Тема "Ударение"
презентация к уроку (старшая группа)

Напалкова Роза Геннадьевна

Обучение детей старшего дошкольного возраста правильно ставить ударение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразовое и логическое ударение как одно из основных направлений работы по формированию выразительности детской речи.

Слайд 2

УДАРЕНИЕ-КОМПОНЕНТ ИНТОНАЦИИ Словесное ударении отличается большей длительностью произношения и гласной в ударном слоге. В русском языке ударение свободное, подвижное.

Слайд 3

Ударение может различаться по функции, которую оно выполняет: Логическое ударение позволяет выделить наиболее важное слово в фразе по смыслу. Суть логического ударения можно легко понять. Например, прочитайте выделенные слова, делая на каждом акцент: Он может сделать это. Он может сделать это. Он может сделать это . Фразовое ударение же делает акцент на одном из тактов фразы. Как правило, фразовое ударение "бьет" на заключительное слово в фразе. Например: Дорога шла лесом .

Слайд 4

Работа над постановкой логического ударения: - прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено; - прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено; - прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.

Слайд 5

Игры и упражнения для постановки логического ударения. «Скороговорки» Описание. Произнести скороговорку, меняя ударение на словах: Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышат в шалаше шуршат . «Кто в каком домике живёт?»(2) Цель . Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения. «Найди слово» (1) Цель . Учить определять слово – носитель логического ударения в вопросительном предложении. Описание. Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительные предложения. Педагог произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку. Девочка моет чашку? – Девочка моет чашку ? Мальчик сорвал яблоко? – Мальчик сорвал яблоко ? «Сравнение» (1) Цель . Учить сравнивать и воспроизводить предложения, отличающиеся только логическим ударением. Описание. Ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением. Затем повторить их точно так же. Таня смеется. – Таня смеется . Собака несет палку. – Собака несет палку . У Пети красный шарик. – У Пети красный шарик. Диван стоит у окна. – Диван стоит у окна . «Учись ставить логическое ударение» (1) Цель. Учить самостоятельно выбирать слова в предложении, произносимые с логическим ударением. Описание. Повторить за педагогом фразу: «Папа пришел с работы». Первый раз сказать ее так, чтобы было понятно, что папа пришел с работы, а не дядя. Второй раз – чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз – нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина.

Слайд 6

«Построения» Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

Слайд 7

«Кто в каком домике живёт?» Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

Слайд 8

«Найди слово» Описание. Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительные предложения. Педагог произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку. Девочка моет чашку? – Девочка моет чашку ? Мальчик сорвал яблоко? – Мальчик сорвал яблоко ?

Слайд 9

«Сравнение» Описание. Ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением. Затем повторить их точно так же. Таня смеется. – Таня смеется . Собака несет палку. – Собака несет палку . У Пети красный шарик. – У Пети красный шарик. Диван стоит у окна. – Диван стоит у окна .

Слайд 10

«Учись ставить логическое ударение» Описание. Повторить за педагогом фразу: «Папа пришел с работы» . Первый раз сказать ее так, чтобы было понятно, что папа пришел с работы, а не дядя. Второй раз – чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз – нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина.