А порыбачив в нашем чудо-озере, мы определили свойства предметов, тонет-плавает.
В самостоятельной деятельности, играя в песочнице, дети определяют свойство песка, и экспериментируют с песком.
Мы стараемся, чтобы каждый последующий эксперимент был продолжением предыдущего.
Например, изучая свойства снега и рассматривая снежинки через лупу, мы знакомим детей с тем, что вода замерзает на холоде, а в тепле тает и испаряется.
Далее проводим различные эксперименты с водой, такие как «Домик для капельки», «Окрашивание воды», «Изменение формы воды» «Круговорот воды», «Природные явления» и т.д.
Перемолов зерно на нашей мельнице, и получив муку, мы исследуем свойства муки, определяем, что мука не впитывает воду, что на муке можно рисовать, преобразуем муку в тесто.
Часто в группе создаём проблемные ситуации, чтобы дети самостоятельно нашли выход и помогли решить проблему.
В течение недели у нас обязательно проводится несколько экспериментов. Например, на «Неделе здоровья» мы знакомились с микробами, живущими на наших ладошках. Когда знакомились с перелетными птицами, проведя опыт, мы увидели, почему перья птичек не намокают.
В процессе организации детского экспериментирования лучше придерживаться определенной структуры:
- Постановка, формулирование проблемы;
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
С детьми младшего дошкольного возраста эта структура не всегда реализуема, поэтому на помощь приходят различные игры, забавы, которые помогают направлять внимание детей на проведение опытно-экспериментальной деятельности.
Таким образом, использование в образовательной и самостоятельной деятельности игр-экспериментов позволяет научить детей находить ответы на свои сложные вопросы, учит рассуждать, делать выводы на основе исследований.
Дети уже с младшего дошкольного возраста учатся пользоваться инструментами для лабораторных исследований.
Опыты, эксперименты - все это удивительно, увлекательно, необычно. А все, что увлекает легче, быстрее и дольше запоминается.
Список литературы
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. -336 с.
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в детском возрасте. – Издательство «Перспектива», 2020 г., 125 с.
Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2005. – 224 с.
Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет», Издательство: Сфера, 2018, 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/24/picture-97315.jpg)
Узнаём город лучше.
Перед тем как войти в бурное море, мы ведь сначала походим босиком по тёплому песку, потрогаем ладошками ласковые волны. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга(поистине уникального...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-347120-1384700259.jpg)
Как мы осень узнаём
Закреплять представление о характерных признаках осени, развивать позновательный интерес, память, речь, внимание....
"Всё о мире узнаём"
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/11/picture-195483-1410420429.jpg)
Тема "Узнаём друг друга лучше"
Представляю вашему вниманию методическую разработку заседания "Клуба Общения" для родителей старшей группы ДОУ. Деятельность Клуба расчитана на два года. это первое, ознакомительное заседание, к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/27/picture-194619-1630077039.jpg)
ННОД "Как мы Осень узнаём?"
Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств и познавательный интерес к окружающему миру....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606766-1426171913.jpg)
Родительская гостиная «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»
Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ....