Обобщение педагогического опыта
методическая разработка

- С чего начинается обобщение опыта работы?

- Как выбрать тему для обобщения опыта работы?

- Какова структура написания опыта работы?

- Каким должен быть ваш опыт работы по объёму?

- Что делать с опытом вашей работы после его обобщения?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Задача дошкольной организации – транслировать лучший педагогический опыт. Каждый педагог должен уметь представить результаты своей работы коллегам.

- С чего начинается обобщение опыта работы?

- Как выбрать тему для обобщения опыта работы?

- Какова структура написания опыта работы?

- Каким должен быть ваш опыт работы по объёму?

- Что делать с опытом вашей работы после его обобщения?

Алгоритм обобщения педагогического опыта

На любом этапе развития дошкольного образования педагогам важно уметь грамотно представлять себя и результат своей работы. Не всегда это получается сразу, иногда мы учимся этому на протяжении всей профессиональной деятельности.

Часто молодые педагоги копируют чужой педагогический опыт, потому что считают его передовым. Однако не каждый педагогический опыт является передовым. Главная задача воспитателя в этой ситуации – понять идею, для чего педагог-мастер применяет конкретные методы и приёмы и как на его примере совершенствовать свою работу.

Современное дошкольное образование предусматривает вариативность. Разные педагоги могут добиться одного и того же результата в работе разными способами. Мастерство педагога в том, чтобы найти новые интересные формы и методы работы.

В начале своего профессионального пути педагогу детского сада нужно:

- осознать свои трудности в работе и выбрать тему самообразования;

- не бояться выступать на педагогических советах и других мероприятиях, на которых предоставляется возможность рассказать о своих формах и методах работы по какому-либо направлению;

- изучать передовой опыт работы коллег, внедрять в работу и по возможности усовершенствовать;

- завести папку личных достижений «Портфолио».

Рекомендации

1. Начинайте работу по обобщению опыта с самообразования. В идеале именно работа по теме самообразования должна перерасти в опыт работы по данной теме, который потом вы сможете обобщить. Какую тему выбрать для самообразования и как её правильно сформулировать? На этот вопрос ответить просто – нужно обратиться к содержанию ФГОС.

На сегодняшний день все дошкольные организации реализуют ФГОС, который содержит требования к результатам освоения детьми образовательной программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На них и на задачи образовательной программы должен ориентироваться каждый педагог в своей работе с детьми.

2. Используйте в теме формулировки, которые отражают содержание вашей работы. Часто педагоги используют в качестве темы самообразования модные формулировки и при этом не понимают их смысла. Однако тема должна отражать содержание работы, но в сокращенном виде.

Когда формулируете тему самообразования, помните:

Тема должна отражать цель (результат). Например, «Развитие инициативы и самостоятельности….». В данном случае «Развитие инициативы и самостоятельности – это предполагаемый результат (цель) вашей работы. Формулировка взята из целевых ориентиров (раздел IV, п. 4.6 ФГОС ДО).

В теме необходимо определить возраст (категорию) детей, с которыми вы будете достигать поставленную цель. Например, «…у детей старшего дошкольного возраста…».

В теме необходимо указать средства, при помощи которых данная цель будет достигнута. Например, «…посредством проектной деятельности». В данном случае проектная деятельность – это средство достижения результата.

В конечном варианте тема самообразования будет звучать так: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности». Таким образом, структуру темы можно представить как «Результат – категория детей – средство достижения результата». Также допустим вариант – «Средство достижения результата – результат – категория детей».

3. Придерживайтесь чёткой структуры в описании опыта работы. Когда у педагога накоплен достаточный опыт работы по конкретной теме, он должен его сначала проанализировать, а затем описать. Для этого нужно собрать имеющуюся информацию, отделить главное от второстепенного, подготовить теоретическое обоснование опыта.

Структура описания опыта работы включает:

Условия возникновения опыта. Вы должны указать, что натолкнуло вас на идею формирования опыта по данной теме. Здесь не должно быть общих фраз, это частный раздел.

Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но условия возникновения – различны. Опишите в этом разделе именно свои условия. Например: изучение методической литературы, опыт коллег, курсовая подготовка, инновационная деятельность, результаты мониторинга детей вашей группы и т.д.

Актуальность и перспективность опыта. В этом разделе вы отражаете актуальность цели, которую вы поставили. Для этого её нужно проанализировать.

Профессиональная деятельность педагога не должна противоречить современным требованиям и основным принципам ФГОС дошкольного образования. В своей работе каждый педагог должен создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, чтобы на этапе завершения дошкольного образования они достигли целевых ориентиров.

Ведущая педагогическая идея – основная мысль опыта. Как сформулировать в этом разделе ведущую педагогическую идею вашего опыта?

Подсказка: формулировка должна состоять из трёх частей: цель или конечный результат, категория детей и средство достижения результата. То есть ведущая педагогическая идея вашего опыта уже заложена в теме. Вы можете просто её продублировать. Теперь вам понятно, почему на начальном этапе важно правильно формулировать тему. Таким образом, ведущая педагогическая идея должна следовать теме, а опыт раскрывать ведущую педагогическую идею.

Теоретическая база опыта. В этом разделе вы указываете, какие теории, положения, законы, закономерности реализуете в процессе своей работы. При этом обязательно должны быть ссылки на авторов, которых вы изучили, и их взгляд на данную проблему.

Новизна опыта. В этом разделе вы показываете соотношение теоретического материала по данной теме, который вы изучили, и вашего личного практического опыта. То есть что нового вы сделали по данной теме, что отличает вашу работу от других разработок по данной теме других авторов.

Технология опыта. Этот раздел раскройте в системе конкретных действий, которые обеспечивают конкретный результат. Проанализируйте: соответствие содержания поставленным целям и задачам. Передовой педагогический опыт может состоять не только в новых формах, методах организации образовательного процесса, но и в его содержании.

Формы и методы образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологию их применения, способы деятельности педагога и детей. Передовой педагогический опыт состоит также в удачном выборе известных форм и методов, их усовершенствовании или выработке новых, которые позволят достичь цели наиболее оптимальным путём.

Организацию образовательной деятельности, способы включения детей в образовательную, общественно-полезную, трудовую деятельность, соответствие организации поставленным целям и задачам.

Связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности всех участников образовательной деятельности. Необходимо доказать, что результаты образовательной деятельности непосредственно зависят от того опыта, который вы транслируете.

Результативность. В этом разделе вы представляете результаты своей работы по выбранной теме, перечисляете критерии достижения цели, описываете и анализируете количественные и качественные изменения в педагогическом процессе. При необходимости указываете название и авторов диагностик, с помощью которых вы выявляли данные результаты.

Адресная направленность. Отразите область применения вашего опыта. Вы должны чётко понимать, кому адресован ваш опыт, кому вы рекомендуете его использовать.

Приложение. Это один из самых интересных для практиков раздел – копилка практических идей, материалы, которые раскрывают технологию вашего опыта работы. Вы можете приложить к этому разделу конспекты, сценарии, технологические карты, фотографии, перспективные планы работы и т.д. Не пишите много теории

4. Рекомендуемый объём материалов по теме опыта работы – 10–15 листов, без приложений. Не пишите много теоретических аспектов по теме вашего опыта работы. Их можно найти много в методической литературе и интернете. Опишите и представьте более подробно практические педагогические находки, изюминки, которые принадлежат именно вам и которые вы апробировали.

Необходимым требованием к описанию опыта является также привлекательность изложения. Сама подача материала должна вызывать заинтересованность у читателя, его желание воспользоваться рекомендуемым опытом. Это достигается с помощью ярких примеров, показом конкретной методики, убедительностью полученных результатов.

5. Обобщайте свой опыт работы, чтобы транслировать его. При подготовке развернутого описания опыта своей работы вы должны понимать, что это не самоцель. Это нужно для дальнейшей работы, чтобы пропагандировать и внедрять опыт работы.

Учитесь его транслировать:

- презентуйте свой опыт на мероприятиях различного уровня (в детском саду, на муниципальных, областных мероприятиях, конференциях, семинарах и т.д.);

- публикуйте в педагогических журналах;

- участвуйте в профессиональных конкурсах различного уровня (ДОУ, районных, областных, всероссийских);

- заведите в интернете личный блог, транслируйте свой опыт разным категориям слушателей. Не только коллеги, но и родители проявляют интерес к педагогическим находкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....