Тема: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Громченко Ирина Егоровна

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового  дошкольника.       Проблема            формирования      культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одним из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Тема: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего

дошкольного возраста

Актуальность

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового        дошкольника.        Проблема        формирования        культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одним из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных задач педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.

Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

-Личный пример.

-Алгоритмы действий.

-Использование сюжетных и дидактических игр.

-Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. -Игровые и проблемные ситуации.

-Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.

В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания        и        организации        приёма        пищи,        формирование        навыков самообслуживания при раздевании и одевании)

В        организованной        образовательной        деятельности        (ООД),        в        игровой деятельности детей.

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность,        максимально        удовлетворяют        потребности        ребёнка        в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно

предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей-привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание        на        внешний        вид        детей,        побуждаю        к        стремлению        выглядеть опрятно. Методический приём: «Сказочный персонаж» воспитатель, переодетый в персонажа.

Цель: заинтересовать детей, создать хорошее настроение.

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно прощаться с детьми и воспитателем, помощником воспитателя. Считаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение.

В процессе умывания уточняю правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняя целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в ванной комнате:

Мы друг друга не толкаем, Никого не обижаем,

Мы друг другу помогаем, Если друг на пути,

К другу надо подойти

В группе дети выполняют обязанности дежурных, где закрепляются умения к трудовой деятельности через дежурство: накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы. Цель: Формировать культурно- гигиенические навыки (мыть руки перед едой).

Во время приёма пищи в течении дня совершенствуем навыки аккуратного приёма пищи: обращаем внимание детей на то как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Проводим беседы о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняю название блюд, продуктов, используемых в их приготовлении.

Обращаю внимание на то, что после приема пищи необходимо себя привести в порядок: помыть руки, прополоскать рот от еды. Во время второго завтрака дети

могут непринужденно пообщаться. Напоминаю детям о правилах поведения за столом.

Подготовка к прогулке (одевание) Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно.

Упражнение «Одевайся по команде»: кто надел колготки и свитер, может надевать штаны. Теперь можно надевать куртки и шапки. Напоминаем, что одежду необходимо заправлять внутрь, для того чтобы было тепло.

Делаю положительную оценку детям, которые одеваются правильно, быстро и тихо:

Одеваемся по порядку, Привыкаем к порядку.

Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь.

При возвращении с прогулки (раздевание) - побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу.

Упражнение «Шлагбаум». Я пропускаю в детский сад тех, кто почистит свою одежду и обувь, и помог это сделать товарищам. В раздевалке проводится дидактическое упражнение: «Кто правильно и быстро положит одежду в шкафчик». Обращаем внимание, что Даша или Ваня очень аккуратно сложили свою одежду в шкафчик. Предлагаю детям помочь друг другу.

Слежу за тем чтобы дети не только аккуратно убирали вещи в шкаф, но и выворачивали каждую вещь на лицевую сторону. Контролирую процесс последовательности одевания-раздевания.

Воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность. Совершенствую широкий круг задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды.

Подготовка ко сну - продолжаю учить аккуратно, складывать одежду на стульчики. Упражнение «Волшебная дорожка». После того, как дети разделись проводится игра «Волшебная дорожка». Нужно пройти по массажной дорожке. Помогаю детям разобрать постель. Напоминаю, что в спальне нельзя шуметь.

Игра «Звездочка». Обращаю внимание детей на то, что тот, кто сегодня будет хорошо спать, тому под подушку придет маленькая звездочка, которая исполнит ваше желание.

Подъем детей - совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

Формирование знаний о здоровом образе жизни во время проведения гимнастики пробуждения; Использую комплекс гимнастик пробуждения. Например:

«Солнце глянуло в кроватку разбудило всех детей Потягушки - потягушки,

Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают Я проснулся! Мы проснулись!».

Дети проходят босиком по массажной дорожке в групповое помещение.

Обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться. После того, как дети оделись, девочкам предлагаем– посещение парикмахерской (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные.

Для закрепления правил, более осознанного их усвоения в средней группе целесообразно проводить тематические беседы, но не только назидательного характера, но и в игровой и доброжелательной форме довести до сознания ребенка. Предлагаем самому сделать выводы как следует поступить правильно, опираясь на положительный пример сверстника.

Тема беседы

Планировала такие беседы


Название беседы:

«Где прячутся микробы»

«Почему нужно мыть руки перед едой»

«Правила этикета за столом»

«Распорядок дня»

«Зачем нам расческа?» «Чистота залог здоровья»

«Как пользоваться предметами личной

гигиены?»

«Где хранятся вещи»


Цель беседы

Цель: Дать элементарные знания о

вреде микробов

Закрепление правил поведения за столом

Закрепление знаний о режиме дня

Закрепление навыков самообслуживания.

Дидактические игры на формирование

навыков самообслуживания, закрепить правила личной гигиены:

Игры направленные на развитие мелкой

моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании:

Сюжетно-ролевые игры:

Приобретенные навыки гигиенической

культуры закрепить в процессе чтения художественной литературы:


«Крокодил – чистюля» «Научим Машу

правильно мыть руки» «Усади гостей за стол»

«Зашнуруй башмачок» «Ромашка» «Собери бусы»

«Волшебные шнурки» «Разложи пуговицы»

«Накроем праздничный стол»

«У нас обед» «Салон красоты» «Парикмахерская»

«Кафе» «День рождение

мишки»

К. Чуковский «Федорино горе»

К. Чуковский «Мойдодыр» «Муха-Цокотуха»

«Маша растеряша» «Кукла и Катя» «На прогулку» Стих-е: «Наши

полотенца»


Цель: Навыки культурной еды.

Цель: Закрепить навыки сервировки стола.

Цель: Закрепление навыков самообслуживания.

На формирование умения правильно вести

себя в обществе. Цель: Продолжать

воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

На формирование навыков личной гигиены,

самообслуживания

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления об окружающем.

Результаты проделанной работы:

- многие дети без напоминания моют руки после туалета, после занятий лепкой и рисованием, после прогулок, сами спешат помыть руки перед едой, ищут и используют мыло;

- многие дети могут самостоятельно одеться и раздеться, во время сборов на прогулку некоторые дети знают очередность одевания;

- после сон часа девочки пытаются сами достать свои расчески и просят их заплести;

- если кто - нибудь испачкается или намочит одежду то они сами пытаются ее переодеть или просят помощи у взрослых;

- дети помогаю младшему воспитателю накрывать на стол;

- в самостоятельной детской деятельности на первый план вышли игры в докторов и поваров;

- основы правил поведения за стало во время приема пищи в процессе усвоения.

Перспективы на будущие:

С каждым годом наши дети становятся старше, поэтому работа по развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания будет всегда актуальным для нас.

План работы для воспитателя:

1. Подбор и создание художественной литературы: стихи, сказки, загадки, потешки.

2. Изготовление картотеки «Режимные моменты».

3. Чтение художественной литературы в режимные моменты.

4. Составление картотеки «КГН упражнения» и выполнения упражнений. «Мыльные перчатки», "Делаем прическу", «Носики - курносики» и т. д.

5. Беседы с детьми о правилах культуры гигиены используя дидактический материал.

6. Сюжетно – ролевые игры: «День рождения Степашки», «Собираемся на прогулку», «Купание куклы», «День рождения куклы кати».

7. Изготовление папки передвижки: «Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников».

8. Консультации для родителей: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Как ухаживать за молочными зубами у детей», «Как приучать детей к опрятности и аккуратности».

9. Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Этикет для детей», «Расскажи про детский сад».

10. Рассматривание альбомов на темы «посуда», «одежда», «мебель».

Мы будем расширять и углублять работу данного направления за счет обогащения сенсорного опыта детей и использования новых технологий, методов, приемов, таких как:

- проектирование

- моделирование и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " Использование разных видов детской деятельности в ДОУ"

Определение  детской  деятельности.  Виды  детской  деятельности. Игра- как  основной  вид  деятельности....

Доклад "Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "

Формировать культурно- гигиенические навыки надо с раннего возраста.О том, как заинтересовать детей с помощью потешек, стихов, дидактических игр соблюдать культурно- гигиенически навыки, рассказываетс...

Презентация "Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков воспитанников"

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является самым актуа...

Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, з...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...

Использование различных видов детской деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Оздоровительная  работа  с  дошкольниками  в  последние  десятилетия  приобрела  особую  актуальност...