Кожуунный семинар для заведующих Тема:«Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа)

Хомушку Байлак Бачар-ооловна

Семинар Тема:  «Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО»

 

Актуальность:Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создаем оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве  люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Перед нами поставлена цель:

Конструирование модели, представляющей собой совокупность

организационно-педагогических условий установления социального

 партнерства ДОУ и семьи.
  Для достижения данной цели,  детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
изучение и анализ научно-методической нормативно-правовой литературы по ФГОС дошкольного образования;

создание условий для организации социального партнёрства педагога с семьёй в условиях дошкольной организации;

разработка тематического планирования по взаимодействию социального партнёрства в ДОО;

проектирование процесса социального партнёрства между педагогом и родителями;

проектирование нетрадиционных и традиционных форм социального партнёрства во взаимодействии педагогов и родителей; анализ, результативность, перспективность.

Объект исследования:  социальное партнёрство.

Предмет: организационно-педагогические условия социального партнёрства ДОУ с семьёй.

Практическая значимость: исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих установлению социального партнёрства ДОУ и семьи, организация работы по этому направлению.

Теоретическое обоснование социального партнёрства: В соответствии с Законом "Об образовании" и Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи:  анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи,  Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

Метод анкетирования позволяет собрать  данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Очень важно в  индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками  и т. д.), с общей атмосферой в доме,  интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду.  В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.      

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам

проводим совместные досуги, развлечения, викторины;

выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

 Организация и проведение  дней открытых дверей;

туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;

в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку  к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми  приглашения на собрания, подбираем материал к  конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим  в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом. 

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положитель­ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио­нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-­оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Ловкие, сильные, смелые!»,  стать активными участниками прогулки.

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появ­ляется возможность  заинтересовать ребёнка личным при­мером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного  материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни­мание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здорово­му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре­бёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению де­тей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Традиционные акции

Экологические:  «Покормите птиц зимой!», «Ёлочка – зеленая иголочка!»,

Социальные: «Подари игрушку детям!», «Огонь памяти», «Мусора здесь нет!»

Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!», «Гололедица», «Осторожен будь с огнем!» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное от­ношение к  вещам, энергетическим ресурсам;  внимательное  отношение к людям; заботливое к родному городу.  При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить, раскрашивать листовки) –  это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

уголок для родителей, в котором содержатся  материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;

 разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;

Информационные листки: объявления о собраниях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.

Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.

Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и  многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди­телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво­его труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших ро­дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да­ло определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе­ра взаимоуважения.

 

Ожидаемые результаты:

*          участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

*          повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

*          объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;

*          сплоченность семьи;

*          создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

*           психическое и личностное развитие всех участников проекта.

 


 

 

Список использованной литератур

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013, № 1155

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014г.

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

Н.Г. Пантелеева, Социальное партнерство детского сада и родителей. – М., 2013г.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Юниор» «Земля экология и я»

Слайд 2

Название работы: «Мы - за чистое село!» Место выполнения работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад «Хунчугеш» комбинированного вида с. Эрги-Барлык Ул. Самбуу 33

Слайд 3

Соискатель проекта: Куулар Аялга 5 лет Дата рождения 13.07.2015г Домашний адрес: с. Эрги-Барлык, ул. Барлык. Руководители проекта: Хомушку Байлак Бачар-ооловна, Ламажык Надежда Дадар-ооловна Воспитатели подготовительной группы МБДОУ детского сада «Хунчугеш» с. Эрги - Барлык

Слайд 4

Паспорт проекта: Тип проекта : информационно-исследовательский По содержанию : ребёнок и охрана природы Участники проекта: дети –педагоги –родители По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Слайд 5

Актуальность проекта : Во время прогулки ребята принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? Проблема: Чтобы ответить на недетские вопросы, возник проект «Мы – за чистое село!» Гипотеза : Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы . Задачи проектирования: Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора; Развитие потребности соблюдения чистоты на улицах, дома, в детском саду; Воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде и своей малой Родине.

Слайд 6

Этапы реализации проекта: Подготовительный Организационный Практический Заключительный

Слайд 7

Организационный этап: Это мое село Эрги - Барлык

Слайд 8

Откуда берется мусор? - Кто оставляет весь этот мусор? ( Его выбрасывает сам человек).

Слайд 9

Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе – это мусор»

Слайд 10

Откуда берется мусор? Кто оставляет весь этот мусор? (Его выбрасывает сам человек). Куда бросать мусор?

Слайд 11

Мы за чистое, уютное, здоровое село! За день природу не спасти! Берегите, землю ежедневно! Сегодня поселки, села, города страдает от мусора.

Слайд 12

Сроки выполнения проекта 3 месяца : 1 месяц - совместная деятельность; 1 мес . – наблюдение в условиях детского сада, работа по проекту; 1 мес – создание продукта деятельности по проекту самим ребенком .

Слайд 13

Здоровье в наших руках! Любой выброшенный в окружающую среду предмет тут же превращается в несанкционированную свалку. Разбитые бутылки, жестяные банки, все это дело рук людей. На берег реки сбрасывается все: пластиковые бутылки, бытовой и строительный мусор. Такое отношение к природе просто недопустимо.

Слайд 14

“ Природа - источник здоровья” «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Е. Евтушенко.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Юниор» «Земля экология и я»

Слайд 2

Название работы: «Мы - за чистое село!» Место выполнения работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад «Хунчугеш» комбинированного вида с. Эрги-Барлык Ул. Самбуу 33

Слайд 3

Соискатель проекта: Куулар Аялга 5 лет Дата рождения 13.07.2015г Домашний адрес: с. Эрги-Барлык, ул. Барлык. Руководители проекта: Хомушку Байлак Бачар-ооловна, Ламажык Надежда Дадар-ооловна Воспитатели подготовительной группы МБДОУ детского сада «Хунчугеш» с. Эрги - Барлык

Слайд 4

Паспорт проекта: Тип проекта : информационно-исследовательский По содержанию : ребёнок и охрана природы Участники проекта: дети –педагоги –родители По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Слайд 5

Актуальность проекта : Во время прогулки ребята принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? Проблема: Чтобы ответить на недетские вопросы, возник проект «Мы – за чистое село!» Гипотеза : Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы . Задачи проектирования: Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора; Развитие потребности соблюдения чистоты на улицах, дома, в детском саду; Воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде и своей малой Родине.

Слайд 6

Этапы реализации проекта: Подготовительный Организационный Практический Заключительный

Слайд 7

Организационный этап: Это мое село Эрги - Барлык

Слайд 8

Откуда берется мусор? - Кто оставляет весь этот мусор? ( Его выбрасывает сам человек).

Слайд 9

Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе – это мусор»

Слайд 10

Откуда берется мусор? Кто оставляет весь этот мусор? (Его выбрасывает сам человек). Куда бросать мусор?

Слайд 11

Мы за чистое, уютное, здоровое село! За день природу не спасти! Берегите, землю ежедневно! Сегодня поселки, села, города страдает от мусора.

Слайд 12

Сроки выполнения проекта 3 месяца : 1 месяц - совместная деятельность; 1 мес . – наблюдение в условиях детского сада, работа по проекту; 1 мес – создание продукта деятельности по проекту самим ребенком .

Слайд 13

Здоровье в наших руках! Любой выброшенный в окружающую среду предмет тут же превращается в несанкционированную свалку. Разбитые бутылки, жестяные банки, все это дело рук людей. На берег реки сбрасывается все: пластиковые бутылки, бытовой и строительный мусор. Такое отношение к природе просто недопустимо.

Слайд 14

“ Природа - источник здоровья” «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Е. Евтушенко.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Праздник Масленицы в подготовительной группы

Воспитатели6 Б.Б. Хомушку; Н.Д. Ламажык

                                                   

Цель: формирование патриотических качеств посредством приобщения детей к народным традициям.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о народном празднике Масленица.

2. Воспитывать интерес и уважение к обычаям и традициям своего народа.

3. Создавать условия для укрепления здоровья детей.

Оборудование: чучело Масленицы,  костер из картона, блины, запись песни «Блины» атрибуты для игры.

Ход развлечения:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуй утро, здравствуй день

Здравствуй, праздник русский!
Здравствуйте, гостья дорогие!
(Дети выполняют движение по тексту)

Вед: А какой сегодня праздник?

Дети: - Масленица. Масленица – праздник русский, будем петь и плясать, в игры разные играть.

Вед: - Внимание, внимание!

Слушайте все! Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

- А какое сейчас время года?  (ответы детей)

Исполняется песня «Вот уж зимушка проходит»

Появляется Зима.

Зима: - Что за шум здесь?  Что за гам?

Вед: - Рады видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный «масленица» называется. Вас много интересного ждет.

- И чего ты разозлилась?

Зима: - Не гостья я – а хозяйка тут!  Меня все Зимушкой зовут!

1 ребенок: - Эх! Ты Зимушка – зима, все дороги замела.

2 ребенок:  - Хватит реки льдом ковать –

                      Лес морозить, птиц пугать!

Вед: - Масленицу провожаем, значит и тебе конец. Весна на пороге!

Зима: - Как это конец?  Никуда я не пойду!  Как задую, замету

                                        Я вас всех прогнать смогу!

1 ребенок:  - Зима бела! Нам с собою  принесла морозы, снега сыпучие.

Зима: - Ах, противные детишки! Что вы дразните меня?  Позову сейчас мороз, замарожу щеки, нос!

2 ребенок: - Ты напрасно не сердись, лучше с нами веселись.

Вед: - Какая зима без игры? Давайте поиграем в игру  Игра  «Снежки».

3 ребенок: - Поиграем мы с тобой, потом проводим на покой!

Зима: - Не знаю как и быть, люблю я игр с детьми.

Игра "Кто быстрее на метле"

Дети делятся на две команды. Кегли выставлены в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает та команда, кто меньше всех их собьет.

Зима: - Ох! Оттаяла душа!

Вед: - Вот и Масленица пришла, и веселья завела.

Все: - Ее мы встретим частушками, интересными играми.

Частушки

  1. Бабушка блины спекла

Круглые, румяные

Масленица к нам пришла

Гостью желанною.

  1. Мы на масленой неделе

Вам частушки пропаем

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнем.

  1. Как на масленице нашей

Всем становится теплей

Уходи, Зима подальше

Нам! С блинами веселей!

4 ребенок: - Вот и Масленица во двор пришла.

          Масленица въезжает, встретим тебя с блинами.

(Встают в круг, передают блинчики).

5 ребенок: - Так, давайте в горелки играть!

            Веселой игрою весну зазывать!

Игра " Горелки"

  На середину круга ставится "огонь" (сделан из красной бумаги и картона, дети по очереди прыгают через "костёр".

Вед: - Если дружно взять канат, потянуть вперед – назад. Победит пожалуй смех.

Игра "Перетягивание каната"

Традиционно русская забава, для которой нужны только длинный канат, две команды и абсолютное желание всех перетянуть.

Вед: - Вот и Зимушка проходит, белоснежная проходит, снег и холод прочь уводит, Весну красную приводит.

 По русской традиции масленицу сжигали, а пепел развеивали по полям, чтобы был хороший урожай.

Вед: - Давайте позовём Весну Красную!

Дети: - Весна красная покахись! (3 раза. Появляется Весна).

Весна: - Утро доброе ребята!

              А не поиграть бы нам в игру.

 - Ребята, а какое главное угощение на масленичной недели?

Дети: - блины!

Весна:- Верно! Блины – главный символ праздника.

Весна: - А почему именно блины стали главным угощением?

- Они такие же круглые и желтые как солнышко! А если светит теплое солнышко – значит скоро придет весна!

Хороводная игра «Блинчик»

Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу под музыку. А когда музыка  остановится «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.

Дети: - Уходи зима! Прощай, Масленица!

             Здраствуй, Весна!

            - Гори, гори ясно чтобы не погасло!

              Масленица прощай!  На следующий год приезжай!

Вед: - Эй, Весна не скучай!

           Скушай блинчик, выпей чай!

Вед: - Быть любви и быть добру – всем раздайте по блину!

          Мы кончаем праздник Масленицы до другого вечера.

  Сжигание Масленицы на улице.

Дети и взрослые берутся за руки и водят хоровод вокруг  Масленицы и костра со словами:

Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!

Масленица, прощай! На следующий год приезжай!



Предварительный просмотр:

                                                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с  «Хунчугеш» комбинированного вида с. Эрги-Барлык             Барун-Хемчикского района Республики Тыва

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Тыва улустуӊ эдилелдери»

                                   Хомушку Байлак Бачар – ооловна                    

Воспитатель средней группы

с. Эрги-Барлык   2020 год

Кичээлдиң технологтуг картазы

Кичээлдин темазы: «Тыва улустуӊ эдилелдери»

Кичээлдиң хевири: чаа билиглер «ажыдарының» кичээли.

Уругларнын назы-хары: белеткел бөлүү (4-5 харлыглар).

Сорулгазы:

Өөредиглиг сорулгазы:  өөренип турар чүүлүнге сонуургалын бедидер; ажылды дес дараалаштыр  кылырынга  хайгааралдыг болурун өөредир.

Сайзырадыр сорулгазы: уругларныӊ чугаазын, дыл-домаан сайзырадыр; сөс курлавырын байыдар; уругларныӊ чүве сактып алырын сайзырадыр, ажыл үезинде уругларныӊ салааларыныӊ моториказын сайзырадыр.

Кижизидикчи сорулгазы:  кээргээчел, дузааргак, хүндүлээчел чорукка уругларны кижизидер.

Кичээлдиӊ хевири: көргүзүп тайылбырлаар, практиктиг ажыл.

Кичээлди эрттирген методиктиг аргалары: кыска беседа; оюн аргазы; практиктиг; инновация чурулганы ажыглааны (пластилинография), презентация, компьютерлиг техниканы ажыглааны, түӊнел.

Ажыглаан технологиялар: кадыкшыл камнаар технология, информас-коммуникативтиг технология.

Өске эртемнер-биле харылзаазы: улустун аас чогаалы, амыдырал биле холбаары, чугаа сайзырадылгазы.

Херек чүүлдер: теманыӊ чуруктарынга слайд, боошкун, шаблоннуг кылын саазын, пластилин, үүрмек чинчилер, салбак хендирлер,  тос-карак.

Баш бурунгаар ажыл:  тыва кижиниӊ эдилелдеринге презентация база ол-ла эдилелдерниӊ чиӊгине бодун көргүзүп таныштырар. Кылын саазын кырынга баш удур пластилин-биле боошкуннуӊ хевирин чуруп алыр (пластилинография).

Словарлыг ажыл:  боошкун, тос-карак.

 Кичээлдин чорудуу

Кичээлдин

кезектеринин

аттары

Кичээлдиң тургузуу

Башкының күүседир ужурлуг ажыл-

чорудулгазы

Уругларның

күүседир ужурлуг

ажыл-чорудулгазы

Кичээлдин

үези

1

Организастыг

кезээ.

Психологтуг

белеткел

Уругларны кичээлге

белеткээр, хей-аъдын   көдүрер.

Хун адам, чер ием,

Бай оран –тандым,

оршээ хайыракан

Амыргын-на, амыргын!

Ажылдаар олудун

хынаар, белеткээр.

2 м

2

II. Киирилде

кезээ        

                

Билигниң

онза-

чугулазын

тодарадыры

шулук

Башкы: Кичээливис эгезинде Е.Танованыӊ «Төрээн чурт чүден эгелээнил?» деп шүлүүн дыӊнаптаалыӊар аа, уруглар.

Төрээн чурт чүүден эгелээнил?

− Ааттынган кавайындан.

 − Авазыныӊ ырызындан.

− Артап эрткен эргининден.

 − Авыралдыг кожалардан.

Башкы: Уруглар, ынчаарга, бистиң чурттап турар суурувусту канчаар адаар бис?

Башкы: А бистин кожуунувус  төвүн канчаар адаарыл, уруглар?

Башкы: Эр-хейлер, кончуг шын харыыладыӊар.

 

-Ам мени дыӊнаарыӊарны база чуруктарны кичээнгейлиг көөруӊерни диледим, уруглар.

Уругларныӊ бирээзи Е.Танованыӊ «Төрээн чурт чүден эгелээнил?» деп шүлүүн тода чугаалаар.

-  Эрги-Барлык суур деп адаар бис (уругларныӊ  харыызы)

- Бистин кожуунувус төвүн Барыын – Хемчик кожуун  деп адаар.

2 м

3

 башкы

уругларга тос-карактын чуруун база бодун

көргүзер.

Чорудулга кезээ

Презентация «Тыва кижиниӊ эдилелдери»

Башкы: Бистерниӊ тыва чоннуӊ  канчаар-даа аажок кайгамчыктыг үнелиг эдилелдери дыка хөй. Оларныӊ иштинде база бир солун эдилелди коолунер уруглар.

1 ги слайд «Тос-карак»

Башкы: Уруглар, бо дээрге тыва улустуӊ национал эдилели «Тос-карак». Өгнүӊ херээжен ээзинин эдилээр эдили, кырган-аваӊар азы аваӊар эртен эрте туруп келгеш, сүттүг шайыныӊ үстүн аякка кудуп алгаш, «ажы-төлүм каӊ-кадык, мал-маган онча менди болзун» деп чалбарып номчувушаан, ак-көк дээринче чажып өргүүр.

 Сүттүг шайывысты чажар эдилеливисти эки сактып алыры-биле кады адаптаалыӊар, уруглар.

Башкы: Тос-каракты канчаар ажыглап турар-дыр бис, уруглар?

Уруглар (башкызы-биле кады адаар): «Тос-карак».

-Тос-карак-биле сүттүг шайны чажар. Кижилер каң-кадык болзун дээш чажар (уругларныӊ янзы-бүрү харыылары).

10 м

4

ϴɵредиглиг

сорулгазын

салыры

Ынчаарга бөгүн бистер кичээливиске чунун дугайында чугаалажырывысты тывызыктын дузазы – биле билип алыр бис, ынчангаш кичээнгейлиг тыварынарны  диледим.

Шынгыр-шынгыр бажында

Шылба кара дозунде       ар.209

(чавага, боошкун)

5

II.  Практик        

иг кезээ.        Чаа

билиглерниң

ажыдыышкыны

Сулашимчээшкин:

Башкы: Эр-хейлер.

2 ги слайд «Боошкун»

Ам дараазында чуруктан адын катаптаптаалынар уруглар.

- Чавага, боошкун дээрге чуге херек чувел уруглар?

Башкы: Кончуг шын харыыладыӊар. Боошкун дээрге тыва кыс кижилернин каасталгазы-дыр, эр-хейлер.

Боошкунну чүнүӊ-биле кылып каастаан-дыр?

Башкы: Дыка-ла угаанныг уруглар-дыр силер. Шын харыылап ажылдааныӊар дээш, ойнаптаалыӊар, че-ве, уруглар.

Сула шимчээшкин  «Танцы»

Дыштанып алган бис, кичээливис уламчылаар бис.

Оюн соонда 

Настья ыглап кирип кээр.

Башкы:  -  Бо кым ыглап кел чыдар чоор, көрүп көрүңерем, уруглар.

Башкы: Бодундан айтырып көрээлиңер аа, чүге ыглап кел чыдар уруг боор.

- Чараш уруг Настья, чүге ыглап турарыӊ ол?

Настья:- Чүге дизе, эштерим-биле ойнап тургаш, боошкунум чидирип алдым, башкы. Ол дээш авам мени кончууру чадавас.

Настья катап база-ла ыглай бээр.

Башкы: Настья, оожургап алырыӊны диледивис, сеӊээ канчаар дуза кадарын өөренип көөр бис.

- Уруглар, ам кандыг дуза Настьяга кадып шыдаар бис? Кады боданып көрээлиӊер.

Башкы: Уруглар, эр-хейлер. Мен база силерниӊ ышкаш бодалдыг турдум.

- Бо Настья ыглап кел чор-ла, башкы 

(уругларнын янзы-бүрү  харыылары).

Настьяга бистер чинчилерден чараш боошкундан ам кылып бээр бис, башкы.

6

Эге быжыглаашкын.

Чаа билигни туннеп чугалаары

− Ынчаарга, бистерде боошкун кылыр херекселдер бар: чинчи-шуру база бар. Бистер ам кончуг шалыпкын кылыптаалыӊар аа, уруглар.

Настьянын ыглаары соксап, аажок өөрүп турар.

Башкы: Уруглар, ажылдаарыныӊ мурнунда, салааларывыс эки туттунгур болуру-биле сула шимчээшкинни кылыптаалыӊар, че-ве.

Тыныш органынга  мергежилге.

- Настья: Четтирдим, мен база силерге дузалажып шыдаар мен

7

Чаа теманы быжыглаары.Бот ажыл.

Башкы: Бистер баштай бөлүүвүске хостуг үевисте пластилин-биле боошкунну чуруп алган болгай бис, уруглар. А бөгүн ону канчаар чедир кылыр бис, уруглар.

Башкы: Бо бичии стол артынга дискектенип олуруп  алгаш, баштарыӊарны ажылыӊарже углай бичииден доңгайып алыр силер. А ооргаӊарны дорт тударын утпас болгай силер аа, уруглар.

Башкы уругларыныӊ чанынга олурупкаш, кылын саазын кырынга баш удур пластилин-биле чуруп алган  (пластилинография)  боошкунун  кырындан чинчилер-биле  чараштап тайылбырлавышаан, каастап эгелээр, оожум аялгага ажылдаарлар. А Настья уруглар-биле кады ажылдап кириптер.

Уруглар ажылын удаа-даара доозуп эгелээр. Ажылчын олуттарын база аайлап турарлар.

Башкы: Кандыг кончуг дузааргак уруглар боор, кылып алган каасталгазыныӊ онзагай чаражын аа.

Карактарывыс дыштандырыптаалынар

- Уруглар, ам Настьяга белек кылдыр бээривис арткан-дыр.

Уруглар эжинге боошкунну көргүзүп, белекке сунуп турарлар, а Настья чоогунда тургузуп каан столче делгеп салып турар.

- оон кырынга чинчилерни чыпшырар бис.

(уругларныӊянзы-бүрү харыылары).

Настья: - Эштерим, силерге улуу-биле четтирдим, моон соӊгаар кичээнгейлиг болур мен.

8

III Тончу кезээ.

Кичээлди туннээри.

Уруглар: Настья, ам ойнап чорааш, кичээнгейлиг болуруӊну күзедивис. Бистиӊ белээвисти эки эдилээр сен.

Настья чүктеп алган бичии пөс хавындан конфетаны уругларга четтиргенин илередип үлеп бээр.

Ол үеде башкызы уруглар эскербейн турда, баш удур белеткеп алган боошкунну уштуп алыр.

Башкы:- Уруглар, көрүӊерем, кылып каан боошкуннарыӊар ёзулуг шын боошкунче хуула берип-тир.

Чүге дизе, силер, эжиӊерге сеткилиӊерден дуза катканыӊар ол-дур ийин.

Настья, бээр кел, шымда.

Башкызы  Настьянын чажын боошкуннап тургаш, айтырыгларны уругларга салыр.

Настья: Кайгамчыктыг чараш боошкунну белекке бергениӊер дээш, четтирдим, уруглар. Мен ышкаш ойнап чорааш, чидирип алзыңарза, бо боошкуннарны кыс эштерим, силерге база бээр мен. Четтиргеним илередип,менде бар конфетамны эштерим силерге сөӊнедим.

 

6 м

9

Рефлексия

- Бис кандыг чуруктар коруп турдувус, уруглар?

Тыва чоннуӊ эдилели «Тос-карак» база кыс улустуӊ каасталгазы «Боошкун»  - - Силерге солун, чараш болду бе, уруглар?

  -  Настья чүге ыглап турганыл?

- Настьяга дузаны кадып шыдаан бис бе?

- Четтирдим, уруглар, шупту эки кичээлдээн бис. Мооң-биле кичээливис доозулган, эр-хейлер!

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: познавательное развитие 

Тема НОД: «Село,  в котором мы живем»                                                                                                                                        

Возрастная группа: средняя

Область: познавательное развитие 

Интеграция видов деятельности: речевое развитие,  физическое развитие

Вид деятельности: игровая, познавательная, двигательная.

Формы образовательной деятельности: индивидуальная, групповая 

Методы:  познавательные  (авт. Бабанский)

Цель: расширение и пополнение знаний  детей о названии имена, фамилии  и домашние адреса детей и детского сада.

Задачи

Образовательные: :обучение  у детей первичных представлений о родном селе и интереса к ней;

Развивающие:  развитие интереса к изучению родного села, любознательность, память и логическое мышление;

Воспитательные: воспитание в детях чувство гордости и любви к своей малой Родине.

Оборудование и используемые материалы соответствуют возрасту

детей, рабочие места подготовлены, оформление соответствует теме.

В  образовательной деятельности использовала технологию игрового

 обучения, здоровьесберегающая технология, информационная технология обучения (ИКТ), личностно-ориентированная технология обучения, технология развивающего обучения, игровые технологии обучения.

Для реализации задачи использовала следующие методы: объяснительно-репродуктивный, наглядный, словесный, игровой, практический.

Приемы: постановка вопроса, объяснение, стимулирование.

Структура и содержание занятия состоит из трех взаимосвязанных частей:

Организационный момент, основная часть, заключительная часть.

В организационной части провела  «Приветствие»,  в процесс вовлечения в деятельность повела игру  «Давайте познакомимся».

 Для закрепления рассказывали  с помощью слайды. В организационном этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей.

В основной части дети отправляли в путешествие на автобусе по родному селу с помощью картинок и сайд,

играли   игры, для снятия утомляемости детей была проведена физминутка, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

  Интеграция  по  познанию, по художественно-эстетическому развитию (музыка).

В заключительной части провела итог организованной деятельности и рефлексию, выслушав ответы детей на поставленные воспитателем вопросы. Отклонения и  изменения от плана образовательной деятельности не было. Время выдержано. Поставленные цели достигнуты.

 Используемая  литература:

Школа назы четпээн уругларныӊ программазы «Төрүттүнгеш школаже чедир»//редакторлары Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Сеткүүл «Башкы» №1/2015.

https://sun1-91.userapi.com/QSECK54mCeXh2QPX8UiVOMvJjo13piBdVl04yw/WKrE-nckN-s.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с  «Хунчугеш» комбинированного вида с. Эрги-Барлык             Барун-Хемчикского района Республики Тыва

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

(аппликация)

Тема: «Тигренок»

                                   Хомушку Байлак Бачар – ооловна                    

Воспитатель подготовительной группы

с. Эрги-Барлык   2021 год

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие 

Тема НОД: «Тигренок»                                                                                                                                        

Возрастная группа: подготовительная

Область:  художественно-эстетическое развитие 

Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое развитие, познание,  физическое развитие

Вид деятельности: игровая, познавательная, двигательная.

Формы образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая  

Цель:  Учить дополнять  образ тигренка деталями.

Задачи

Образовательные: Учить дополнять  образ тигренка деталями, осваивать приемы работы с ножницами;

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, точность движений рук, глазомер, воображение, творческие способности;

Воспитательные: воспитывать у детей доброе отношение к природе, животным.

Словарная работа: символ

Оборудование и материалы:  цветная бумага оранжевого, белого и черного цвета, клей карандаш, рисунок тигра, ножницы.

Предварительная работа:  не велась

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно!

Говорю я вам: «Привет!»

Улыбнитесь скорей в ответ!

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

2мин.

2.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

Воспитатель:  - У вас сегодня хорошее настроение?
Дети: - Да!
Восп
итатель: Давайте подарим нашим гостям хорошее настроение (сдувают ладошки)

Проблемная ситуация:

Обращает внимание детей  кружочки на столе. Мальчик Гена начал делать тигренка и сделал туловище и голову, его позвали друзья поиграть, он все дела бросил и пошел играть. А про свою работу совсем забыл.

- Дети, вы слышите, кто то там плачет? Пойду посмотрю кто там. – Дети кто это?

- Почему ты так грустишь? Меня бросили недоделанной, я хотел выступить на цирке. Как же я пойду туда.

- Дети, поможем маленькому тигренку?

 

Тигренок

Да

3 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектированиерешенийпроблемнойситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

    Воспитатель: -  отгадайте, пожалуйста загадку

  На поля и на луга

  До весны легли снега

  Только месяц наш пройдет

  Наступает Новый год!

Воспитатель:  - О каком месяце говорит в этой загадке?

Воспитатель: - Назовите, пожалуйста, какие зимние месяцы вы знаете?

Воспитатель: - О чем мы сегодня будем делать, узнаем с помощи загадки.

       Живет в лесу

      Жил котенок полосатый

      Не мурлычал он как кошка

      Лишь рычал совсем немножко

      Дикий полосатый зверь

     - Кто это дети?   (рисунок тигра на слайде)

- Тигр является самой большой и красивой кошкой на свете. - Что вы знаете о тиграх?

- А кто знает, зачем нужен тигру полоски?  Полоски помогает спрятаться среди травы в джунглиях.
– Тигр Символ года.

Перед тем приступим, к работе давайте поиграем.

 - О месяце декабре.

 - Декабрь, январь, февраль.

- Тигренок

Ответы детей.

5 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Дыхательная гимнастика.

- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе рычим как тигренок - р – р – р.

 Вот у нас получилось метель.  Молодцы.

Вспомнить с детьми, где живет тигр. Вспомнить правила работы с ножницами.

Рассказать части тела тигра: туловище, голова есть, что же не хватает?  

(хвост, лапы, глазки, усы, уши0

16 мин

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Гимнастика для глаз

Самостоятельные работы детей.

Физкультминутка:  Тигрята на телевизоре.

Продолжение работы. Приклеивание частей к голове и туловище.

«Игра»

    - Мы вчера играли,

     И рычать нам было надо.                

    - Мы рычали: «Р-р-р»                                  

 Дидактическая игра “Подбери признаки”.

- Я буду бросать вам комок, а вы будете возвращать, подбирая слова к слову зима, снег, снежинки.

Зима (какая?)–белая,  холодная, пушистая, красивая, снежная, морозная…

Снег (какой?) – холодный, белый, пушистый, мягкий, сверкающий…

Снежинки (какие?)

Ответы детей

 

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Посмотрите, какой  красивый тигренок получилось. Он так рад вам, что помогли ему.

- До свидания дети, спасибо вам что, помогли мне.

Теперь он успеет выступить на цирке.

 

 

7.

Рефлексия

- Понравилась ли вам занятие? Чем занимались? Что делали?  (Рассказы детей)


2-4 мин

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие 

Тема НОД: «Тигренок»                                                                                                                                        

Возрастная группа: подготовительная

Область:  художественно-эстетическое развитие 

Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое развитие, познание,  физическое развитие

Вид деятельности: игровая, познавательная, двигательная.

Формы образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая  

Цель:  Учить дополнять  образ тигренка деталями.

Задачи

Образовательные: Учить дополнять  образ тигренка деталями, осваивать приемы работы с ножницами;

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, точность движений рук, глазомер, воображение, творческие способности;

Воспитательные: воспитывать у детей доброе отношение к природе, животным.

Словарная работа: символ

Оборудование и материалы:  цветная бумага оранжевого, белого и черного цвета, клей карандаш, рисунок тигра, ножницы.

Предварительная работа:  не велась

Оборудование и используемые материалы соответствуют возрасту детей, рабочие места подготовлены, оформление соответствует теме.

В  образовательной деятельности использовала технологию игрового

 обучения, здоровьесберегающая технология, информационная технология обучения (ИКТ), игровые технологии обучения.

Для реализации задачи использовала следующие методы: объяснительно-репродуктивный, наглядный, словесный, игровой, практический.

Приемы: наглядный, словестный.

Структура и содержание занятия состоит из трех взаимосвязанных частей:

Организационный момент, основная часть, заключительная часть.

  В организационном этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. В процесс вовлечения в деятельность организована с помощи загадки.

В основной части дети помогли делать недостающие части тигренка с помощью картинок и сайд,

играли   игры, для снятия утомляемости детей была проведена физминутка, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

В заключительной части провела итог организованной деятельности и рефлексию, выслушав ответы детей на поставленные воспитателем вопросы. Отклонения и  изменения от плана образовательной деятельности не было. Время не выдержано, но дети не устали с интересом вырезали и приклеивали детали тигренка. Работали с большим интересом.

  Поставленные цели достигнуты.

        



Предварительный просмотр:

                             Тоол   «Шоодай ишти яблок»

              Улуг болуктун уругларынга чаа чыл байырлалы

Киржикчилери:

Соок-Ирей – родитель Саая В.П.

Снегурочка – Хомушку С.Э.

Башкарыкчы – Куулар Т.Ч.

Ава койгун – Сарыг-оол Л.С.

Ача койгун  - Саая А.К.

Каарган – Донгак О.Х.

Диинчигеш  - Саая А.С.

Адыг _- Хомушку А.Ш

Чараа чечен – Хомушку Б.Б.

Бору – Хомушку Ш.Д.

Сорулгазы:  Бодун хостуг болгаш культурлуг алдынып билиринге ооредири;

Уругларнын сагынгыр-тывынгырын сайзырадыры;

 Чараш чуулду унелеп билиринге кижизидери.

Дерилгези: группаны чараш кылдыр дерип каастап каан. Яблоня турар.

Башкарыкчы: 

Сагыш- сеткил доюлдурган сергек хоглуг

Чаа- чылдын байырлалы моорлап келди.

Долгандыр-ла бугу чуве хуулгаазынныг

Тоолда ышкаш тывызыксыг чаражын аа.

   

          Уруглар Чаа-чылга байыр чедириишкиннери.

Башкарыкчы: - Эргим хундулуг бистин бичии чаштарывыс,  башкылар!

Байырлалдар аразында Чаа- чыл - эн-не тоолчургу, солун, хоглуг, оорушкулуг, хуулгаазын байырлал болгай. Чаа чылдын байырлалын таварыштыр чаштарга,  аалчыларга байыр чедирип, аас-кежикти , кан дег кадыкшылды, оорушукуну кузевишаан, байырлалывысты эгелээр-дир бис.

Арга ээзи адыг ирей

Ижээнинде удуй берген

Чогум ындыг кайы уел,

Чаштар дурген тывынарам? (кыш) Уругларнын харыылары

- Сетиливис сергек-омак ыры-биле ажыдаал!

Ыры:

Шулук   Адучин, Тимур.

Танцы оолдарнын  «Крутые мальчики»

Башкарыкчы:       Тоол дег чараш садывыста

                                  Хуулгаазын маадырларлыг

                                  Чаа чылдын тоолчугажы

                                   Бо хун бисте аалдап келди.

 

Тоол: «Шоодай ишти яблок»

           (тоол корулддези, уруглар тоол корбушаан хептерин кедип аарлар)

Башкарыкчы:                                                                                                                                     Чоон ыяштыг арга кезип,

Соок –Ирей чоруп орган.

Шивилерге чинчи баглап,

 Шимеп дерип каастап чораан.

Суурларнын садиктерин,

Соок – Ирей кезип чораан.

Уткуй унген чаа чылда,

Уругларга белээн соннээр.

       

 - Ам байырлалывысты уламчылаары – биле Соок – Ирей биле уруу Харжыгашты чалап аалынар.

Чалап тур, манап тур бис.

Чаа чыл дурген чедип келем.

Солангылыг Харжыгаш,

Соок – Ирей келинерем!

Шупту: Соок-Ирей, Соок-Ирей, Соок-Ирей!                                                                  (Соок – Ирей, Харжыгаш кирип кээр).

Соок-Ирей: - Экии уругларым , чаа-чыл-биле!

Харжыгаш: Чаа чыл-биле, аалчылар, уруглар!

Соок-Ирей: Харжыгажым уруум-биле\

                    Хапта белээм чуктеп алгаш,

                     Сонгу доштуг океандан

                    Соок-Ирей аалдап келдим

Соок – Ирей: - Чаа чыл байырлалы каткы –хоглуг, хой - хой оюн – тоглаалыг чараш болзун, уругларым. Бо чаа унуп орар 2022 чыл, силерге аас – кежикти, чедиишкиннерни кадыкшылды соннээр болзун! Озуп орар бичии чаштарга, бугу –ле чуулдернин эн –не чаражын, амданыын кузедим.

Башкарыкчы: Соок –Ирей кырган –ачай база Солангылыг Харжыгаш, силер ырак  орук чораан болгаш шылаан боор силер, бичии дыштанып олурунар. Бис силерге т  ойнап, танцылап, шулуктеп, ырлап берээлинер.

                 

     Б:         Харжыгаштар, чарашпайлар

                   Кайда силер, бээрленер.

                   Казыргылай боолденип

                   Кады ойнап, самнаалынар.

Танцы:  «Харжыгаштар»

 

Чайынналган Чаа чыл-даа

Чалатпайн чедип келди

Долгандыр-ла четтинчипкещ

Хороводтап ойнаалынар!

Хоровод:

Шулуктер чугалаар.

Башкарыкчы:    Соок – Ирей кырган – ачайга

                            Солангылыг Харжыгашка

                            Чанар уези чоокшулап орар

                            Чараш ырдан ырлап берээл.

Ыры:  

Харжыгаш: Кырган – ачай, бо бичии чаштарга эккелген белектерин кайыл?

Соок – Ирей: - Ой, хамык белектерим кайыл? Канчап барган чоор. Уруум бээр дынна.

                                     Кокпа орук аайы – биле

Кончуг оожум базып чордум

                                     Сонгу чуктен хадаан хатка

                                     Белектерим алзып алдым.

                                 - Ам канчаар бис, уруум Харжыгаш.

Башкарыкчы: - Уруглар, Соок – Ирейнин биске эккелген белектерин хат алгаш барган тур. Кайда барганын дилеп корээлинер. Соок – Ирейге дузалажыптаалы.

(Белектер шиви дозунге турар).

Харжыгаш: - Соок – Ирей белектер мында тур.

Соок – Ирей: Четтирдим, уруглар! Корга бердим. Бо белектерни, ам уруум Харжыгаш улеп бээр.

Ам мен уруум Харжыгаш – биле чоруптайн. Байырлыг, Менди –Чаагай!

Уруглар: Байырлыг Соок –Ирей, Харжыгаш!

                 Байырлыг! Чаа чыл – биле!

Башкарыкчы:  Бисти ойнап хоглеткеннинер дээш четтирдивис! Чараш солун, байырлалывыс адакталып келди.

                                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хунчугеш» с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ

   

 

Воспитатели: Б. Б. Хомушку

Н.Д. Ламажык

20.02.2022

                         Февраль -23 ада - чурт камгалакчыларынын  

хунунге турааскааткан ачалар аразынга болур

«Мээн ачам эн-не тергиин»

деп моорейнин  чижек сценарийи.

Сорулгазы

 І.Ада кижинин ог-буледе ролюн билиндирер, уруглар кижизидилгезинге харыысалгазын бедидер, хей-аъдын кодурер. Уруглар сады-биле харылзаазын быжыглаар.

2.    Ог-буледе ада-биле уругларнын аразында харылзаазын быжыктырар

Дерилгези: Ада дугайында улегер домактарны, шулуктерден одуругларны чараштыр бижээш азар, зал иштин шарлар – биле дерип каастаар.

Моорейнин  чорудуу.

1.    Организастыг кезээ.

-Экии уруглар, хундулуг адалар!

 Ада кижи  чер-чуртунун камгалакчызы. Ада кижи огнун эр ээзи, ажы-толунун ачазы, сумелекчизи, деткикчизи, камгалакчызы болурундан ангыда, ада-огбе ызыгуурунун уламчылакчызы болуп чорууру-биле хундуткелдиг.

Бичии кижи чажындан тура ачазын эки деп санаар, ачам куштуг, ол кажан-даа, каяа-даа ыяап-ла дузалап чедип келир деп чувеге бузурээр. Оол уруг ачазын дозексээр. Чугаа-домаан, кылажын дээш, ачазынын эки-даа, багай-даа талазын оттунуп алыксаар.

Кыс уруг бир дугаарында ачазын коруп, эр кижинин характери-биле таныжар. Кыс уругга ада кижинин улегери эки  болза, уруунун ог-булези, чуртталгазы аас- кежиктиг болур.

 Ынчангаш бис Февраль -23 ада - чурт камгалакчыларынын  хунунге турааскааткан «Мээн ачам эн-не тергиин» деп моорейин эгелээр-дир бис.

 Киржип келген ачаларга ооруп четтирбишаан,  кадыкшылды, ог-буленерге аас-кежикти, ажы-толунернин каткы - хоглуг, оорушкулуг озуп доругарын кузедивис.

   

              Ада- чурттун  алдар - адын тудуп чоруур.

              Ажы-толдун  аас- кежиин  улежип  кээр.

              Амыдырал – чуртталганын дазылы боор.

              Адаларнын  алдар –ады хундуткелдиг

Моорейнин негелделери-биле таныжыптаалынар:

  1. Таныштырылга. (3мин)
  2. «Чолаачы» (1 мин)
  3. «Эн-не куштуг ада» (Армреслинг)
  4. «Тулааны кежери» (уран-холдар)»
  5. «Усту берген харылзааны тудар»

           

I тур «Таныштырылга». 

Боттарын таныштырары-биле бирги киржикчини

________________________________________________  адыш часкап уткуп алыылынар!

II тур  «Чолаачы»  Оолдарынарнын ойнаар машиналарын идип ойнаар. Дуу ол шыйыга чедир машинанын даажын оттунмушаан черге олуруп алгаш иткеш катап бээр келирде база идип алгаш келир силер, силер келиринерге уругларынар шак-ла ынчаар кууседир.

3-ку тур «Эн-не куштуг ада». Бо турда ачалар бот-боттары кужун шенежип хол басчырлар.

                   Арзылан, Чаан могелерден шилиттинген,

                   Алдан дорттун аразынга девип турар,

                   Экер эрлер хурежинге шуглуп чоруур,

                   Эзирлер дег адаларны чалап аалынар!

                                                               

4-ку тур «Тулааны кежери»

Ачалар уругларын кодуруп алгаш болотаны эртер.  

 

                  

   5-ки тур «Уступ калган харылзааны тудар». (уруглары-биле киржир)

 Харылзаа хенертен узулген, телефоннар ажылдавайн турар, связистер дурген харылзааны кожар. (шнурда пирамидаларны баглаар чежер кылдыр).

  Хундулуг корукчулер, ада-иелер ! Моорейивис адакталып тур.

Жюри кежигуннери ажылын уламчылап, туннелдерни ундуруптери-биле удептээлинер!

   

Жюриге состу берип тиилекчилерни болгаш киржикчилерни шаннап мактаар

    Эр кижи ог-буленин эр ээзи, ажы-толунун ачазы болуп чорууру-биле «ада»-деп аттын хундуткелдиг  эдилекчизи. Ол кезээде ог-буленин быра кужу, кол чоленгиижи, азыракчызы. Ада кижинин эрес-кежээзи, чон аразынга толептии уруг-дарыынга улуг улегер болур. Ынчангаш Февраль -23 ада - чурт камгалакчыларынын  байырлалы биле силерге оорушкуну, ынакшылды, хундуткелди, кучу- кушту, кадыкшылды, аас- кежикти, ак орукту кузевмшаан мындыг         эки 20.02.2020 деп хунде байырлап турарывыс чараш болгаш онзагай дыр. База катап киржип келгенинерге четтирдивис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках ФГОС

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собст...

Семинар - практикум для педагогов «Социальное партнерство ДОУ и семьи»

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС"

Выступление на РМО для педагогов МДОУ...

Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС"

Выступление на РМО для педагогов МДОУ...